Новое в регулировании
Обзор значимых изменений законодательства РФ в ИТ-сфере за 4 квартал 2018 года
В настоящий обзор включены принятые и опубликованные нормативно-правовые акты, письма и разъяснения государственных органов, а также проекты федеральных законов, уже принятых как минимум во втором чтении.
I. ТАМОЖЕННЫЙ, ЭКСПОРТНЫЙ И ВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬ
Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.10.2018 № 167 «Об утверждении перечня продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке соответствия требованиям технического регламента Евразийского экономического союза «Об ограничении применения опасных веществ в изделиях электротехники и радиоэлектроники» (ТР ЕАЭС 037/2016)»
Установлен перечень товаров, при ввозе которых необходимо предоставлять декларацию о соответствии техническому регламенту ЕАЭС 037/2016.
В целях реализации подпункта «в» пункта 2 Положения о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза (утв. Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.12.2012 г. № 294) Коллегия Евразийской экономической комиссии утвердила перечень товаров, при ввозе которых необходимо предоставлять декларацию о соответствии требованиям технического регламента Евразийского экономического союза «Об ограничении применения опасных веществ в изделиях электротехники и радиоэлектроники» (ТР ЕАЭС 037/2016).
К таким товарам, в частности, отнесены электронные вычислительные машины и подключаемые к ним устройства, в том числе, серверы, системные блоки персональных компьютеров, ноутбуки, смартфоны, периферийные устройства и т. п.
Дата вступления в силу – 18.11.2018.
Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 30.10.2018 № 172 «О классификации квадрокоптеров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза»
Установлены коды ТН ВЭД ЕАЭС, применяемые для классификации квадрокоптеров.
Установлены коды Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, применяемые для классификации квадрокоптеров – то есть четырехвинтовых беспилотных летательных аппаратов.
Квадрокоптеры, имеющие встроенные приемники навигационных систем (GPS, ГЛОНАСС и т. п.) или способные к автоматизированному полету, классифицируются в товарной позиции 8802 ТН ВЭД ЕАЭС, как летательные аппараты.
Квадрокоптеры, не имеющие фото- или видеооборудования, контролируемые путем визуального наблюдения и не способные к автоматизированному полету, предназначенные для развлечения, классифицируются в товарной позиции 9503 00 ТН ВЭД ЕАЭС, как игрушки.
Дата вступления в силу – 06.12.2018.
II. ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ
Письмо Роскомнадзора от 21.09.2018 № 08-77473 «О результатах рассмотрения письма»
Роскомнадзор дал разъяснения по вопросу обработки персональных данных участников закупок без их согласия.
Роскомнадзор, рассмотрев письмо, касающееся разъяснения законодательства о персональных данных, отмечает, что обработка персональных данных оператором в объеме, в порядке и сроки, предусмотренные законодательством Российской Федерации в сфере закупок, без согласия субъектов персональных данных (участников закупок) не будет противоречить требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных, так как допускается обработка персональных данных без согласия субъекта персональных данных, если обрабатываются данные, подлежащие опубликованию или обязательному раскрытию в соответствии с федеральным законом. К такой информации как раз относится информация, содержащаяся в единой информационной системе в сфере государственных (муниципальных) закупок, которая является общедоступной, в том числе протоколы закупок и реестр заключенных контрактов, в который включаются также ФИО поставщика, информация о его месте жительства, номера телефонов, адрес электронной почты, ИНН, а также копия заключенного контракта.
Кроме того, Роскомнадзор также обращает внимание, что с 1 января 2019 года в единую информационную систему в сфере закупок будет также включен единый реестр участников закупок, который также будет содержать персональные данные, согласия на обработку которых спрашивать необязательно.
III. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ
Федеральный закон от 27.12.2018 № 549-ФЗ «О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации»
Принят закон о предоставлении временной правовой охраны промышленным образцам.
Введена временная правовая охрана промышленных образцов с момента публикации заявки на регистрацию промышленного образца после прохождения ею формальной экспертизы и до момента публикации сведений о выдаче патента на промышленный образец.
Промышленный образец – это решение внешнего вида изделия промышленного или кустарно-ремесленного производства (пункт 1 статьи 1352 ГК РФ).
Последствия действия временной правовой охраны промышленных образцов аналогичны тому, что предусмотрено в отношении изобретений: третье лицо, использующее заявленный на регистрацию промышленный образец в период с момента публикации заявки на регистрацию после прохождения ею формальной экспертизы и до момента публикации сведений о выдаче патента выплачивает патентообладателю после получения им патента денежное вознаграждение. Размер вознаграждения определяется соглашением сторон, а в случае спора – судом. То есть уже существующий механизм временной правовой охраны изобретений распространен на промышленные образцы.
Дата вступления в силу – 27.06.2019.
Постановление Правительства РФ от 30.12.2018 № 1782 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. № 992»
Организации по управлению правами на коллективной основе не вправе удерживать для финансирования собственных расходов и направления в специальные фонды более 45 % от суммы собранного такой организацией вознаграждения
Правительство РФ, в рамках реализации полномочия, предоставленного ему пунктом 4 статьи 1243 ГК РФ, установило предельный (максимальный) размер сумм, удерживаемых организациями по управлению правами на коллективной основе на покрытие собственных расходов по сбору вознаграждения за использование авторских и смежных прав, в том числе, направляемых в специальные фонды, создаваемые такой организацией.
В частности, предусмотрено, что общий размер суммы, удерживаемый такой организацией для покрытия собственных расходов и перевода в специальные фонды не может составлять более 45 % от суммы вознаграждения, собранного такой организацией. При этом непосредственно в специальные фонды не может быть направлено более 20 % от суммы собранного организацией вознаграждения.
Организации по управлению правами на коллективной основе – это основанные на членстве некоммерческие организации, на которые в соответствии с полномочиями, предоставленными им правообладателями, возлагается управление авторскими и смежными правами на коллективной основе (пункт 1 статьи 1242 ГК РФ). Организации по управлению правами на коллективной основе, получившие государственную аккредитацию, вправе также осуществлять управление правами и сбор вознаграждения для тех правообладателей, с которыми у нее такие договоры не заключены (пункт 3 статьи 1244 ГК РФ).
Дата вступления в силу – 12.01.2019.
Приказ Минэкономразвития России от 19.09.2018 № 506 «О внесении изменения в Правила составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации изобретений, и их форм, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 25 мая 2016 г. № 316» (Зарегистрирован в Минюсте России 10.10.2018)
Дополнены правила рассмотрения документов при регистрации изобретений.
Правила дополняются указанием на то, что при проведении экспертизы заявки на изобретение по существу учитываются замечания третьих лиц в отношении соответствия заявленного изобретения условиям патентоспособности, если такие замечания представлены до принятия решения по заявке.
Дата вступления в силу – 22.10.2018.
Приказ Минэкономразвития России от 01.10.2018 № 527 «О внесении изменений в Правила составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации изобретений, и их формы и Требования к документам заявки на выдачу патента на изобретение, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 25 мая 2016 г. № 316» (Зарегистрирован в Минюсте России 03.12.2018)
Уточнены правила совершения юридически значимых действий по регистрации изобретений, относящихся к композиции.
Внесены изменения, касающиеся особенностей регистрации изобретений, относящихся к композиции (сочетанию, смеси нескольких ингредиентов; к композиции, например, относятся смеси, растворы, сплавы и т. п.). В частности, устанавливается, что для проверки новизны и изобретательского уровня изобретения, относящегося к композиции, не допускается для его характеристики использовать в качестве признаков сведения, непосредственно к композиции не относящиеся (например, условия и режимы использования этой композиции в каком-либо процессе, способе), количественный параметр, характеризующий одно или более свойств композиции, в случаях, когда этот параметр является отличительным признаком в характеристике композиции в независимом пункте формулы (например, параметры прочности ламинирования, сопротивления растрескиванию при напряжении, фармакокинетического профиля и тому подобное), технический результат, проявляющийся при изготовлении или использовании композиции. При характеристике фармацевтической композиции не допускается использование признаков, относящихся к способу лечения или профилактики заболевания (например, указание доз, условий или режимов применения композиции или лекарственных средств, полученных на ее основе).
Дата вступления в силу – 15.12.2018.
Рекомендации по управлению правами на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации в регионах Российской Федерации (публикация на сайте http://economy.gov.ru по состоянию на 04.12.2018)
Минкэкономразвития России разработало для субъектов Российской Федерации рекомендации по управлению правами на результаты интеллектуальный деятельности.
Подготовка указанных рекомендаций связана с целью развития государственной политики в сфере интеллектуальной собственности на региональном уровне, в том числе, с учетом положений утвержденной Указом Президента РФ от 01.12.2016 № 642 «Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации».
В документе освещаются функции и полномочия регионального органа власти в области интеллектуальной собственности и компетенции ответственных работников, основы нормативной базы, регулирующей правоотношения в сфере интеллектуальной собственности на уровне субъектов, а также особенности закупочных процедур, связанных с приобретением прав на результаты интеллектуальной деятельности, рекомендации по поддержке инновационного предпринимательства и изобретателей на уровне субъектов и порядок отчетности об эффективности системы управления правами на результаты интеллектуальной деятельности в субъектах.
IV. ИНФОРМАЦИЯ, ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИЯ, ЗАЩИТА ИНФОРМАЦИИ
Федеральный закон от 02.10.2018 № 347-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»
Установлена административная ответственность за неисполнение решения суда о прекращении распространения информации или о ее опровержении.
Внесены изменения в статью 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях — установлена административная ответственность за неисполнение требований о прекращении распространения информации и (или) об опровержении ранее распространенной информации, содержащихся в исполнительном документе. Такие требования, например, могут быть связаны с распространением информации, порочащей честь, достоинство, деловую репутацию гражданина, деловую репутацию юридического лица.
За первоначальное неисполнение таких требований в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, установлена ответственность в виде штрафа:
- для граждан: от 5 000 до 20 000 рублей;
- для должностных лиц: от 10 000 до 50 000 рублей;
- для юридических лиц: от 50 000 до 200 000 рублей;
За повторное неисполнение требований об удалении/опровержении информации после наложения штрафа также установлена ответственность в виде штрафа:
- для граждан: от 10 000 до 25 000 рублей;
- для должностных лиц: от 15 000 до 50 000 рублей;
- для юридических лиц: от 50 000 до 200 000 рублей;
Кроме того, за повторное неисполнение таких требований после наложения штрафа граждане могут быть подвергнуты административному аресту на срок до 10 суток, либо привлечены к обязательным работам на срок до 120 часов, а должностные лица – к административному аресту на срок до 15 суток, либо к обязательным работам на срок до 200 часов.
Дата вступления в силу – 13.10.2018.
Федеральный закон от 18.12.2018 № 472-ФЗ «О внесении изменений в статью 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и статью 5 Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»
Внесены изменения, связанные с защитой детей от информации, направленной на склонение или иное вовлечение несовершеннолетних в совершение противоправных действий, представляющих угрозу для их жизни и здоровья и (или) жизни и здоровья иных лиц.
Настоящим законом, во-первых, вводится новое основание для блокировки Интернет-ресурсов – распространение информации, направленной на склонение или иное вовлечение несовершеннолетних в совершение противоправных действий, представляющих угрозу для их жизни и (или) здоровья либо для жизни и (или) здоровья иных лиц. О блокировке Интернет-ресурса по данному основанию уполномоченный орган также уведомляет органы внутренних дел.
Во-вторых, установлено, что провайдер хостинга и владелец сайта предпринимают меры, предусмотренные статьей 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», незамедлительно, а не в течении суток.
Кроме того, информация, направленная на склонение или иное вовлечение несовершеннолетних в совершение противоправных действий, представляющих угрозу для их жизни и (или) здоровья либо для жизни и (или) здоровья иных лиц включена в ст. 5 Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» как один из видов информации, причиняющих вред здоровью и (или) развитию детей.
Дата вступления в силу – 29.12.2018.
Постановление Правительства РФ от 27.10.2018 № 1279 «Об утверждении Правил идентификации пользователей информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» организатором сервиса обмена мгновенными сообщениями»
Утверждены правила идентификации пользователей интернет-мессенджеров.
Установлены правила идентификации пользователей сети «Интернет», передачу сообщений которых осуществляет организатор сервиса обмена мгновенными сообщениями. Данные правила обязательны к применению организаторами сервиса обмена мгновенными сообщениями в соответствии с пунктом 1 части 4.2 статьи 10.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
Правила устанавливают, что идентификация пользователей сервиса обмена мгновенными сообщениями должна осуществляться на основании достоверного установления сведений об абонентском номере пользователя на основании договора об идентификации, заключенного организатором сервиса обмена мгновенными сообщениями с оператором связи. Так, для подтверждения абонентского номера организатор сервиса обмена мгновенными сообщениями будет предлагать пользователю совершить действия с использованием его абонентского номера, позволяющие достоверно установить, что сообщенный абонентский номер при регистрации в сервисе обмена мгновенными сообщениями используется пользователем.
Операторы связи, в свою очередь, будут обязаны содействовать в достоверном установлении личности пользователя, в том числе, оперативно, в течение 20 минут при поступлении запроса от организатора обмена мгновенными сообщениями, предоставлять информацию о наличии (отсутствии) в базах данных сведений о пользователе. При этом, если данных об абоненте у оператора связи не окажется или он их не представит, то идентификация пользователем не пройдет и ему будет отказано в пользовании сервисом мгновенных сообщений. Если такие данные у оператора связи есть, то он должен отметить, что указанный номер используется пользователем мессенджера с указанием организатора сервиса обмена мгновенными сообщениями.
Данные правила не распространяются на операторов государственных информационных систем, операторов муниципальных информационных систем, операторов связи, оказывающих услуги связи на основании соответствующей лицензии, в части лицензируемой деятельности, а также не распространяются на граждан (физических лиц), осуществляющих деятельность для личных, семейных и домашних нужд.
Дата вступления в силу – 05.05.2019.
Приказ Минкомсвязи России от 13.08.2018 № 397 «Об утверждении требований к порядку реализации функций аккредитованного удостоверяющего центра и исполнения его обязанностей» (Зарегистрирован в Минюсте России 17.12.2018)
Утверждены требования к порядку реализации функций аккредитованного удостоверяющего центра и исполнения его обязанностей.
На основании пункта 4 части 4 статьи 8 Федерального закона от 06.04.2011 года № 63-ФЗ «Об электронной подписи» Минкомсвязь утвердило требования к содержанию порядка реализации функций аккредитованного удостоверяющего центра и исполнения его обязанностей, разрабатываемого аккредитованным удостоверяющим центром.
Указанный порядок, в том числе, должен содержать сведения об удостоверяющем центре, перечень выполняемых им функций и оказываемых услуг, порядок и сроки оказания услуг и требования к предоставляемым в удостоверяющий центр документам.
Удостоверяющий центр – это юридическое лицо, индивидуальный предприниматель либо государственный орган или орган местного самоуправления, осуществляющие функции по созданию и выдаче сертификатов ключей проверки электронных подписей, а также иные функции, предусмотренные Федеральным законом «Об электронной подписи». Аккредитованный удостоверяющий центр имеет право создавать и выдавать сертификаты усиленной квалифицированной электронной подписи.
Дата вступления в силу –29.12.2018.
Информация Роскомнадзора «Алгоритм (порядок) взаимодействия заинтересованных органов при выявлении противоправного контента в сети «Интернет»
Роскомнадзор довел до сведения информацию о порядке взаимодействия при выявлении в сети Интернет противоправного контента.
В приведенной Роскомнадзором информации объясняется, блокировка каких сайтов допускается во внесудебном порядке на основании решений МВД России, Роскомнадзора, Роспотребнадзора, ФНС России и Росалкогольрегулирования; ограничение доступа к каким сайтам допускается незамедлительно на основании требования Генерального прокурора РФ или его заместителей; а также в каких случаях допускается ограничение доступа на основании постановления судебного пристава-исполнителя;
Также уточняется, что обращения государственных органов в случае обнаружения запрещенного контента могут быть направлены, в частности, на сайт Роскомнадзора по адресу eais.rkn.gov.ru/feedback/. Кроме этого, при выявлении экстремистского материала сведения о его распространении могут быть направлено в территориальное подразделение МВД России, ФСБ России или прокуратуры.
V. СВЯЗЬ
Федеральный закон от 11.12.2018 № 465-ФЗ «О внесении изменения в статью 22 Федерального закона «О связи»
Введена обязанность по установке радиоэлектронных средств и высокочастотных средств, подлежащих регистрации, в срок не более, чем через 30 дней со дня их регистрации.
Внесена поправка в Федеральный закон от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи», касающаяся установки радиоэлектронных средств и высокочастотных средств, подлежащих регистрации. Предусмотрено, что такие средства должны быть установлены по месту, указанному при их регистрации, в течение 30 дней с момента их регистрации.
Дата вступления в силу – 22.12.2018.
Федеральный закон от 27.12.2018 № 527-ФЗ «О внесении изменений в статьи 46 и 54 Федерального закона «О связи»
Подписан закон об отмене национального роуминга на территории Российской Федерации.
Внесены изменения в статью 46 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи», предусматривающие обязанность оператора связи устанавливать одинаковые условия оказания услуг мобильной связи, вне зависимости от того, находится ли абонент на территории своего «домашнего» региона или на территории иного региона Российской Федерации.
Кроме того, внесены изменения в статью 54 закона в части установления платы за входящие вызовы при использовании мобильной связи. В частности, если раньше договором об оказании услуг связи могла быть установлена плата за входящие звонки от абонентов, находящихся в других регионах Российской Федерации, то теперь плата по данному основанию может быть установлена только за входящие звонки от абонентов, находящихся за пределами территории РФ.
Дата вступления в силу – 01.06.2019.
Федеральный закон от 27.12.2018 № 529-ФЗ «О внесении изменений в статью 46 Федерального закона «О связи»
Установлена обязанность для операторов спутникового теле- и радиовещания по обязательному заключению договоров услуг связи в отношении трансляции обязательных общедоступных теле- и радиоканалов с гражданами, проживающими в населенных пунктах, не охваченных цифровым теле- и радиовещанием.
Внесены дополнения в статью 46 Федерального закона «О связи» в части обязанностей операторов, оказывающих услуги связи для целей телевизионного вещания и (или) радиовещания, по предоставлению услуг связи в отношении трансляции обязательных общедоступных теле- и радиоканалов в населенных пунктах, не охваченных цифровым вещанием.
Во-первых, предусмотрено, что такой оператор связи не может отказаться от заключения договора услуг связи в отношении трансляции обязательных общедоступных каналов с гражданами при одновременном наличии следующих условий:
- гражданин проживает в населенном пункте, не охваченном цифровым вещанием (перечень таких населенных пунктов утверждает Минкомсвязь РФ), и обращается к оператору связи, оказывающему соответствующие услуги в данном населенном пункте;
- гражданин владеет пользовательским оборудованием, которое может быть использовано в сети данного оператора связи;
- гражданин и (или) члены его семьи, проживающие с ним, не имеют соответствующих договоров с другими операторами связи;
Во-вторых, оператор не вправе обусловить заключение договора с такими гражданами уплатой каких-либо платежей, кроме платы за подключение, взимаемой однократно при заключении договора.
Дата вступления в силу – 28.12.2018.
Постановление Правительства РФ от 03.11.2018 № 1310 «О внесении изменений в Правила оказания услуг телефонной связи»
В Правила оказания услуг телефонной связи внесены изменения, в частности, связанные с первоначальной идентификацией абонента и последующей проверкой достоверности представленных им сведений.
Уточнены положения Правил оказания услуг телефонной связи, связанные с первоначальной идентификацией абонента (пользователя) и последующей проверкой сведений о нем.
Во-первых, уточнен перечень документов, предоставляемых абонентом, и установлено, что абонент не предоставляет такие документы в случае заключения договора, предусматривающего оказание услуг телефонной связи с использованием средств коллективного доступа или заключения договора с использованием сети «Интернет»
Во-вторых, установлено, что договор оказания услуг связи может быть заключен путем совершения конклюдентных действий, позволяющих достоверно установить волеизъявление абонента в отношении заключения договора.
В-третьих, введен порядок проверки достоверности сведений об абоненте и о пользователях – абонентах юридического лица, в том числе с использованием Единой системы идентификации и аутентификации. Оператор должен осуществлять такую проверку в течение 30 дней с момента заключения договора с абонентом или с момента предоставления сведений о пользователях абонентом-юридическим лицом.
Внесены также иные изменения в ряд положений Правил оказания услуг связи, связанные с заключением, изменением и расторжением договора оказания услуг связи.
Дата вступления в силу – 17.11.2018.
Постановление Правительства РФ от 03.11.2018 г. № 1317 «О внесении изменений в Положение о федеральном государственном надзоре в области связи»
Установлена обязанность уполномоченного органа использовать индикаторы риска нарушения обязательных требований, утвержденные Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, в качестве основания для проведения внеплановых проверок.
В Положение о федеральном государственном надзоре в области связи внесены изменения, в соответствии с которыми предписывается Роскомнадзору в качестве основания для проведения внеплановых проверок использовать индикаторы риска нарушения обязательных требований, утвержденных Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, как основание для проведения внеплановых проверок.
Индикаторы риска нарушения обязательных требований – это утверждаемые федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, параметры, соответствие которым или отклонение от которых, выявленные при проведении государственными органами мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, сами по себе не являются доказательством нарушения обязательных требований, но свидетельствуют о высокой вероятности такого нарушения и могут являться основанием для проведения внеплановой проверки (пункт 5.1 статьи 2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»).
Дата вступления в силу – 15.11.2018.
Постановление Правительства РФ от 22.12.2018 № 1633 «О внесении изменений в приложение к перечню радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, подлежащих регистрации»
Расширен перечень радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, не подлежащих регистрации.
К таким устройствам теперь, в том числе, относятся отдельные виды абонентских земных станций спутниковой связи, активные медицинские имплантаты и связанное с ними дополнительное оборудование, устройства для обнаружения и спасания пострадавших от снежных лавин и иное оборудование.
Дата вступления в силу – 02.01.2019.
Приказ Минкомсвязи России от 29.10.2018 № 573 «Об утверждении Требований к техническим и программным средствам информационных систем, содержащих базы данных абонентов оператора связи и предоставленных им услугах связи, а также информацию о пользователях услугами связи и о предоставленных им услугах связи, обеспечивающих выполнение установленных действий при проведении оперативно-розыскных мероприятий»
Утверждены требования к техническим и программным средствам информационных систем, содержащих базы данных абонентов оператора связи и предоставленных им услугах связи, а также информацию о пользователях услугами связи и о предоставленных им услугах связи, обеспечивающих выполнение установленных действий при проведении оперативно-розыскных мероприятий.
Указанные требования разработаны в целях обеспечения целостности, устойчивости функционирования и безопасности единой сети электросвязи России, а также создания условий для выполнения органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, возложенных на них задач с использованием технических средств.
За счет технических и программных средств указанных систем осуществляется сбор, накопление, хранение, поиск и предоставление органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, информации пользователей, в том числе голосовой информации, текстовых сообщений, изображений, звуков, видео- или иных сообщений и пр.
Требования обязательны к применению для технических и программных средств, подлежащих установке на сетях операторов связи, осуществляющих деятельность в рамках лицензий на оказание услуг связи.
Дата вступления в силу – 30.12.2018.
VI. ИНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ
Постановление Правительства РФ от 30.12.2018 № 1779 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 8 июня 2018 г. № 658»
Внесены корректировки в правила централизованной закупки для нужд федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов офисного программного обеспечения, программного обеспечения для ведения бюджетного учета и программного обеспечения в сфере информационной безопасности.
Внесены изменения в постановление Правительства РФ от 08.06.2018 № 658 «О централизованных закупках офисного программного обеспечения, программного обеспечения для ведения бюджетного учета, а также программного обеспечения в сфере информационной безопасности».
Данными изменениями, во-первых, установлено, что потребность в закупке офисного программного обеспечения и программного обеспечения в сфере информационной безопасности определяется с учетом планов-графиков федеральных органов исполнительной власти, утверждаемых ими в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 26.07.2016 № 1588-р.
Во-вторых, уточнено понятие программного обеспечения в сфере информационной безопасности. Под таким программным обеспечением понимаются «средства антивирусной защиты, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации в сфере обеспечения информационной безопасности и относящиеся в соответствии с классификатором программ для электронных вычислительных машин и баз данных к классу «средства обеспечения информационной безопасности», сведения о которых включены в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных».
Внесены также иные изменения технического характера.
Дата вступления в силу – 12.01.2019.
Приказ Ростехнадзора от 30.07.2018 № 325 «Об утверждении Порядка проведения экспертизы программ для электронных вычислительных машин, используемых в целях построения расчетных моделей процессов, влияющих на безопасность объектов использования атомной энергии и (или) видов деятельности в области использования атомной энергии» (Зарегистрирован в Минюсте России 12.11.2018)
Установлен порядок проведения экспертизы программ для ЭВМ, рассчитывающих безопасность объектов использования атомной энергии.
Установлен порядок проведения экспертизы программ для ЭВМ, предназначенных для использования в целях построения расчетной модели (расчетных моделей) процессов, влияющих на безопасность объектов использования атомной энергии и (или) видов деятельности в области использования атомной энергии, при подготовке документов, обосновывающих безопасность указанных объектов и (или) видов деятельности в определенных тематических областях.
Результатом проведения экспертизы является оценка возможности использования программы для ЭВМ в целях построения расчетных моделей процессов, влияющих на безопасность объектов использования атомной энергии и (или) видов деятельности в области использования атомной энергии.
Экспертиза проводится организацией научно-технической поддержки уполномоченного органа государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии на основании заявки и за счет средств Заказчика – правообладателя программы для ЭВМ.
Дата вступления в силу – 23.11.2018.
Приказ Минкультуры России от 26.10.2018 № 1876 «Об утверждении перечня документов, необходимых для включения организации в реестр организаций, осуществляющих производство анимационной аудиовизуальной продукции и (или) оказание услуг (выполнение работ) по созданию анимационной аудиовизуальной продукции, порядка их представления, порядка и оснований включения (исключения) организаций в реестр организаций, осуществляющих производство анимационной аудиовизуальной продукции и (или) оказание услуг (выполнение работ) по созданию анимационной аудиовизуальной продукции, а также порядка его ведения» (Зарегистрирован в Минюсте России 10.12.2018)
Утвержден порядок включения (исключения) организаций в реестр производителей анимационной и аудиовизуальной продукции, перечень необходимых для включения в реестр документов, а также порядок ведения данного реестра.
Включение организаций, осуществляющих производство анимационной аудиовизуальной продукции в соответствующий реестр осуществляется на основании предоставляемого такой организацией заявления и справки, составляемых заявителем, а также документов, подтверждающих указанные в справке сведения.
Ведение реестра и рассмотрение документов осуществляется Министерством культуры Российской Федерации. Включение организации в реестр осуществляется в течение 10 рабочих дней с момента регистрации поступивших документов.
Включение организаций, осуществляющих производство анимационной аудиовизуальной продукции, в соответствующий реестр является одним из требований для применения льгот по уплате страховых взносов, установленных подпунктом 6 пункта 2 статьи 427 НК РФ.
Дата вступления в силу – 22.12.2018.
Приказ Минкомсвязи России от 20.09.2018 № 486 «Об утверждении методических рекомендаций по переходу государственных компаний на преимущественное использование отечественного программного обеспечения, в том числе отечественного офисного программного обеспечения»
Утверждены рекомендации по переходу государственных компаний на отечественное программное обеспечение.
Минкомсвязи России утвердило масштабные рекомендации по переходу государственных компаний на преимущественное использование отечественного программного обеспечения. Рекомендации направлены, в том числе, на:
- акционерные общества с преобладающим госучастием;
- государственные и муниципальные унитарные предприятия;
- государственные и муниципальные казенные предприятия;
- бюджетные учреждения;
- государственные корпорации;
- иные хозяйственные общества с преобладающим госучастием и их дочерние общества;
Переход на отечественное программное обеспечение предлагается запланировать на 2018-2021 годы. Переход предлагается осуществить, в том числе, в отношении «офисного» программного обеспечения (к которому относится, в частности, операционные системы, текстовые и иные редакторы, коммуникационное ПО, интернет-браузер, антивирусное ПО и т. п).
Предусмотрено, что к 2021 году доля закупок отечественного программного обеспечения, а также работ и услуг, связанных с таким программным обеспечением, должна составить не менее 85 % от общего числа закупок соответствующей категории.
Письмо ФАС России от 22.08.2018 № АД/66643/18 «По вопросу о разграничении применения статей 14.2 и 14.6 Закона о защите конкуренции»
ФАС России доводит до сведения особенности разграничения составов недобросовестной конкуренции, связанной с введением потребителей в заблуждение и смешение.
ФАС России указывает, что необходимо проводить разграничение применения статей 14.2 и 14.6 Федерального закона «О защите конкуренции».
Так, статьей 14.6 предусмотрен запрет недобросовестной конкуренции в форме смешения, под которым понимается реализация своего товара под видом товара конкурента. Статьей же 14.2 предусмотрена уже необходимость квалификации введения потребителя в заблуждение путем формирования у него ложного впечатления об отдельных характеристиках товара с целью повлиять на его решение приобрести данный товар.
ФАС России отмечает, что разграничение указанных составов в следует производить с учетом избранной формы взаимодействия предполагаемого нарушителя с потребителем: смешение в большинстве случаев происходит в результате использования приемов оформления самих товаров, а запрет на введение в заблуждение относится прежде всего к информации о товаре, распространяемой различными способами.
Также отмечается, что неоднозначность квалификации в данном случае может создаваться и применительно к созданию ложного впечатления о месте производства товара. Нарушение может выражаться как в размещении ложных сведений о месте производства товара, так и в использовании при оформлении товара или места его продажи обозначений, ассоциирующихся у потребителей с каким-либо географическим объектом (например, цветовое сочетание, ассоциирующееся с флагом страны, символы, традиционные орнаменты и т.п.). При этом, в таком случае вид товара и/или внешнее оформление упаковки в целом может не иметь аналогов среди оригинальных товаров с указанным местом происхождения, в связи с чем невозможно ошибочное приобретение одного товара вместо другого, кроме того, действия нарушителя направлены на формирование впечатления в отношении отдельной характеристики товара, прямо упомянутой в ст. 14.2 Федерального закона «О защите конкуренции», в связи с чем именно данная норма подлежит применению.
Также ФАС России обращает внимание, что факт использования, в том числе на витрине, товарного знака, не принадлежащего осуществляющему деятельность в данном месте лицу, само по себе не может свидетельствовать о создании смешения с деятельностью хозяйствующего субъекта — конкурента — правообладателя, реализующего тот же товар. В то же время использование товарного знака может содержать признаки нарушения статьи 14.2 Закона «О защите конкуренции», например, в случае, если в результате такого использования при оформлении места продажи товара или в рекламе у конечных потребителей может создаться впечатление, что организация-продавец является официальным дистрибьютором продукции, в то время как это не соответствует действительности.
А факт отсутствия разрешения правообладателя на использование товарного знака, индивидуализирующего товар, сам по себе не влечет признания недостоверной рекламы услуг, оказываемых в отношении этого товара, в том случае, если потребитель воспринимает такую рекламу как рекламу независимого исполнителя.