Новое в регулировании

Обзор значимых изменений законодательства РФ в ИТ-сфере за II квартал 2022 года

Во втором обзоре за 2022 год вы узнаете, какие меры государство принимает для поддержки IT-компаний в условиях санкций, найдете разъяснения о новых актах, предусматривающих предоставление льгот по налогам, субсидий, кредитов по заниженной ставке, освобождение от проверок, а также различных бонусов IT-специалистам (упрощение трудоустройства иностранных граждан, отсрочка от военной службы и др.).

Также мы рассмотрели недавно принятые ключевые акты, затрагивающие порядок использования объектов интеллектуальной собственности недружественных правообладателей. Кроме того, в центре внимания предоставление прав на ноу-хау, полезные модели, промышленные образцы, ограничение сбора персональных данных потребителей, регистрация товарных знаков гражданами (в том числе и самозанятыми) и многое другое.

 

1. МЕРЫ В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ

Подробнее

1.1.       Упрощена процедура получения вида на жительства и трудоустройства для иностранных граждан, специализирующихся в сфере IT

Федеральный закон от 28.06.2022 № 207-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»

Иностранным гражданам – специалистам в IT-сфере (и членам их семьи), заключившим трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ/оказание услуг с российской аккредитованной IT-компанией, предоставляется право на получение вида на жительства без получения разрешения на временное проживание. При этом такой вид на жительство работника будет аннулирован по специальному основанию: если в течение 30 рабочих дней после расторжения договора, на основании которого он получил разрешение, или аннулирования аккредитации IT-компании, на которую он работает, не будет заключен новый аналогичный договор. Для трудоустройства таким гражданам не нужно получать разрешение на работу или патент.

Изменения внесены в Закон о правовом положении иностранных граждан[1].

Дата вступления в силу – 28.06.2022.

[1] Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ.

1.2.       Разрешено использовать объекты интеллектуальной собственности, относящиеся к товарам, включенным в перечень Минпромторга России, без согласия правообладателя

Федеральный закон от 28.06.2022 № 213-ФЗ «О внесении изменения в статью 18 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Согласно новому регулированию, не будет нарушением исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации (например, на ТЗ) их использование, если такие объекты интеллектуальной собственности необходимы для создания товаров, включенных Минпромторгом России в перечень[1]. Нарушением также не будет использование средств индивидуализации, которыми такие товары маркированы.

Законодатель, разъясняя цели законопроекта, указывает на необходимость снижения роста цен на импортируемые товары в связи с введенными санкциями. Понятие «использование» можно толковать широко, а это может означать не только легализацию параллельного импорта в отношении товаров из перечня, но и легализацию их производства.

Дата вступления в силу – 28.06.2022.

[1] Приказ Минпромторга России от 19.04.2022 № 1532. См. подробнее п. 1.13 обзора.

1.3.       Вводится ограничение по распространению контрсанкционной информации

Проект Федерального закона № 135977-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»

(1) В связи с недружественными действиями иностранных государств против России установлено ограничение на распространение контрсанкционной информации среди неопределенного круга лиц, в том числе с помощью СМИ и сети Интернет.

Вводится понятие контрсанкционной информации – это сведения любого характера (экономические, технические, производные и др.) о совершенных или планируемых к совершению российскими гражданами или организациями, которые участвуют в внешнеторговой деятельности, внешнеторговых сделок, связанных с интеллектуальной собственностью, информацией, товарами, услугами, которые необходимы для обеспечения потребностей внутреннего рынка России, в связи с риском применения к ним мер ограничительного характера со стороны недружественных стран. Определен перечень информации, которая не будет отнесена к контрсанкционной (как, например, сведения, которые обязательны к распространению по закону).

Распространение контрсанкционной информации возможно только с письменного согласия участника внешнеторговой деятельности (кроме ряда случаев, когда такая информация распространяется государственными организациями). Передача контрсанкционной информации должна быть сопровождена уведомлением об особом характере информации и об ограничениях, связанных с ее распространением.

За разглашение контрсанкционной информации предусмотрена ответственность, как за разглашение информации с ограниченным доступом.

(2) Законом также будут внесены изменения в ФЗ от 02.07.2021 № 347-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе», касающиеся обязанности рекламораспространителей, операторов рекламных систем, рекламодателей предоставлять информацию о распространенной рекламе в сети интернет в Роскомнадзор и оператору рекламных данных, присвоение рекламе, распространяемой в сети Интернет уникального цифрового обозначения для прослеживаемости распространенной рекламы и ее учета, а также будут внесены изменения и в иные законодательные акты, в том числе связанные с концессионными соглашениями.

Дата вступления в силу – со дня официального опубликования.

Законопроект рассмотрен и одобрен Государственной Думой.

1.4.       Для обеспечения информационной безопасности России предусмотрен отказ к 2025 году от использования средств защиты информации из недружественных стран и усилен государственный контроль

Указ Президента РФ от 01.05.2022 № 250 «О дополнительных мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации»

Указ актуален, в частности, для юридических лиц или ИП, отнесенных к субъектам критической информационной инфраструктуры РФ[1], системообразующих организаций, стратегических АО.

(1) С 01.01.2025 организациям запрещается использовать средства защиты информации из недружественных государств или государств подконтрольных им/аффилированных с ними.

(2) На руководителей организаций следующие обязанности[2]:

  • наделить заместителя организации полномочием обеспечивать информационную безопасность в организации, предупреждать, обнаруживать и ликвидировать последствия компьютерных атак, реагировать на них (далее – меры для ИБ);
  • создать структурное подразделение, которое будет реализовать меры для ИБ;
  • при необходимости привлекать стороннюю организацию для реализации мер для ИБ, у которой есть лицензия на осуществление деятельности по технической защите конфиденциальной информации и/или аккредитация как центра гос. системы обнаружения, предупреждения, ликвидации последствий компьютерных атак (в зависимости от вида применяемых мер);
  • обеспечить для ФСБ России беспрепятственный доступ (в т.ч. и удаленный) к информационным ресурсам, доступ к которым обеспечивается с использованием сети Интернет для мониторинга (указания ФСБ России по результатам мониторинга должны быть исполнены).

На руководителей предлагается возложить персональную ответственность за обеспечение информационной безопасности. Сейчас положение не реализовано, но в ближайшее время могут быть приняты акты, устанавливающие такую ответственность (например, будут внесены изменения в КоАП РФ).

Правительством РФ должны быть утверждены типовые положения для реализации обязанности по назначению заместителя руководителя и по созданию структурного подразделения.

ФСБ России будет организована аккредитация центров гос. системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак. В течение переходного периода меры по ИБ допускается осуществлять на основании заключенных соглашений о сотрудничестве с ФСБ России.

Дата вступления в силу – 01.05.2022.

[1] Субъекты критической информационной инфраструктуры – гос. органы или учреждения, юридические лица, ИП, которым на праве собственности, аренды и др. принадлежат информационные системы, информационно-телекоммуникационные сети, автоматизированные системы управления, функционирующие в сфере здравоохранения, науки, транспорта, связи, энергетики, банковской сфере и иных сферах финансового рынка, топливно-энергетического комплекса, в области атомной энергии, оборонной, ракетно-космической, горнодобывающей, металлургической и химической промышленности, юридические лица или ИП, которые обеспечивают взаимодействие указанных систем или сетей.

[2] Перечень неполный, иные меры обязанности могут быть приняты ФСБ России и ФСТЭК России.

1.5.       Установлен временный порядок исполнения должниками денежных обязательств, которые связаны с использованием объектов интеллектуальной собственности, принадлежащих недружественным правообладателям

Указ Президента РФ от 27.05.2022 № 322 «О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми правообладателями»

Постановление Правительства РФ от 06.06.2022 № 1031 «О реализации некоторых положений Указа Президента Российской Федерации от 27 мая 2022 г. № 322 «О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми правообладателями» и внесении изменений в Правила выдачи Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации разрешений в целях реализации дополнительных временных мер экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации и иных разрешений, предусмотренных отдельными указами Президента Российской Федерации»

Ограничения предусмотрены для следующих правообладателей:

  • иностранные правообладатели, связанные с недружественными государствами или подконтрольные им (в том числе, если такие правообладатели имеют гражданство таких государств, или зарегистрированы в них, или такое государство – место преимущественного ведения деятельности, извлечения прибыли) за рядом исключений, например, если они исполняют надлежащим образом свои обязанности по договорам;
  • поддерживающие публично санкционные меры иностранных государств в адрес России, а также публично призывающие к введению таких мер;
  • запретившие после 23.02.2022 использование в России или отдельными российскими компаниями/гражданами их объектов интеллектуальной собственности, если такой запрет связан с введением санкционных мер против России или по иным причинам, которые не связаны с экономической целесообразностью;
  • прекратившие или существенно ограничившие после 23.02.2022 поставку, производство товаров, оказание услуг, выполнение работ, если эти действия обусловлены введением санкционных мер против России или по иным причинам, которые не связаны с экономической целесообразностью;
  • совершившие публичные действия, направленные на дискредитацию Вооруженных Сил РФ;
  • распространившие в сети Интернет информацию, которая оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность, содержит явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам и государственной власти.

Таким образом, публичное высказывание в сети Интернет против России, Вооруженных Сил РФ или в поддержку санкций может означать для российских организаций приостановку получения платежей за предоставление прав на результаты интеллектуальной деятельности, ТЗ, ноу-хау.

Российские должники по отношению к таким «недружественным» правообладателям выплачивают вознаграждение (в том числе штрафы, пени, платежи по лицензионным договорам, о передаче полномочий по управлению правами и др.) за использование объектов интеллектуальной собственности в специальном порядке:

  • деньги переводятся должником не напрямую правообладателю, а на специальный рублевый счет типа «О» (на такой счет перечисляется и задолженность, которая возникла до принятия указа по обязательствам выплатить вознаграждение), перевод на другие счета запрещен;
  • счет открывается в банке на имя правообладателя исключительно в целях исполнения обязательств по оплате вознаграждения по заявлению должника (а если счет уже открыт, то должнику направляются его реквизиты);
  • банки, в которых может быть открыт счет типа «О», определяются Правительством РФ;
  • правообладатель не участвует в открытии счета на его имя, ему лишь направляется информация об открытии такого счета;
  • правообладатель обязан предоставлять сведения об открытом счете своим должникам, а в некоторых случаях опубликовать информацию на официальном сайте;
  • по решению Совета директоров ЦБ России[1] с такого счета правообладатель вправе перечислять денежные средства, только если получено разрешение от Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ или оплачивать комиссии за банковское обслуживание;
  • если правообладатель не дал согласие должнику на внесение платежей на счет типа «О», то должник не будет считаться нарушившим сроки для исполнения денежных обязательств и может при этом продолжать, как и раньше, использовать объекты интеллектуальной собственности

Фактически правообладатели, попадающие в категорию «недружественных» будут на неопределенный срок лишены права получить вознаграждение по лицензионным договорам, по решению суда, если будет установлено, что их права нарушаются, а также иных выплат, связанных с их объектами интеллектуальной собственности.

Однако указ распространяется не на все товары и услуги. Положение не будет действовать в отношении лекарственных средств, медицинских изделий, промышленной и сельскохозяйственной продукции, пищевых продуктов, для оказания услуг связи или по пропуску трафика, для создания программ, баз данных, информационных систем и центров обработки данных. Кроме того, если платежи не превышают 100 тыс. рублей для личных целей без получения от использования объектов интеллектуальной собственности прибыли или дохода – указ также не применяется.

Правительство РФ в постановлении установило правила выдачи разрешений на перевод денежных средств со счетов типа «О» в пользу правообладателей, в том числе требования к заявлению на перевод.

Дата вступления в силу указа Президента РФ от 27.05.2022 № 322 – 27.05.2022.

Дата вступления в силу постановления Правительства РФ от 06.06.2022 № 1031 – 07.06.2022.

1.6.       Разработаны правила получения отсрочки от призыва на военную службу для работников аккредитованных IT-компаний

Постановление Правительства РФ от 28.03.2022 № 490 «Об утверждении Правил предоставления права на получение отсрочки от призыва на военную службу гражданам Российской Федерации, работающим в аккредитованных организациях, осуществляющих деятельность в области информационных технологий»

Акт направлен на реализацию Указа Президента РФ[2] для ускоренного развития отрасли информационных технологий в России.

В правилах определены требования, которым должны соответствовать работники, чтобы получить отсрочку. Такие работники должны:

  • работать в компании не менее 11 месяцев по 40 часов в неделю в течение года, предшествующего дате начала очередного призыва, либо при заключении трудового договора не позднее одного года с момента окончания обучения в организации высшего образования/научной организации;
  • иметь высшее образование по специальности и направлениям подготовки, указанным в приложении к постановлению (в т.ч.: математика, прикладная математика и информатика, математика и компьютерные науки, радиофизика, информатика и вычислительная техника, медицинская кибернетика, управление интеллектуальной собственностью и др.)

Установлены правила для формирования и направления списков кандидатов IT-компанией, срок для направления таких списков – не позднее 50 календарных дней до начала очередного призыва. За 30 календарных дней до начала очередного призыва Минобороны России направляет утвержденные списки.

Дата вступления в силу – 01.04.2022.

1.7.       Дополнен перечень продукции, которая считается приоритетной для предоставления субсидий российским организациям на финансовое обеспечение затрат по проведению НИОКР

Постановление Правительства РФ от 30.03.2022 № 510 «О внесении изменений в Правила предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на финансовое обеспечение затрат на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по современным технологиям в рамках реализации такими организациями инновационных проектов»

Перечень приоритетной продукции дополнен отдельными компонентами (в том числе сырьем и материалами) или их комплексом, применяемыми как составные части продукции, производство которой ограничено на территории РФ или отсутствует и такая продукция включена в перечень Минпромторга России.

Регулирование принято в условиях санкций для предоставления поддержки развитию научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в отношении инновационных проектов, которые отсутствуют в России.

Дата вступления в силу – 08.04.2022.

1.8.       Установлены требования к аккредитованным IT-компаниям для получения кредитов по льготной ставке в 3%

Постановление Правительства РФ от 16.04.2022 № 682 «О внесении изменений в Правила предоставления из федерального бюджета субсидий в целях обеспечения льготного кредитования проектов по цифровой трансформации, реализуемых на основе российских решений в сфере информационных технологий, и признании утратившим силу отдельного положения постановления Правительства Российской Федерации от 24 мая 2021 г. № 785»

Продолжают приниматься акты, направленные на реализацию Указа Президента РФ для ускоренного развития отрасли информационных технологий в России.

В правила о предоставлении субсидий для целей кредитования проектов по цифровой трансформации[3], реализуемых на основе российских решений в сфере информационных технологий, внесены изменения для предоставления IT-компаниям кредита по льготной ставке в 3%.

Определены условия для предоставления таких кредитов. Заемщик, в частности, должен:

  • быть аккредитованной организацией в IT-сфере;
  • разрабатывать, поставлять решения в сфере информационных технологий (оказывать сопутствующие услуги), которые используются при реализации проектов по цифровой трансформации в рамках проекта «Цифровые технологии» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», осуществлять реализацию таких проектов;
  • проект реализуется самой организацией или юридическим лицом, входящим в одну группу лиц с такой организацией/дочерней организацией (при соблюдении условия, что связанным организациям предоставляется не более 30% кредитных средств, если они не имеют аккредитации);
  • сохранить занятость на период действия кредитного договора не менее 85% среднесписочной численности работников в сравнении с 01.03.2022;
  • осуществлять индексацию зарплаты сотрудников в соответствии с ТК РФ не реже 1 раза в календарный год на уровне потребительских цен, установленной Росстатом;
  • перестать выплачивать дивиденды (распределять прибыль) на срок действия кредитного договора (за рядом исключений, которые могут быть предусмотрены отдельным решением Правительства РФ);
  • при получении кредита и далее ежеквартально направлять банку справку об имеющийся депозитах и иных финансовых инструментах, актуализировать такую информацию.

Постановлением вносятся технические изменения, направленные на определение порядка предоставления такой субсидии банкам, а также ряд других изменений.

Дата вступления в силу –27.04.2022.

1.9.       Определены правила для получения аккредитованными IT-компаниями и организациям из медиаотрасли кредита по льготной ставке менее 11% и порядок предоставления субсидий кредитным организациям

Постановление Правительства РФ от 26.04.2022 № 754 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным аккредитованным системообразующим организациям в сфере информационных технологий, а также организациям, входящим в группу лиц системообразующей организации в сфере информационных технологий»

Постановление Правительства РФ от 27.05.2022 № 954 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным системообразующим организациям в сфере информации и связи, относящимся к медиаотрасли, и организациям, входящим в группу лиц системообразующей организации в сфере информации и связи, относящейся к медиаотрасли»

Получить кредит по льготной ставке до 11% могут системообразующие организации в IT-сфере и организации в сфере информации и связи, относящиеся к медиаотрасли (далее – заемщики), а субсидию кредитные организации, которые предоставили такой кредит.

Кредит предоставляется заемщикам в 2022 году в рублях на срок до 12 месяцев под процентную ставку менее 11% для пополнения оборотных средств: осуществления расходов на текущую операционную деятельность (в постановлении перечислены операции, которые не относятся к операционной деятельности, например, выплата дивидендов, оплата налогов).

Установлено, что кредитный договор с заемщиками, в частности:

  • содержит условие, согласно которому кредитные деньги не могут быть размешены на депозитах, а также в иных финансовых инструментах, продажа которых обеспечивает получение прибыли (ценные бумаги, фьючерсы, опционы и др.);
  • не может содержать условие о получении комиссий с заемщика и иных сборов (кроме платы за использование лимита кредитной линии, которая берется за неиспользованный остаток лимита и штрафных санкций);
  • для IT-компаний устанавливает размер кредита, который рассчитывается исходя из ¼ от выручки заемщика за 2021 год умноженной на 0,7 и на индекс роста отгрузки товаров отрасли IT за январь–декабрь 2021, относительно аналогичного периода 2020 года на основании данных Росстата.
  • размер кредита не может превышать 10 млрд рублей, а для группы компаний заемщика не более 30 млрд рублей;
  • содержит условие о возможности выплаты дивидендов заёмщиком в течение действия кредитного договора только в отдельных случаях.

В правилах установлены обязанности заемщиков предоставить информацию о своих депозитах и иных финансовых инструментах, определены требования, которым должны соответствовать заемщики, документы, которыми заемщик может подтвердить соответствие таким требованиям и многое другое.

Дата вступления в силу постановления Правительства РФ от 26.04.2022 № 754 – 27.04.2022.

Дата вступления в силу постановления Правительства РФ от 27.05.2022 № 954 – 28.05.2022.

1.10.       На 2022 год упрощена процедура ввоза шифровальных средств, а также товаров, в которых они содержатся

Постановление Правительства РФ от 09.05.2022 № 834 «Об установлении особенностей ввоза в Российскую Федерацию шифровальных (криптографических) средств и товаров, их содержащих»

Среди товаров[4], на которые распространяется постановление, можно найти: копировальные аппараты, вычислительные машины и их устройства, абонентские устройства связи и др. Важным условием является наличие в таких товарах функции шифрования (криптографии).

Процедура перевоза таких товаров через таможенную территорию Евразийского экономического союза допускает:

  1. обращение за оформлением нотификации[5] о технических и криптографических характеристиках шифровальных средств к отраслевым ассоциациям и некоммерческими организациями (определены в приложении к постановлению);
  2. возможность не предоставлять таможенным органам сведения о включении нотификации, оформленной в таких организациях (см. п.1), в единый реестр нотификации для шифровальных средств, являющихся комплектующими для промышленного производства электронного оборудования и техники в России, если их производители включены в перечень системообразующих организаций.

Дата вступления в силу – 16.05.2022.

1.11.       До 31.12.2022 приостановлены проверки по соблюдению валютного законодательства и для физических лиц продлен срок до 01.12.2022 для предоставления отчетов о переводах с использованием электронных средств платежа иностранных поставщиков платежных услуг

Постановление Правительства РФ от 28.05.2022 № 977 «О мерах валютного контроля в условиях внешнего санкционного давления»

(1) Установлен мораторий на проведение проверок налоговыми органами.

Регулирование не будет распространяться на следующие случаи:

  • во время начатой проверки обнаружены нарушения, срок давности привлечения к административной ответственности, за которые истекает до 31.12.2022 (проверка продолжится только применимо к таким нарушениям);
  • нарушение связано с нормативными актами, принятыми после 28.02.2022 в связи с действиями недружественных государств;
  • нарушение связано с куплей-продажей иностранной валюты через неуполномоченные банки;
  • наращение связано с осуществлением валютных операций между резидентами без использования банковских счетов в уполномоченных банках наличными.

(2) Для физических лиц – резидентов постановлением продлен срок до 01.12.2022 для предоставления отчетов о движении денег и иных активов по счетам в банках, которые расположены за пределами РФ, а также о переводах денежных средств без открытия счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг.

Дата вступления в силу – 31.05.2022.

1.12.       Установлен разрешительный порядок вывоза отдельных видов товаров за пределы России: введен перечень товаров, регламентирован порядок получения разрешений

Приказ Минцифры России от 18.03.2022 № 214 «Об утверждении Порядка выдачи Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации разрешений на вывоз за пределы территории Российской Федерации на территории государств — членов Евразийского экономического союза отдельных видов товаров»

Среди таких товаров отдельные виды телекоммуникационного оборудования, его частей, материалов, в частности:

  • аппараты телефонные, включая аппараты телефонные для сотовых сетей связи или других беспроводных сетей связи; прочая аппаратура для передачи или приема голоса, изображений или других данных, включая аппаратуру для коммуникации в сети проводной или беспроводной связи (например, в локальной или глобальной сети связи);
  • мониторы и проекторы, не включающие в свой состав приемную телевизионную аппаратуру; аппаратура приемная для телевизионной связи, включающая или не включающая в свой состав широковещательный радиоприемник или аппаратуру, записывающую или воспроизводящую звук или изображение.

Разрешения выдает Минцифры России по заявлению от организации или физического лица (рекомендованная форма есть в приказе). В приказе определен порядок подачи таких заявлений и сведения/документы, которые такое заявление должно содержать, также в приказе регламентирована выдача разрешений: сроки рассмотрения заявления – 5 дней на проверку, 5 дней на выдачу разрешения (могут быть увеличены); установлены основания для отказа в выдаче разрешения.

Зарегистрирован в Минюсте России 30.03.2022 № 67973.

Дата вступления в силу – 10.04.2022.

1.13.       Утвержден перечень товаров, разрешенных для параллельного импорта

Приказ Минпромторга России от 19.04.2022 № 1532 «Об утверждении перечня товаров (групп товаров), в отношении которых не применяются положения подпункта 6 статьи 1359 и статьи 1487 Гражданского кодекса Российской Федерации при условии введения указанных товаров (групп товаров) в оборот за пределами территории Российской Федерации правообладателями (патентообладателями), а также с их согласия»

Как мы указывали в обзоре за I квартал 2022 года, Правительство РФ наделило Минпромторг России полномочием утвердить перечень товаров, в отношении которых не будут применяться некоторые положения ГК РФ о нарушениях исключительного права на объекты интеллектуальной собственности. А именно, не будет считаться нарушением ввоз иностранного продукта без получения согласия правообладателя (исключена ответственность за параллельный импорт).

В перечень включены как определенные группы товаров, так и наименование брендов и компаний, которые производят такие товары.

В список попали такие товары, как электрические машины и оборудование, их части; звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура, аппаратура для записи и воспроизведения телевизионного изображения и звука, их части и принадлежности (среди брендов и компаний указаны Siemens, Dyson, Philips, Agilent Technologies, Sony Corporation, и др.) и многое другое.

Зарегистрирован в Минюсте России 06.05.2022 № 68421.

Дата вступления в силу – 07.05.2022.

1.14.   Минцифры России информирует о российских аналогах для программных продуктов иностранных компаний, которые ушли с российского рынка

Письмо Минцифры России от 01.04.2022 № МШ-П8-1-070-14732 «Об импортозамещении цифровых решений в органах управления Российской Федерации»

Ассоциацией разработчиков программных продуктов «Отечественный софт» ведется перечень российских программных продуктов, являющихся аналогами иностранных. Реестр можно найти по ссылке: https://catalog.arppsoft.ru/replacement.

В письме Минцифры России приведен перечень наиболее популярных иностранных решений, которые были ограничены в России и их российских аналогов. Сервисы разделены по категориям: социальные сети и мессенджеры, антивирусные программы, редакторы документов, электронные почтовые сервисы, сервисы онлайн-переводов и др.

[1] Решение Совета директоров Банка России от 10.06.2022 «Об установлении режима специального рублевого счета типа «О»

[2] Указ Президента РФ от 02.03.2022 № 83. Подробнее об указе можно прочитать по ссылке https://www.kachkin.ru/novoe-v-regulirovanii-mery-podderzhki-rossijskih-it-kompanii/.

[3] Постановление Правительства РФ от 05.12.2019 № 1598.

[4] Полный перечень товаров, на которые распространяется постановление, можно найти в разделе 2.19 решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 № 30.

[5] Решение Совета директоров Банка России от 10.06.2022 «Об установлении режима специального рублевого счета типа «О».

2. НАЛОГИ

Подробнее

2.1.       Освобождается от уплаты НДС предоставление права использования изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и секретов производства по договорам коммерческой концессии

Федеральный закон от 16.04.2022 № 97-ФЗ «О внесении изменения в статью 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»

Если вы являетесь плательщиком НДС и работаете по договорам коммерческой концессии, вы сможете не начислять НДС на часть вознаграждения, относящуюся к предоставлению права на секрет производства (ноу-хау), а также на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, топологии интегральных микросхем. Для этого необходимо выделить в договоре ту часть вознаграждения, которая уплачивается в отношении не облагаемых НДС объектов. При этом льгота не распространяется на предоставление прав на товарный знак и оказываемые услуги в рамках договора коммерческой концессии.

Следует учитывать, что налоговые органы в ходе проверки правомерности применения льготы могут потребовать обосновать с экономической точки зрения размер каждой из частей вознаграждения.

Дата вступления в силу – 01.07.2022.

2.2.       Возобновлена налоговая льгота по налогу на прибыль для доходов в виде имущественных прав на результаты интеллектуальной деятельности

Федеральный закон от 28.05.2022 № 149-ФЗ «О внесении изменения в статью 2 Федерального закона «О внесении изменений в статьи 251 и 262 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»

Результаты интеллектуальной деятельности (в том числе программы, базы данных), выявленные в ходе проведения налогоплательщиком инвентаризации имущества и имущественных прав в период с 01.01.2022 по 31.12.2024 (включительно), а если плательщик включен на 01.01.2022 в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства[1], то с 01.01.2022 по 31.12.2026 не учитываются при определении налоговой базы для налога на прибыль.

Льгота не является новой, аналогичная льгота предоставлялась в 2018 и 2019 годах, механизм ее применения будет аналогичным. Предоставление льготы предполагает стимулирование выявления и постановки на баланс прав на объекты интеллектуальной собственности.

Дата вступления в силу – 28.05.2022.

2.3.       В НК РФ определен порядок налогообложения для цифровых финансовых активов и цифровых прав

Проект Федерального закона № 106872-8 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»

Регулирование предусматривает имплементацию цифровых финансовых активов (ЦФА) и цифровых прав в налоговое законодательство. Изменения касаются как особенностей начисления НДС, налога на прибыль организации, порядка предоставления отчетности об операциях с ЦФА и цифровыми правами. Проект предусматривает масштабные изменения, рекомендуем подробнее изучить изменения, если они относятся к сфере вашей деятельности.

В НК РФ будут внесены дополнения, согласно которым не подлежат налогообложению реализация, передача, выполнение, оказание для собственных нужд ЦФА и услуги операторов информационных систем, в которых выпускаются ЦФА, а также операторов инвестиционных платформ, которые осуществляют деятельность по организации привлечения инвестиций.

Установлен порядок определения налоговой базы при получении налогоплательщиком оплаты в связи с выпуском цифрового права, включающего ЦФА и утилитарные цифровые права, при реализации такого цифрового права; указываются случаи, когда в налоговую базу не будут входить операции с ЦФА.

Закреплен перечень доходов и расходов для определения налоговой базы по НДФЛ и налогу на прибыль по операциям с ЦФА и цифровыми правами, которые включают ЦФА и утилитарные цифровые права.

Дата вступления в силу – со дня официального опубликования.

Законопроект рассмотрен и одобрен Государственной Думой.

2.4.       Определен льготный порядок налогообложения программ для ЭВМ и баз данных, включенных в реестр российских программ и баз данных, связанных с искусственным интеллектом

Проект Федерального закона № 136059-8 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»

Регулирование направлено для создания налоговых условий развития IT-отрасли. Оно коснулось программ для ЭВМ и баз данных, связанных с искусственным интеллектом (ИИ). Проект предусматривает масштабные изменения. Так, согласно новому регулированию при формировании первоначальной стоимости нематериальных активов в виде исключительных прав на программы и базы данных, включенные в реестр российских программ и баз данных, относящиеся к сфере, налогоплательщик вправе учитывать указанные расходы с применением коэффициента 1,5. Аналогичный коэффициент применяется и при учете расходов, связанных с приобретением прав на использование по договорам (лицензионным и сублицензионным) программ и баз данных, связанных с ИИ.

К расходам, которые не учитываются в целях налогообложения, также отнесены расходов на оплату работ (услуг) по установке, тестированию, адаптации, модификации программ для ЭВМ, баз данных, а также расходов на обучение работников, обслуживающих указанные программы, базы данных в отношении которых налогоплательщик воспользовался правом на применение инвестиционного налогового вычета.

Проект предусматривает и иные масштабные изменения, не связанные с программами и базами данных (регулирование, касающееся радиоэлектронного оборудования, акцизов, НДФЛ, доходов от добычи углеводородного сырья и др.)

Дата вступления в силу – со дня официального опубликования.

Законопроект рассмотрен в 3 чтении.

2.5.       Расширен перечень IT-компаний, которые смогут получать льготы по налогу на прибыль и по выплате страховых взносов, упрощены условия получения таких льгот

Проект Федерального закона № 77694-8 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»

Изменены критерии для получения льготы по налогу на прибыль и выплаты пониженных страховых взносов, в частности:

  • снижен процент по доле всех доходов организации от IT-деятельности с 90% до 70%;
  • исключен обязательный критерий по количеству сотрудников (не менее 7 сотрудников);
  • существенно дополнен перечень деятельности, доход от которой учитывается для предоставления льгот (в частности он дополнен услугами по установке, тестированию и сопровождению собственных и заказных программ, баз данных; услугами по распространению рекламы в Интернете с использованием собственных программ и баз данных, включенных в реестр; деятельностью по предоставлению прав использования фонограмм, объектов авторского права и смежных прав, связанных с такими фонограммами, с использованием программ и баз данных, включенных в реестр; образовательной деятельностью, с использованием собственных программ и баз данных и многое другое);
  • определены организации, которые в любом случае не могут получать льготы, к ним отнесены организации, созданные в результате реорганизации (кроме преобразования) или реорганизованные в форме присоединения к ним другой компании, либо выделения из состава одного или нескольких компаний после 01.07.2022, а также организации, в которых участвует РФ не менее чем на 50%.

Кроме того, к основной норме амортизации может быть добавлен специальный коэффициент (не выше 3) теперь и для активов в виде исключительных прав для программ и баз данных, которые включены в реестр российских программ и баз данных (за рядом исключений), а также для радиоэлектронной продукции, включенной в соответствующий реестр. По мнению законодателя, ускорение амортизации позволит снижать налоговую базу по налогу на прибыль, что станет стимулом для производства и приобретения такой продукции за счет экономим средств.

В законе также даны разъяснения применения изменений в НК РФ:

  • при определении сумм всех доходов организации, для применения налоговой льготы не учитываются доходы от реализации или иного выбытия долей участия в уставном капитале организации, если на дату реализации или иного выбытия они принадлежат налогоплательщику на праве собственности более одного года;
  • если не выполняется условие о необходимой доле доходов от IT-деятельности по результатам первого квартала и полугодия 2022 года, то использовать ставку пониженных страховых взносов можно в период с 01.07.2022 по 31.12.2022, если к этому моменту условия будут соблюдаться по итогам соответствующих периодов: с 01.07.2022 по 30.09.2022 и с 01.07.2022 по 31.12.2022;
  • если аккредитация IT-компанией была получена до 01.07.2022, и применялись льготная ставка и пониженные страховые взносы, то такие компании могут продолжать исчислять налог и страховые взносы по льготной ставке без соблюдения новых условий.

Дата вступления в силу – со дня официального опубликования.

Законопроект рассмотрен и одобрен Государственной Думой.

2.6.       Минфин России дал разъяснения о том, с какого времени правильно применять льготную ставку IT-компаниям

Письмо Минфина России от 30.03.2022 № 03-03-06/1/25868 «О начале периода применения пониженных ставок по налогу на прибыль организаций организациями, осуществляющими деятельность в области информационных технологий»

Ранее для российских IT-компаний была установлена ставка по налогу на прибыль 3% (и 0% за налоговые периоды 2022-2024 годов). Ключевым условием получения льготы является наличие государственной аккредитации у IT-компании.

IT-компания, соблюдающая все условия для получения льготы, установленные в п. 1.15 ст. 284 НК РФ, вправе применить льготные ставки на прибыль организации, полученной начиная с того квартала, в котором получен документ об аккредитации.

Если в 2021 году деятельность осуществлялась без аккредитации, то IT-компания не может применять пониженные ставки к прибыли, полученной в 2021 году.

[1] См. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ.

3. ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ

Подробнее

3.1.       С 01.09.2022 будет ограничена возможность сбора персональных данных потребителей[1]

Федеральный закон от 01.05.2022 № 135-ФЗ «О внесении изменения в статью 16 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей»

1 сентября 2022 года вступают в силу изменения[2], касающиеся сбора персональных данных (ПД) потребителей. Теперь предприниматели (юридические лица, индивидуальные предприниматели – продавцы (изготовители, исполнители, импортеры, владельцы агрегатора) не смогут отказать потребителю в заключении, исполнении, изменении или расторжении договора, если потребитель не сообщит свои ПД, кроме данных, которые действительно нужны для этих целей или требуются по закону.

Согласно новой редакции ст. 16 Закона о защите прав потребителей, если в договор с потребителем включены условия, ущемляющие его права (в том числе требование избыточных ПД), то такие условия считаются ничтожными и не применяются судами. Кроме того, предприниматель обязан возместить потребителю убытки из-за включения таких условий в течение 10 дней с момента предъявления предпринимателю требования.

В случае отказа потребителю в заключении договора, в связи с тем, что не были предоставлены ПД, потребитель может обратиться в суд с требованием о понуждении к заключению договора (п. 4 ст. 445 ГК РФ).

Если потребителю будет отказано в заключении договора или договор будет расторгнут без предоставления ПД, то он может запросить информацию о конкретных причинах и основаниях такого отказа. Предприниматель обязан предоставить такую информацию в письменном виде потребителю в течение 7 дней после получения запроса от потребителя (а если информация запрашивается устно – незамедлительно).

Изменения направлены не только на ограничение сбора ПД потребителей, но и на пресечение иных нарушений со стороны предпринимателей, предлагающих к заключению типовые договоры.

Дата вступления в силу – 01.09.2022.

3.2.       Установлена административная ответственность за отказ в заключении договора с потребителем только потому, что он не предоставил свои персональные данные 

Федеральный закон от 28.05.2022 № 145-ФЗ «О внесении изменения в статью 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

Для обеспечения исполнения новых положений об ограничении сбора персональных данных потребителей (см. подробнее 3.1 обзора) вносятся изменения в КоАП РФ.

Статья 14.8 КоАП РФ будет дополнена ответственностью за отказ в заключении, исполнении, изменении или расторжении договора с потребителем в связи с отказом потребителя предоставить ПД в виде штрафа в размере от 5 000 до 10 000 рублей для должностных лиц или ИП и от 30 000 до 50 000 рублей для юридических лиц.

Дата вступления в силу – 01.09.2022.

3.3.       Указаны случаи и сроки использования биометрических персональных данных, размещаемых гражданами в единой системе персональных данных

Постановление Правительства РФ от 15.06.2022 № 1067 «О случаях и сроках использования биометрических персональных данных, размещенных физическими лицами в единой информационной системе персональных данных, обеспечивающей обработку, включая сбор и хранение, биометрических персональных данных, их проверку и передачу информации о степени их соответствия предоставленным биометрическим персональным данным физического лица»

Единая система персональных данных – государственная система, которая осуществляет сбор и хранение биометрических персональных данных, осуществляет их проверку и передает информацию о степени их соответствия[3].

Биометрические персональные данные могут использоваться, в частности, в следующих случаях:

  • заключение договоров об оказании услуг связи через сеть Интернет;
  • осуществление операций с использованием платежных карт в организациях торговли и сферы услуг в сумме, не превышающей 1 000 рублей (включая НДС);
  • аутентификация клиентов кредитными и некредитными финансовыми организации и организациями финансового рынка при дистанционном обслуживании при соблюдении ряда условий;
  • проведение аттестационных испытаний по программам высшего образования.

Дата вступления в силу – 01.03.2023.

Срок действия – 01.03.2029.

3.4.       Изменены правила определения угроз безопасности для персональных данных, разрешенных субъектом для распространения, при их обработке в кредитных и некредитных финансовых организациях

Указание Банка России от 01.03.2022 № 6080-У «О внесении изменений в Указание Банка России от 10 декабря 2015 года № 3889-У «Об определении угроз безопасности персональных данных, актуальных при обработке персональных данных в информационных системах персональных данных»

Внесены небольшие изменения в порядок определения угроз безопасности персональных данных, актуальных при их обработке в информационных системах кредитных организаций и некредитных финансовых организациях, а именно дано указание на то, что в перечень угроз безопасности при обработке персональных данных не включены персональные данные, разрешенные субъектом для распространения. Угрозы безопасности таких данных определены отдельным пунктом и к ним отнесены: нарушение целостности (подмены) и нарушение доступности персональных данных (перечень не является исчерпывающим).

Дата вступления в силу – 22.04.2022.

[1] Подробнее смотрите https://www.kachkin.ru/ogranichena-vozmozhnost-sbora-personalnyh-dannyh-potrebitelej/

[2] Изменения вносятся в Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей) Федеральным законом от 01.05.2022 № 135-ФЗ «О внесении изменения в статью 16 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей».

[3] Подробнее о такой системе см. постановление Правительства РФ от 16.06.2022 № 1089.

4. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ

Подробнее

4.1.       Уточнены основания для отказа в регистрации товарного знака для гармонизации норм национального и международного законодательств

Федеральный закон от 28.05.2022 № 143-ФЗ «О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации»

Согласно новым изменениям, не могут быть зарегистрированы как ТЗ обозначения, которые:

  • включают, воспроизводят или имитируют географические указания или наименования мест происхождения товаров и обозначения, заявка по которым подана раньше, в отношении однородных товаров и неоднородных, если использование такого товарного знака будет ассоциироваться у потребителей с географическим указанием или наименованием места происхождения товара и может ущемить законные интересы обладателя исключительного права (исключена ссылка на сходство до степени смещения, введен критерий однородности);
  • содержат элементы, являющиеся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно места производства товара (ранее было указание только на его изготовителя).

Дата вступления в силу – 29.05.2023.

4.2.       Теперь зарегистрировать товарный знак могут и самозанятые, а залог исключительного права на зарегистрированные программы требует регистрации в Роспатенте

Федеральный закон от 28.06.2022 № 193-ФЗ «О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации»

(1) Изменены положения ГК РФ, которые устанавливали возможность регистрации ТЗ только для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Теперь любой гражданин может зарегистрировать ТЗ, в том числе и самозанятые, без необходимости в регистрации юридического лица или как индивидуального предпринимателя.

(2) Новыми изменениями устанавливается, что в отношении зарегистрированных программ и баз данных в Роспатенте необходимо регистрировать не только переход исключительного права, но и залог такого исключительного права.

Дата вступления в силу – 29.06.2023.

4.3.       Дополнен классификатор программ для ЭВМ и баз данных

Приказ Минцифры России от 26.04.2022 № 393 «О внесении изменений в классификатор программ для электронных вычислительных машин и баз данных, утвержденный приказом Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 22 сентября 2020 г. № 486»

Класс «Средства электронного документооборота (EDMS)» исключен.

Установлено, что программам для ЭВМ и базам данных, которым присвоен класс «Средства электронного документооборота (EDMS)» раздела «Средства управления процессами организации», присваивается класс «Системы электронного документооборота» раздела «Офисные приложения».

Раздел «Прикладное программное обеспечение» дополнен классом «Автоматизированные информационные системы оформления воздушных перевозок».

Зарегистрирован в Минюсте России 27.06.2022 № 69023.

Дата вступления в силу – 01.09.2022.

5. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Подробнее

5.1.       Государство сделало шаг к распространению использования BIM[1]

Постановление Правительства РФ от 07.06.2022 № 1040 «О федеральной государственной информационной системе «Единая цифровая платформа «Национальная система пространственных данных»

Единая цифровая платформа «Национальная система пространственных данных» будет содержать сведения о природных объектах, искусственных и иных объектах, сведения из документов территориального планирования, градостроительного зонирования, документации по планировке территории и иной градостроительной и проектной документации, содержащей сведения о существующих и планируемых объектах недвижимости; сведения о границах зон с особыми условиями использования и др.

Введение единой платформы позволит осуществлять поиск, сбор, создание, хранение, обработку, предоставление и распространение данных, которые включены в такую систему и доступ пользователей к ним.

Дата вступления в силу – 10.06.2022.

5.2.       Разработан список вопросов, которые будут использованы надзорными органами при проведении проверок соблюдения законодательства в сфере идентификации и аутентификации

Приказ Минцифры России от 25.02.2022 № 142 «Об утверждении формы проверочного листа (списка контрольных вопросов), используемого Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере идентификации и (или) аутентификации»

Проверочный лист разработан на основании ФЗ от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и содержит 10 вопросов, со ссылками на нормы закона.

Список вопросов будет полезно использовать для самопроверки, чтобы предупредить наличие нарушений при осуществлении деятельности по идентификации и аутентификации, в том числе и использованием биометрических персональных данных.

Зарегистрирован в Минюсте России 25.02.2022 № 142.

Дата вступления в силу – 01.09.2022.

5.3.       Разработаны рекомендации для развития в субъектах производства и использования электрического автомобильного транспорта

«Методические рекомендации по стимулированию использования электромобилей и гибридных автомобилей в субъектах Российской Федерации», утвержденные распоряжением Минтранса России от 25.05.2022 № АК-131-р

Рекомендации направлены на разработку законодательства, которое будет стимулировать использование электромобилей и гибридных автомобилей, развитие зарядной инфраструктуры в субъектах, включая дороги общего пользования в границах субъектов, по организации парковочных мест, использованию их для регулярных перевозок пассажиров.

В части гибридных автомобилей рекомендации распространяются только на гибридные автомобили на электротяге, имеющие возможность зарядки от внешнего источника (Plug-in Hybrid Electric Vehicle).

Принятие такого акта может быть стимулом для развития и использования электромобилей и гибридных автомобилей в субъектах.

В приложении можно найти перечень актов, регулирующих оборудование зарядными устройствами парковочных мест на объектах улично-дорожной инфраструктуры, объектах жилой и общественно-деловой застройки.

[1] Информационное моделирование объекта строительства с исчерпывающими данными обо всех конструкциях, документации.

6. ФИНАНСОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Подробнее

6.1.       Банк России установил условия по защите информации для обмена электронными сообщениями в платежной системе

«Условия по защите информации», утвержденные Банком России

В условиях предусмотрено, что клиентом банковской системы должны применяться организационные и технические меры защиты информации, предназначенные для предотвращения несанкционированного доступа к содержанию защищаемой информации при передаче по открытым каналам связи и с использованием сети Интернет, такие меры указан Банком России в тексте акта.

В приложениях к условиям можно найти порядок управления криптографическими ключами электронной подписи и ключами шифрования, которые применяются при обмене электронными сообщениями при переводе денежных средств в банковской системе, а также определены иные требования, которые должны применяться при обмене электронными сообщениями (смотрите подробнее в тексте акта).

Дата вступления в силу – 13.07.2022.

7.  ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧАСТИЕ В IT-СФЕРЕ

Подробнее

7.1.       Расширен круг лиц – получателей субсидий на компенсацию части затрат при регистрации объектов интеллектуальной собственности на внешних рынках, скорректированы правила получения таких субсидий

Постановление Правительства РФ от 04.04.2022 № 581 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»

Постановление Правительства РФ от 18.05.2022 № 899 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2016 г. № 1368 и признании утратившими силу подпунктов «а», «ж» и «з» пункта 2 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления субсидий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2021 г. № 2308»

Российским производителям, осуществляющим регистрацию на внешних рынках объектов интеллектуальной собственности, предоставляются субсидии для компенсации части затрат.[1]

В правила предоставления таких субсидий вносятся, в частности, следующие изменения:

  • субсидия предоставляется не только юридическим лицам, но и ИП;
  • в объекты интеллектуальной собственности, в отношении которых работает субсидия, включены также сорта растений и породы животных;
  • изменен порядок контроля за использованием субсидий на основании Бюджетного кодекса РФ;
  • теперь сроки для предоставления заявления на участие в конкурсе будут публиковаться в объявлении Минпромторгом о проведении отбора, а не устанавливаться законом;
  • утвержден новый перечень сведений, которые должны быть представлены для подачи заявки;
  • установлен новый порядок приема заявок и их рассмотрения.

Кроме того, согласно новым изменениям, предусмотренным постановлением Правительства РФ от 04.04.2022 № 581, сведения о результатах проведения отбора на получение таких субсидий является конфиденциальной информацией и не подлежит размещению в сети Интернет. Аналогичные правила устанавливаются для субсидий на возмещение затрат производителям специализированной техники и оборудования, участникам выставочно-ярмарочных мероприятий и в отношении ряда других субсидий.

Дата вступления в силу постановления Правительства РФ от 18.05.2022 № 899 – 01.06.2022.

Дата вступления в силу постановления Правительства РФ от 04.04.2022 № 581 – 13.04.2022.

7.2.       На 2022 год установлены особые правила предоставления субсидий для поддержки центров Национальной технологической инициативы на базе образовательных и научных организаций высшего образования и научных организаций

Постановление Правительства РФ от 06.04.2022 № 606 «О мерах по смягчению требований к конечным получателям средств субсидий из федерального бюджета, предоставляемых в целях реализации Национальной технологической инициативы, в 2022 году»

По новым правилам в договорах о предоставлении грантов, которые были заключены до 31.12.2022, должно предусматриваться бюджетное софинансирование центров Национальной технологической инициативы (проект) не менее чем на 100% от объема запланированной государственной поддержки по итогам 6 лет деятельности центра.

Правила также скорректированы в отношении некоммерческих организаций, которые осуществляют функции инфраструктурных центров программ по развитию отдельных направлений проекта. Постановление предусматривает измененный порядок применения штрафных санкций при неисполнении такими центрами обязательств по предоставлению грантов и многое другое.

Дата вступления в силу – 15.04.2022.

7.3.       Изменен порядок предоставления субсидий на поддержку проектов по разработке и внедрению российских решений в IT-сфере, по разработке и коммерциализации новых технологий

Постановление Правительства РФ от 06.04.2022 № 598 «О внесении изменений в Правила предоставления субсидии из федерального бюджета Российскому фонду развития информационных технологий на поддержку проектов по разработке и внедрению российских решений в сфере информационных технологий»

Постановление Правительства РФ от 06.04.2022 № 599 «О внесении изменений в Правила предоставления субсидии из федерального бюджета некоммерческой организации Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий на обеспечение первого масштабного внедрения российских решений в сфере информационных технологий»

Постановление Правительства РФ от 06.04.2022 № 601 «О внесении изменений в Правила предоставления субсидии из федерального бюджета федеральному государственному бюджетному учреждению «Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере» на осуществление поддержки проектов малых предприятий по разработке, применению и коммерциализации российских цифровых решений и признании утратившим силу подпункта «л» пункта 2 изменений, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 3 мая 2019 г. № 554, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2019 г. № 1127»

Постановления направлены на поддержку российских компаний в условиях введенных санкций и на ускорение развития IT-отрасли в России.

В рамках постановлений скорректирован ряд технических моментов по получению финансовой поддержки, изменены некоторые критерии конкурсного отбора, порядок предоставления отчетности, а также внесены следующие изменения:

Дата вступления в силу постановлений – 16.04.2022.

7.4.       Внесены изменения в правила предоставления субсидий для разработки социально значимых программ в области электронных средств массовой информации, сайтов, имеющих социальное или образовательное значение

Постановление Правительства РФ от 25.05.2022 № 946 «О внесении изменений в Правила предоставления из федерального бюджета субсидий организациям, осуществляющим производство, распространение и тиражирование социально значимых программ в области электронных средств массовой информации, на создание и поддержание в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сайтов, имеющих социальное или образовательное значение»

Дополнен перечень сведений, которые указываются при размещении информации о проведении отбора кандидатов на получение субсидии, скорректированы требования к результатам предоставления субсидии, к объему обязанностей получателя субсидии, в том числе предусмотрена обязанность размещать социально-значимые программы в сети Интернет на российских платформах и видеохостингах, в социальных сетях, а также изменен порядок возврата субсидии, если цели ее предоставления не будут достигнуты. В остальном изменения носят технический характер.

Дата вступления в силу – 03.06.2022.

[1] Постановление Правительства РФ от 15.12.2016 № 1368.

8. СВЯЗЬ

Подробнее

8.1.       Изменены правила по установке, эксплуатации и модернизации в сети связи общего пользования и в сети связи оператора технических средств противодействия угрозам устойчивости, безопасности и целостности функционирования в сети Интернет

Постановление Правительства РФ от 28.05.2022 № 979 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 12 февраля 2020 г. № 126»

Вводятся изменения, которые касаются плана мероприятий по установке, эксплуатации и модернизации технических средств противодействия угрозам в сети связи операторов связи. Изменен срок с 5 рабочих дней до 90 календарных дней до даты начала установки технических средств для уведомления оператора радиочастотной службой об обязанности предоставить необходимые для установки сведения. В число таких сведений дополнительно включены сведения о планах модернизации, реконструкции узла связи и планируемые даты ввода их в эксплуатацию. Сроки предоставления информации от оператора изменены: с 5 до 7 рабочих дней.

Ограничен срок действия постановления, в которое вносятся изменения – до 01.09.2025.

Дополнен перечень обязанностей операторов связи при эксплуатации технических средств связи противодействия угрозам, а именно:

  • обеспечить подготовку инфраструктуры сети связи в местах установки технических средств;
  • обеспечить не позднее 48 часов с момента поступления требования радиочастотной службы доступ к техническим средствам противодействия угрозам представителям радиочастотной службы;
  • в случае планируемой модернизации, реконструкции сети связи, ликвидации узла связи, фрагмента сети связи, где установлены или планируется установка технических средств, уведомлять службу не позднее 1 ноября текущего года;
  • обеспечить сохранность переданных технических средств противодействия угрозам;
  • обеспечивать представителям радиочастотной службы удаленный доступ к техническим средствам противодействия угрозам.

Дата вступления в силу – 01.09.2022.

8.2.       Вносятся корректировки в порядок установления платы за использование радиочастотного спектра

Постановление Правительства РФ от 02.06.2022 № 1008 «О порядке установления размеров разовой платы и ежегодной платы за использование в Российской Федерации радиочастотного спектра и взимания такой платы»

Плата будет равна нулю, если радиоэлектронные средства используются для нужд органов государственной власти, обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка.

Разовая плата не будет браться с некоторых лиц в субъектах, связанных с перераспределением полос радиочастот между этими лицами в части номиналов радиочастот или радиочастотных каналов без изменения ширины полос радиочастот, если будут выделены полосы радиочастот для применения конкретной радиотехнологии сотовой связи Государственной комиссии по радиочастотам. В остальном изменения носят технический характер.

Дата вступления в силу – 01.09.2022.

Срок действия – 01.09.2028.

8.3.       Изменен порядок предоставления операторами связи сведений о базе расчета обязательных отчислений в резерв универсального обслуживания

Приказ Минцифры России от 10.11.2021 № 1164 «Об утверждении Порядка и Формы представления сведений о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания»

Предусматривается возможность подписания документов о базе расчета обязательных отчислений в резерв универсального обслуживания не только УКЭП, но и УНЭП, скорректированы правила заполнения специальной формы и сама форма расчета базы обязательных отчислений, установлено правило, что предоставляемые сведения могут быть скорректированы в срок не более 3 финансовых лет, следующих за годом отчетного периода. В остальном изменения носят технический характер.

Зарегистрирован в Минюсте России 25.03.2022 № 67901.

Дата вступления в силу – 01.09.2022.

Срок действия – 01.09.2028.

8.4.       Дополнены требования к операторам связи, оказывающим услуги подвижной радиосвязи или подвижной радиотелефонной связи с использованием виртуальных сетей

Приказ Минцифры России от 17.01.2022 № 27 «Об утверждении Требований к оказанию услуг подвижной радиосвязи и подвижной радиотелефонной связи при использовании бизнес-моделей виртуальных сетей подвижной радиосвязи и подвижной радиотелефонной связи»

Операторы при присоединении сетей связи к сетям связи иных операторов должны использовать элементы сетей связи образующие точки присоединения оператора связи, предоставившего элементы своей сети связи в целях оказания услуг с использованием виртуальных сетей по договору, заключенному с ним в соответствии с постановлением Правительства РФ от 21.01.2022 №29. Внесены и иные изменения в большей степени технического характера.

Зарегистрирован в Минюсте России 31.05.2022 № 68651.

Дата вступления в силу – 01.09.2022.

Срок действия – 01.09.2028.

9. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПРАВОВЫЕ РЕЖИМЫ В СФЕРЕ ЦИФРОВЫХ ИННОВАЦИЙ

Подробнее

9.1.       Продлен срок проведения эксперимента по созданию, переводу и развитию государственных информационных систем и их компонентов на единой цифровой платформе и внесен ряд иных изменений в положение о проведении эксперимента

Постановление Правительства РФ от 30.03.2022 № 517 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 12 октября 2020 г. № 1674»

Срок проведения эксперимента продлен до 31.12.2022.

Изменены задачи проведения эксперимента, а именно, изменен перечень компонентов государственных информационных систем на платформе ГосТех, которые должны создаваться и развиваться, добавлена новая задача о необходимости подготовки единой концепции обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак, а также реагирования на компьютерные инциденты, связанные с информационными ресурсами платформы с учетом актуальных киберугроз, в том числе выявленных в ходе эксперимента. Изменения также внесены и в ряд иных положений.

Дата вступления документа в силу – 08.04.2022.

9.2.       Продлен срок проведения эксперимента по осуществлению идентификации и аутентификации с использованием государственной информационной системы ЕСИА до 31.12.2023

Постановление Правительства РФ от 14.05.2022 № 874 «О внесении изменения в пункт 1 постановления Правительства Российской Федерации от 27 марта 2021 г. № 453»

Эксперимент проводился в период 01.04.2021 по 01.07.2022. Срок продлен до 31.12.2023.

Напомним, что эксперимент проводится для предоставления возможности использовать ЕСИА при регистрации в социальных сетях, заключении и дистанционном подписании договоров купли-продажи (выполнении работ, оказании услуг), аренды (цена договоров не должна превышать 10 млн руб.) и совершения иных юридически значимые действия, в том числе по поиску работы и сотрудников для трудоустройства.

Дата вступления документа в силу – 25.05.2022.

9.3.       Начат эксперимент по электронному взаимодействию между страховыми организациями, операторами финансовых платформ и страхователями с использованием государственных информационных систем

Постановление Правительства РФ от 09.06.2022 № 1055 «О проведении эксперимента по организации с использованием инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, электронного взаимодействия между страховыми организациями, операторами финансовых платформ и страхователями при ознакомлении с предложениями о заключении договоров добровольного медицинского страхования и при заключении договоров добровольного медицинского страхования»

С 15.06.2022 по 28.12.2023 проводится эксперимент по организации электронного взаимодействия между страховыми организациями, операторами финансовых платформ и страхователями (далее – участники) при ознакомлении с предложениями о заключении и заключении договоров добровольного медицинского страхования. Постановлением утверждены правила проведения такого эксперимента (положение).

В рамках эксперимента предлагают при взаимодействии его участников безвозмездно использовать информационные системы, с помощью которых предоставляются государственные услуги в электронной форме. Такие системы позволят идентифицировать страхователей и повысить эффективность дистанционного взаимодействия.

К страхователям в рамках эксперимента относятся иностранные граждане и лица без гражданства, планирующие осуществлять трудовую деятельность на основании разрешения на работу или патента, а также иные лица, выступающие потребителя финансовых и страховых услуг на добровольной основе.

Дата вступления в силу – 18.06.2022.

10. РЕКЛАМА

Подробнее

10.1.       Предусмотрена упрощенная процедура рассмотрения заявлений Роскомнадзора о выявлении нарушений законодательства о рекламе и распространении рекламы в сети Интернет иностранными организациями

Постановление Правительства РФ от 07.05.2022 № 827 «О внесении изменений в Правила рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе»

Определена процедура рассмотрения заявлений, поступающих в антимонопольный орган от Роскомнадзора, о принятии решения о запрете распространять рекламу на информационном ресурсе иностранного лица, направленную на российских потребителей, и о включении информации о таком решении в перечень иностранных лиц, осуществляющих деятельность в сети Интернет.

Если антимонопольным органом будут обнаружены признаки нарушения запрета Роскомнадзора распространять рекламу, то антимонопольный орган разместит информацию о распространителе рекламы на своем официальном сайте, а заинтересованным лицам предоставит возможность представить возражения.

Дело рассматривается без участия лица, в отношении которого обнаружены признаки нарушения и без проведения слушания. Установлены сроки для рассмотрения заявления после размещения его на сайте: от 5 до 7 рабочих дней (или в течение 5 рабочих дней со дня поступления уточненных сведений о распространителе рекламы).

Дата вступления в силу –19.05.2022.

10.2.       Определены критерии, когда рекламодатели должны предоставлять информацию в Роскомнадзор о размещении рекламы в сети Интернет и установлен объем сведений для предоставления

Постановление Правительства РФ от 25.05.2022 № 948 «Об утверждении критериев отнесения рекламодателей, рекламораспространителей, операторов рекламных систем, разместивших в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» рекламу, направленную на привлечение внимания потребителей рекламы, находящихся на территории Российской Федерации, к лицам, обязанным предоставлять информацию о такой рекламе в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций»

Распоряжение Правительства РФ от 30.05.2022 № 1362-р «Об утверждении состава информации о распространенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» рекламе, подлежащей учету, хранению и обработке Роскомнадзором»

Речь идет о рекламе, которая размещается в сети Интернет и направлена на привлечение внимания российских потребителей.

(1) Информацию должны предоставлять организации, соответствующие следующим критериям (постановление Правительства РФ от 25.05.2022 № 948):

  • рекламодатели, распространяющие рекламу в сети Интернет, о которых рекламораспространители или операторы рекламных систем обязаны предоставлять в Роскомнадзор или оператору рекламных данных (кроме тех рекламодателей, которые обладают исключительным правом на объекты рекламирования/являются изготовителями или продавцами товаров);
  • рекламораспространители и операторы рекламных систем, осуществляющие распространение рекламы в сети Интернет любых рекламодателей, которая направлена на привлечение внимания российских потребителей или организующие такое распространение;
  • рекламораспространители – владельцы социальных сетей, аудиовизуальных сервисов, новостных агрегаторов, организаторами распространения информации в сети Интернет, включая организаторов сервисов обмена мгновенными сообщениями, операторами поисковых систем.

(2) В состав информации о распространённой рекламе в сети Интернет, которая подлежит учету, хранению и обработке в Роскомнадзоре включаются сведения о рекламодателе, рекламораспространители, операторе рекламной системы (как российские, так и иностранные организации) и сама реклама. В распоряжении Правительства РФ от 30.05.2022 № 1362-р подробно указано, какие сведения о таких распространителях рекламы необходимо указывать.

В том же распоряжении определен перечень информации, которую предоставлять в Роскомнадзор не нужно: информация о рекламе собственных товаров, распространяемой по электронной почте или как электронные сообщения в сети Интернет для группы пользователей и о рекламе, которая распространяется или была распространена в сети Интернет в составе телепрограмм и телепередач, радиопрограмм и радиопередач без изменений по сравнению с наземным эфирным вещанием, а также сведений о распространивших или организовавших распространение такой рекламы в сети Интернет.

Дата вступления документов в силу – 01.09.2022.

Срок действия документов – 01.09.2028.

10.3.       Принят «пакет» законодательных актов, направленных на урегулирование рекламы в сети Интернет, привлекающей внимание российских потребителей

Постановление Правительства РФ от 28.05.2022 № 966 «Об утверждении Положения о создании и деятельности комиссии по отбору оператора рекламных данных, а также условий отбора оператора рекламных данных»

Постановление Правительства РФ от 28.05.2022 № 974 «Об утверждении Правил взаимодействия Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций с операторами рекламных данных и лицами, указанными в части 3 статьи 18.1 Федерального закона «О рекламе», включая порядок, сроки и формат предоставления в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций информации о распространенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» рекламе»

Приказ Роскомнадзора от 11.04.2022 № 62 «Об утверждении Порядка ведения реестра операторов рекламных данных»

Приказ Роскомнадзора от 11.04.2022 № 63 «Об определении состава информации о распространенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» рекламе, имеющейся у Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, доступ к которой вправе получить рекламодатель, рекламораспространитель, оператор рекламных систем, оператор рекламных данных, оператор социальной рекламы, а также порядка предоставления такой информации»

Приказ Роскомнадзора от 11.04.2022 № 64 «Об утверждении Требований к программам для электронных вычислительных машин, используемым операторами рекламных данных для учета рекламы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и предоставления информации в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций»

К субъектам, взаимодействующим с рекламой, относятся: операторы рекламных данных, рекламодатели, распространители рекламы, операторы рекламных систем.

  1. Определен порядок выбора операторов рекламных данных. Для участия в отборе оператором подается заявка на участие в отборе. В постановлении Правительства РФ от 28.05.2022 устанавливаются требования к участникам и сведения, которые должны быть им указаны, состав документов и информации, которые участник отбора должен предоставить комиссии. Заявку можно подать в электронном виде, если есть возможность подписать ее УКЭП.

Ключевые требования к оператору (перечень не исчерпывающий):

  • участник является российским юридическим лицом, подконтрольным на 50% государственным структурам или российским гражданам/организациям (установлены и иные лица, подробнее в постановлении);
  • участник владеет (в том числе по лицензии на срок действия исключительного права) программой, которая предназначена для контроля факта распространения рекламы в сети Интернет Роскомнадзором;
  • у участника нет задолженности перед бюджетом РФ;
  • уставный (складочный) капитал участника отбора составляет не менее 200 000 000 рублей;
  • участник имеет подтверждение от операторов рекламных систем и (или) рекламораспространителей, чей совокупный годовой объем услуг по распространению рекламы, направленной на привлечение внимания российских потребителей рекламы или услуг по организации распространения такой рекламы, составляет не менее чем 2 500 000 000 рублей;
  • участник отбора заключил договоры об оказании услуг связи, предусматривающие услуги по передаче данных и предоставлению доступа к сети Интернет с использованием линий связи со скоростью не менее 1 гигабита в секунду, не менее чем с 2 различными операторами связи;
  • устав участника отбора ограничивает деятельность участника отбора исключительно деятельностью оператора рекламных данных.

Для выбора оператора создается специальная комиссия при Роскомнадзоре, которая наделена соответствующими полномочиями. Порядок работы комиссии по отбору, ее формирования и отбора кандидатов осуществляется на основании постановления Правительства РФ.

  1. Установлены требования к программному обеспечению операторов рекламных данных. Определены, в частности, следующе требования: обеспечивает сохранность информации и имеет защиту от информационных воздействий, включает встроенную службу поддержки для субъектов, взаимодействующих с рекламой, распространяется в России свободно и др. Могу быть одобрены и программы, которые обновляются и управляются с территории иностранного государства и для функционирования программы может быть использован не только русский язык. В требованиях установлены задачи, которые такая программа должна выполнять.
  • Роскомнадзор будет вести реестр операторов рекламных данных. В реестр будут включаться сведения о таком операторе (перечислены в приказе). В частности, включаются сведения о программах оператора, которые предназначены для установления факта распространения рекламы в сети Интернет и информация о правах на такую программу (на каком основании использует – лицензия, исключительное право). Удаление информации из реестра не предусмотрено.
  1. Определен порядок коммуникации с Роскомнадзором субъектов, взаимодействующих с рекламой, при предоставлении информации о рекламе. Взаимодействие осуществляется преимущественно через личный кабинет на сайте Роскомнадзора, подробности для каждого субъекта взаимодействия в постановлении.
  2. Определены сведения, которые могут получить субъекты, взаимодействующее с рекламой, операторы социальной рекламы в Роскомнадзоре по распространенной рекламе. В состав таких сведений входит: общее описание объекта рекламирования, основной тип рекламной кампании, срок размещения рекламной кампании, объемы и распределение показов и многое другое. А оператор рекламных данных вправе получить еще и данные рекламодателей, рекламораспространителей, операторов рекламных систем, предоставивших информацию о распространенной рекламе через такого оператора рекламных данных.

Данные предоставляются на основании запроса в Роскомнадзор. Доступ к данным осуществляется с помощью портала Госуслуг. Информация по запросу предоставляется в течение суток с даты его размещения. В приказе определен порядок направления такого запроса и сведения, которые он должен содержать, а также порядок предоставления сведений для разных субъектов, взаимодействующих с рекламой.

Дата вступления документов в силу – 01.09.2022 (некоторые положения постановления Правительства РФ от 28.05.2022 № 974 и приказ Роскомнадзора от 11.04.2022 № 64 о выполнении оператором рекламных данных мониторинга, анализа, фиксации, выявления нарушений и направления сведений о несоответствии рекламы требованиям закона вступают в силу с 01.03.2023).

Срок действия документов – 01.09.2028.

Приказ Роскомнадзора от 11.04.2022 № 62 зарегистрирован в Минюсте России 13.05.2022 № 68461.

Приказ Роскомнадзора от 11.04.2022 № 63 зарегистрирован в Минюсте России 31.05.2022 № 68649.

Приказ Роскомнадзора от 11.04.2022 № 64 зарегистрирован в Минюсте России 30.05.2022 № 68635.

11. ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ

Подробнее

11.1.       Будет сформирован перечень электронных образовательных ресурсов, которые могут использоваться в учебных заведениях

Приказ Минпросвещения России от 15.04.2022 № 243 «Об утверждении Порядка формирования федерального перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»

Теперь электронные образовательные ресурсы включатся в специальный перечень, в котором указывается, что они допущены к использованию в образовательных целях при реализации аккредитованных образовательных программ начального, общего, основного общего и среднего образования.

Перед включением в перечень Минпросвещения России проводит экспертизу таких ресурсов на наличие электронных учебно-методических материалов, соответствующих политике государства в сфере образования и культуры.

Чтобы включить электронный образовательный ресурс в перечень, необходимо подать заявление с 21 марта по 29 апреля ежегодно, а в 2022 году с 15 июня по 15 июля в Минпросвещения России. В приказе содержатся сведения, которые должны включаться в такое заявление и образец заявления. Подать его можно также через сайт Минпросвещения России.

В приказе рассказывается о том, из каких разделов будет состоять перечень, о сведениях, которые будут включены об образовательном ресурсе, о порядке проведения экспертизы Минпросвещения России, о требованиях, которые предъявляются к таким образовательным ресурсам и многое другое.

К приказу прилагается форма экспертного заключения, где указываются критерии оценки, которые можно использовать для самопроверки соответствия образовательных ресурсов требованиям закона.

Зарегистрирован в Минюсте России 16.05.2022 № 68480.

Дата вступления в силу – 27.05.2022.

11.2.       Отменен приказ Минобрнауки России 2017 года, регламентирующий использование технологий в дистанционном образовании

Приказ Минобрнауки России № 465, Минпросвещения России № 345 от 19.05.2022 «О признании утратившим силу приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»

Утрачивает силу приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 №816, в котором устанавливался порядок применения образовательными организациями дистанционных образовательных технологий, при этом новый порядок не устанавливается. Ранее приказ устанавливал требования к условиям и порядку обучения с применением технологий.

Зарегистрирован в Минюсте России 17.06.2022 № 68888.

Дата вступления в силу – 01.09.2023.

12. ТЕХНОЛОГИИ В МЕДИЦИНЕ

Подробнее

12.1.       Установлены правила для использования изобретения для производства в России лекарств в целях экспорта без согласия патентообладателя

Постановление Правительства РФ от 25.05.2022 № 947 «Об использовании изобретения для производства на территории Российской Федерации лекарственного средства в целях его экспорта без согласия патентообладателя»

Определены условия, когда Правительство РФ может принять решение об использовании изобретения для производства лекарств без согласия правообладателя, определен порядок принятия таких решений и содержание решения, установления срока его действия, направления уведомления патентообладателю информации о принятом решении и др.

Разработана методика расчета компенсации для использования изобретения без согласия.

Дата вступления в силу – 04.06.2022.

12.2.       Даны рекомендации Роскомнадзором для применения медицинских изделий, которые могут подключаться к сети Интернет

Письмо Росздравнадзора от 08.04.2022 № 01и-376/22 «О рекомендациях по эксплуатации и техническому обслуживанию медицинских изделий»

Роскомнадзор рекомендует:

  • при необходимости двустороннего обмена информацией медицинских изделий сопрягать с внешними сетями с использованием межсетевого экрана, настроенного в соответствии с правилами, определяющими сетевое взаимодействие исключительно по IP-адресам, портам источников, приемников, протоколам и другим параметрам для корректного функционирования изделий, а также с использованием защищенного канала связи;
  • при необходимости одностороннего обмена информацией из медицинских изделий во внешние сети использовать техническое средство однонаправленной передачи данных, исключающее передачу управляющих команд;
  • если необходимости взаимодействия с внешними сетями нет, то медицинских изделий должны функционировать в составе технологической сети;
  • если медицинская организация не имеет возможности использовать защищенную сеть передачи данных, медицинских изделий должно либо функционировать в составе изолированной технологической сети, либо передача информации между различными компонентами медицинских изделий (например, между рабочей станцией оператора и рабочей станции врача) должна осуществляться с помощью переносных устройств хранения информации (например, CD и DVD-диски, флэш-карты, внешние жесткие диски и пр.);
  • при обновлении программ медицинских изделий создавать резервные копии для возврата к старой версии.

Скачать PDF

Кирилл Саськов

Адвокат
Партнер
Руководитель корпоративной и арбитражной практики

Cкачать VCARD

ПРОЕКТЫ