Комментарии в СМИ

«Крупнейший сервис доставки продуктов судится с конкурентом»

Юрист практики по интеллектуальной собственности / информационным технологиям «Качкин и Партнеры» Андрей Алексейчук комментирует спор крупнейшего сервиса доставки продуктов с компанией-конкурентом.

Петербургский сервис доставки продуктов iGooods, крупнейший в России игрок этого рынка, подал иск к московскому Instamart. Причина — незаконное использование фотографий на сумму 1,9 млн руб. Информация об иске ООО «Айгудс системс» к ООО «Инстамарт» размещена на сайте арбитражного суда Москвы (в Москве зарегистрирован Instamart).

Как сообщили в iGooods, конкурент использовал фотографии, которые iGooods создала для своего электронного каталога с продукцией гипермаркетов. «Мы занимались оцифровкой товаров несколько месяцев, это большая и кропотливая работа. Именно благодаря качественно составленному каталогу сервис доставки может предоставлять свои услуги покупателям», — приводятся в сообщении слова управляющего и сооснователя сервиса iGooods Григория Куниса.

Характерные ракурсы

Сервис iGooods обращался в Instamart с требованием удалить фотографии и выплатить компенсацию за их использование, но досудебная претензия не была удовлетворена. Instamart удалил только часть снимков, а некоторые продолжил использовать.

Как указывают в компании iGooods, каталоги продукции сервиса включают 80 тыс. наименований.

Компания собрала доказательства о незаконном использовании московским сервисом 193 снимков. Продукция на карточках Instamart имеет очень характерные для снимков петербургского сервиса черты — ракурс, тень, дата изготовления продукта, утверждает iGooods. Протокол осмотра сайта заверен у нотариуса.

«Мы не станем комментировать попытки конкурентов создать себе инфоповод, — ответили на запрос РБК Петербург в Instamart. — У нас хватает собственных новостей на основе реальных успехов бизнеса».

Сложные случаи с фотографией

В такого рода спорах шансы iGooods доказать свою правоту зависят от множества факторов: наличия достаточных доказательств принадлежности iGooods прав на те фотографии, которые использует ответчик; оригинальности фотографий истца и так далее, указывают юристы. «В ситуации, если фотографии iGooods обладали определенной художественной ценностью, были скопированы на сайте ответчика и iGooods подтвердит наличие у него прав на эти фотографии — шансы на удовлетворение иска достаточно велики. Однако нужно заметить, что один только ракурс фотографии и дата изготовления продуктов, при отсутствии иных свидетельств, вряд ли убедят суд в нарушении», — говорит Антон Ендресяк, юрист компании Claims.

По словам Андрея Алексейчука, юриста практики по интеллектуальной собственности «Качкин и Партнеры», iGooods потребуется доказать, что она, во-первых, является правообладателем спорных снимков, а, во-вторых, что Instamart действительно использовал фотографии iGooods, а не самостоятельно снял аналогичные товары. «Как раз в случае с фотографиями это достаточно сложно установить: разные фотографы могут одновременно фотографировать один и тот же объект по одним и тем же правилам. Использование фотографий аналогичных товаров, сделанных Instamart самостоятельно, очевидно, нарушением не является», — говорит Андрей Алексейчук.

В рамках арбитражного процесса основным наказанием может быть компенсация до 5 млн руб. или двукратная стоимость права использовать эти фотографии, либо требование возместить доказанные истцом убытки, указывает Антон Ендресяк. Традиционно компенсация назначается в пределах от 10 тыс. до 500 тыс. руб., в зависимости от масштаба нарушения.

iGooods — крупнейший российский сервис доставки продуктов, оборот компании в 2018 году составил 1,2 млрд руб. Через iGooods проходит более 2 тыс. заказов в день, а средний чек составляет 3,5 тыс. руб. Компания работает в Санкт-Петербурге, Москве, Казани, Белгороде, Оренбурге, Сургуте и Выборге (Ленинградская область).

Елена Домброва

Материал опубликован на сайте РБК 24.04.2019

ПОДЕЛИТЬСЯ

Кирилл Саськов

Адвокат
Партнер
Руководитель корпоративной и арбитражной практики

Cкачать VCARD

ПРОЕКТЫ