Пресс-релиз

Самые необычные объекты интеллектуальной собственности

Юристы «Качкин и Партнеры» представляют топ-5 самых необычных объектов в сфере интеллектуальной собственности. Количество споров в этой сфере с каждым годом увеличивается, и большая часть из них связана именно с определением объекта права.

1. Произведения боди-арта: нательная живопись, макияж.

Весной 2012 года Выборгский районный суд города Санкт-Петербурга присудил визажисту компенсацию за незаконное использование креативного макияжа как объекта авторского права путем его копирования без согласия автора. «Действительно, с точки зрения закона многие произведения боди-арта, как разновидность изобразительного искусства (ст. 1259 ГК РФ), отвечают всем формальным признакам объектов авторского права: носят творческий характер, оригинальны, выражены на материальном носителе – теле человека», — рассказывает юрист корпоративной и арбитражной практики юридической компании «Качкин и Партнеры» Екатерина Смирнова. При этом в случае возникновения спора истцу необходимо будет доказать оригинальность и отличительную способность нательного рисунка. Кроме того, подобные произведения искусства в силу своей специфики не могут постоянно находиться на теле человека, поэтому необходимо их, например, сфотографировать, чтобы в дальнейшем отстаивать право авторства.

2. Профессиональные юридические документы.

Многие западные юридические компании разрабатывают формы юридических документов, которые признаются объектами авторских прав: контракты FIDIC или проформы American Institute of Architects. Такие документы представляют собой творческий результат серьезного правового исследования и обладают оригинальной структурой, высоким уровнем языковой техники. В России практика защиты профессиональных юридических документов нормами авторского права отсутствует, хотя формальных запретов со стороны закона нет. В Европе и США суды активно рассматривают подобные дела.

3. Кондитерские изделия.

В судебной практике нередко встречаются споры о защите исключительных прав авторов на кондитерские изделия. Статья 1259 Гражданского кодекса Российской Федерации признает авторское право за внешним видом (дизайном) изделий промышленного производства, если он является оригинальным, носит творческий характер, выражен в объективной форме. Кулинарные изыски кондитеров зачастую обладают всеми вышеназванными признаками. Суды, разрешая подобные споры, указывают, что если внешний вид кондитерского изделия был создан на основе уже существовавшего кондитерского изделия, с сохранением в переработке всех основных элементов формы первоначального произведения на нарушителя возлагается обязанность прекратить нарушение исключительного имущественного права истца на произведение дизайна (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2009 N 09АП-13024/2009 по делу N А40-7200/09-110-86).

4. Право на «консервированный воздух».

Огромная конкуренция на рынке туристических услуг оказывает свое влияние на развитие смелых идей. Так, российскому предпринимателю удалось получить патент на полезную модель в виде тары для продажи консервированного воздуха (Патент на полезную модель № 30132 «Герметичная емкость для сувенирной продукции»). В соответствии со статьей 1351 ГК РФ  в качестве полезной модели может быть зарегистрировано любое техническое решение, относящееся к устройству, если оно является новым и промышленно применимым.

5. Товарный знак в виде запаха.

В 1996 году в Великобритании впервые был зарегистрирован необычный товарный знак компании Japan’s Sumitomo Rubber Co в виде «цветочного запаха роз» применительно к автомобильным шинам. Вслед за этим английская компания Unicorn Products зарегистрировала товарный знак в виде запаха «горького пива» на игру дартс, также был зарегистрирован товарный знак в виде запаха «свежескошенной травы» для теннисных мячей.

В соответствии со статьей 1482 ГК РФ в качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации. Таким образом, формально  перечень видов товарных знаков является открытым. «Однако в России регистрация подобных товарных знаков пока не осуществляется, так как существует до сих пор не разрешенная проблема с описанием соответствующего товарного знака в графической форме», — говорит Екатерина Смирнова.

ПОДЕЛИТЬСЯ

Кирилл Саськов

Адвокат
Партнер
Руководитель корпоративной и арбитражной практики

Cкачать VCARD

ПРОЕКТЫ