Комментарии в СМИ

Применение «упрощенки» на МУП

Вопрос: Мы являемся муниципальным унитарным предприятием. В ноябре прошлого года мы обратились в налоговую инспекцию с заявлением о применении упрощенной системы налогообложения. ИМНС прислала нам уведомление о невозможности применения нашей организацией упрощенной системы налогообложения, ссылаясь на подп.14 п.3 ст. 346.12 НК РФ. Права ли налоговая инспекция указывая нам на невозможность применения упрощенной системы налогообложения.

Ответ: Ваша ситуация довольно распространена, но положение Вашей организации небезнадежно. Налоговая инспекция, уведомляя Вас о невозможности применения упрощенной системы налогообложения (далее УСН) руководствовалась Приказом МНС РФ от 10 декабря 2002 г. N БГ-3-22/706 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению главы 26.2 «Упрощенная система налогообложения».

Изложенная в п.9 Методических рекомендаций позиция налоговых органов о том, что в случае, если совокупная доля участия федеральной собственности, собственности субъектов РФ или муниципальных образований в организациях составляет более 25 процентов, то такие организации не вправе применять упрощенную систему налогообложения мотивируется ими следующим. Во-первых, ссылкой на ст. 124 ГК РФ, в соответствии с которой РФ, субъекты РФ, а также муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений – гражданами и юридическими лицами. Причем ко всем вышеуказанным субъектам гражданского права применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов. А, во-вторых, ссылкой на ст. 125 ГК РФ, в соответствии с которой от имени РФ, субъектов РФ и муниципальных образований могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности, соответственно, органы государственной власти и органы местного самоуправления. Данные органы власти, являющиеся юридическими лицами, в соответствии с п. 2 ст. 11 НК РФ относятся к организациям.

Указанная позиция налоговых органов не основана на нормах НК РФ и ГК РФ. Органы власти, выступающие от имени РФ (субъекта РФ, муниципального образования) действительно наделяются правами юридического лица. Однако следует отличать деятельность этих органов власти, наделенных гражданской правоспособностью от имени РФ (субъекта РФ, муниципального образования), от деятельности, осуществляемой от собственного имени. При учреждении юридических лиц соответствующие права и обязанности возникают у РФ (субъекта РФ, муниципального образования), а не у уполномоченного органа власти. Именно РФ (субъект РФ, муниципальное образование) обладает правом собственности на имущество учреждаемого юридического лица.

Ссылка на ст. 124 ГК РФ также некорректна, так как речь в указанной статье идет о гражданско-правовых отношениях. А в соответствии с п.3 ст.2 ГК РФ к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется. Таким образом, ни РФ, ни субъекты РФ, ни муниципальное образование не может быть признано организацией в том смысле, в котором статья 11 Налогового кодекса Российской Федерации использует указанный термин.

Так как подп.14 п.3 ст. 346.12 НК РФ содержит ограничение на применение УСН организациями, «в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25 процентов», то применительно к Вашему муниципальному унитарному предприятию указанное налоговым органом основание применено быть не может – муниципальное унитарное предприятие вправе применять УСН, если нет других препятствий, предусмотренных НК РФ.

До недавнего времени с изложенной позицией налоговых органов не соглашался Минфин РФ. Его позиция была изложена в частности в Письме Департамента налоговой политики Минфина РФ от 29 августа 2003 г. N 04-02-05/7/1.

На сегодняшний день п.9 Методических рекомендаций, утвержденных приказом МНС РФ от 10 декабря 2002 г. N БГ-3-22/706 признан Решением Высшего Арбитражного Суда РФ от 19 ноября 2003 г. N 12358/03 «не соответствующим НК РФ и недействующим в той мере, в какой он по смыслу, придаваемому ему налоговыми органами, препятствует переходу муниципальных унитарных предприятий на упрощенную систему налогообложения». Более того, приказом МНС РФ от 26 февраля 2004 г. № БГ-3-22/154 Методические рекомендации по применению главы 26.2 «Упрощенная система налогообложения» признаны утратившими силу.

Вам мы можем посоветовать обратиться в Арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий налоговых органов, выразившихся в отказе применения упрощенной системы налогообложения.

Руководитель Департамента корпоративного обслуживания и арбитражных споров

юридической компании «Качкин и Партнеры»

Саськов Кирилл Юрьевич

ПОДЕЛИТЬСЯ

Кирилл Саськов

Адвокат
Партнер, Руководитель корпоративной и арбитражной практики

Cкачать VCARD
Кирилл Саськов

Адвокат
Партнер, Руководитель корпоративной и арбитражной практики

Cкачать VCARD

ПРОЕКТЫ