Статья

«Копирайт на произведения дизайна и архитектуры»

Екатерина Смирнова, руководитель практики по интеллектуальной собственности / информационным технологиям «Качкин и Партнеры», в своей статье рассматривает особенности защиты авторских прав на архитектурные проекты и дизайн.

Дизайнер или архитектор, создавая проект, макет, концепцию или иное решение по организации пространства, рассчитывает на то, что именно его имя будет горделиво значиться на экземпляре произведения, и никто другой не сможет самовольно заимствовать результаты его творчества и паразитировать на таланте автора. Авторское право (копирайт) как раз и призвано защищать автора от недобросовестных посягательств на его работы, наделяя его временной монополией на использование созданных им произведений.

Надо сказать, что действие копирайта распространяется на любые произведения науки, литературы и искусства, независимо от их оригинальности или общественной, культурной значимости. При этом авторское право защищает только те произведения, которые, во-первых, созданы непосредственно человеком, а, скажем, не автоматическими действиями компьютерной программы; во-вторых, обладают творческим характером (который предполагается, если не доказано иное); в-третьих, выражены в объективной форме (идеи, методы, концепции, как таковые, не подлежат охране).

В области дизайна и архитектуры к объектам, охраняемым авторским правом, в частности, относятся: здания, сооружения, интерьер, архитектурные проекты, чертежи, изображения, макеты (2D, 3D).

При этом если речь идет о такой форме выражения, как проектная документация на строительство, то авторское право защищает не все ее содержимое, а то, что находит свое выражение в разделе «Архитектурные решения», в котором закрепляется авторский замысел в отношении внешнего и внутреннего облика архитектурного объекта, его пространственной, планировочной и функциональной организации. Любые технические характеристики объекта в силу отсутствия творческого характера не подлежат защите авторским правом.

Важно понимать, что одно и то же произведение может найти свое выражение в разных формах, например: в форме макета, проекта или уже реализованного здания. Другими словами, произведение, а, следовательно, и объект правовой охраны, может быть один, а его воплощений — несколько.

Из этого следует, что возникновение и переход авторских прав не зависит от передачи материального носителя, в котором произведение авторского права выражено. Например, передача дизайн-проекта на электронном носителе не влечет за собой автоматического перехода авторских прав.

Разрешение вопроса о принадлежности авторских прав напрямую связано с возможностью законного использования произведения, в том числе путем его копирования, переработки, реализации в форме строительства, публикации, распространения среди третьих лиц. Без явно выраженного согласия обладателя авторских прав такое использование считается незаконным. При этом вопреки расхожим домыслам отсутствие запрета не считается согласием.

В связи с тем, что вопрос принадлежности авторских прав имеет такое большое значение, необходимо иметь базовое представление о том, что авторские права подразделяются на две категории: исключительное (имущественное) право и личные неимущественные права.

Исключительное право – это отчуждаемое право, которое позволяет использовать произведение (копировать его, демонстрировать, перерабатывать, использовать при разработке документации для строительства, осуществлять практическую реализацию архитектурного проекта). Использование произведения без согласия правообладателя является нарушением его исключительного права и позволяет последнему требовать выплаты компенсации (в том числе в двойной стоимости произведения), запрета использования произведения или, например, возмещения убытков. Срок действия исключительного права равен сроку жизни автора и 70 лет после его смерти. После истечения этого срока произведение могут использовать все желающие без каких-либо ограничений.

Обладатель исключительного права может распорядиться им, заключив с кем-нибудь лицензионный договор (предоставление третьему лицу на время возможности использовать произведение определенными в договоре способами) либо договор отчуждения права (по аналогии с «куплей-продажей»).

Особенно важно помнить об авторских правах в тех случаях, когда произведение создается по заказу третьего лица (договор авторского заказа, договор подряда на разработку проектной документации и т. п.).

При заключении договора между разработчиком и заказчиком крайне важно непосредственно в тексте договора определить судьбу авторских прав на создаваемый проект. Если права будут предоставляться по лицензии, то следует предусмотреть в договоре срок использования, способы и территорию использования прав, вознаграждение. Если права будут отчуждаться полностью, то важно определить, с какого момента такое право считается перешедшим (момент передачи документации, оплаты работ), может ли тот, кто передал права на проект, использовать его в дальнейшем для собственных нужд (к примеру, в рекламе или портфолио).

В случае если в договоре стороны не решили вопрос с судьбой авторских прав, то необходимо руководствоваться положениями закона, которые устанавливают общие правила перехода авторских прав (часть 4 Гражданского Кодекса РФ).

Так, например, в отношении договора подряда на создание конкретного проекта (исполнителем является компания) общим правилом будет то, что исключительное право переходит заказчику. При этом важно иметь в виду, что если ваш договор был заключен до октября 2014 года, то действовало обратное правило.

При этом если вы заключили договор авторского заказа (исполнителем и стороной договора всегда является конкретное физическое лицо), то по общему правилу исключительное право сохраняется за исполнителем, а заказчик получает лишь право использовать произведение в тех целях, ради которых заключался договор.

Эти же рекомендации могут применяться и для случаев создания произведений субподрядчиками.

Помимо исключительного права, существуют также и личные неимущественные права авторов, то есть тех дизайнеров и архитекторов, чьим непосредственным творческим трудом создавались произведения. Такие права, в отличие от исключительного права, нельзя передать по договору, и отказ от них не имеет правовой силы. Среди таких прав можно назвать право признаваться автором произведения, право использовать или разрешать использование произведения под своим именем, право на неприкосновенность произведения (защита от внесения незначительных изменений), право авторского контроля и надзора.

Например, неуказание или исключение имени автора с экземпляра произведения без его согласия является нарушением его личных неимущественных прав и влечет ответственность (моральный вред, запрет использования произведения, восстановление положения до нарушения права). Чтобы избежать проблем с авторами произведений рекомендуется заручиться их письменных согласием на удаление их имени с экземпляров или внесения изменений в произведение. Личные неимущественные права автора в отличие от исключительного права действуют бессрочно.

Очень часто на практике у заказчиков при реализации созданных дизайн-проектов или архитектурных концепций может возникнуть желание переработать проект, например, удешевив отделочные материалы, сократив объем декоративных элементов, тем самым изменив первоначальный авторский замысел создателя. При этом далеко не каждый дизайнер или архитектор готов пойти на такие изменения в силу того, что изменения не всегда соответствуют эстетическим представлениям автора проекта и могут сказаться на его деловой репутации. Именно в случае столкновения интересов заказчика и исполнителя в этой сфере возникает риск нарушения авторских прав. Поэтому так важно еще при заключении договора грамотно прописать все условия относительно того кто, как и в каком объеме имеет право использовать созданное произведение и кто в итоге является правообладателем исключительного права.

Напоследок, отметим, что еще одним крайне важным моментом является урегулирование отношений с работниками дизайнерских компаний, архитектурных бюро и т. п. Дело в том, что одно наличие трудового договора с работником еще не означает, что все результаты его труда вместе с авторскими правами на них автоматически принадлежат работодателю. Более того не играет решающей роли и тот факт, что работник создавал что-то на своем рабочем месте, в рабочее время или за счет ресурсов работодателя.

Прежде всего, необходимо удостовериться, что трудовая функция работника определена в трудовом договоре, и в нее входит создание соответствующих произведений. Кроме того, важно определить размер вознаграждения работника именно за создание объектов авторского права. Можно прямо установить, что сумма такого вознаграждения входит в заработную плату работника, либо, скажем, определить ее в твердой сумме или проценте от итоговой стоимости произведения.

Материал опубликован на портале «Строительный эксперт» 24.11.2016

Кирилл Саськов

Адвокат
Партнер
Руководитель корпоративной и арбитражной практики

Cкачать VCARD

ПРОЕКТЫ