Комментарии в СМИ

«Участники рынка обсудили работу по новому закону «О рекламе»»

Андрей Алексейчук (старший юрист практики по IT/IP) и Татьяна Рябкова (младший юрист практики по IT/IP) АБ «Качкин и Партнеры» комментируют материал о новом законодательном регулировании Интернет-рекламы.

Новый Федеральный закон «О рекламе» вступил в силу в России с 1 сентября 2022 года. Период до 31 октября объявлен переходным, поэтому штрафовать за несоблюдение закона не будут. Однако после в КоАП закрепят санкцию за нарушение требований о маркировке. Следить за выполнением норм будут Роскомнадзор, ФАС и ФНС.

В ходе конференции Агентства Бизнес Новостей эксперты рекламной отрасли обсудили, как изменилась их деятельность после принятия закона. Так, гендиректор CEO агентства Molinos Виктория Егоренко, активно перестраивает все бизнес-процессы под требования законодательства.

«В настоящий момент мы завершаем процесс подписания дополнительных соглашений с клиентами и площадками по передаче данных в Единый реестр интернет-рекламы. Мы принимаем на себя обязательства по передаче данных в реестр от клиентов-рекламодателей, а также — заключение договоров с ОРД», — заявила она.

В будущем компания начнет заключать договоры на оказание рекламных услуг в соответствии со всеми изменениями. Отмечается, что теперь участники рынка должны промаркировать рекламу и информацию о рекламодателе, получить идентификатор и отчитаться в Роскомнадзор. Как сообщили эксперты практики IT/IP Адвокатского бюро «Качкин и Партнеры» Андрей Алексейчук и Татьяна Рябкова, сейчас известно 7 кандидатов в операторы рекламных данных (ОРД). Это Яндекс, ВКонтакте, МТС, Билайн, AmberData, OZON, Сбербанк.

Татьяна Рябкова пояснила, что спустя месяц после отчетного месяца, в котором реклама была запущена, о рекламе следует отчитаться в Роскомнадзор через ОРД. Участник рекламного рынка предоставляют следующие сведения: данные о рекламе, о всех участниках распространения рекламы, о договорах на такую рекламу и о закрывающих актах, с указанием общей цены за рекламу, количества просмотров рекламы, параметров охваченной аудитории (подробнее в Распоряжении Правительства РФ от 30 05 2022 № 1362 р). Все данные, переданные в Роскомнадзор, будут храниться в специально созданном реестре – Едином реестре Интернет-рекламы. Доступ к данным в реестре о своей рекламе будет у всех участников цепочки распространения рекламы.

Участники конференции отметили новую актуальность вопроса разграничения рекламы и информирования. Реклама – это информация, которая привлекает внимание к объекту рекламирования (товару, производителю, мероприятию), имеет цель – формирования или поддержания интереса к товару и его продвижению на рынке, направлена на неопределенный круг лиц и распространяется любым способом в любой форме с использованием любых средств. В рамках нового регулирования контроль будет осуществляться за любой рекламой, в любых форматах (аудио, видео, текст, баннеры и др.).

Случаи-исключения, когда новые положения об отчетности соблюдать не требуется, пояснил Андрей Алексейчук. «Например, если информация является справочной, информационной – не имеет основной цели – привлекать внимание (информация на собственных сайтах, информация в каталогах), или объявления, не связанные с предпринимательской деятельностью (Авито, ЦИАН и др.). Однако с объявлениями на собственных сайтах следует быть аккуратнее: если какой-то товар будет выделяться среди других, будет больше привлекать внимание, а также если за его поднятие в выдаче будет взыматься плата, то существует высокий риск того, что такое объявление будет признано рекламой.

К исключениям новые положения также относят: социальную рекламу, для которой предусмотрено отдельное регулирование; рекламу, которая распространяется рекламодателями, если они обязали отчитаться о такой рекламе контрагента по договору; рекламу в составе теле-/радиопрограмм, теле-/радиопередач, если они размещаются без изменения в Интернете (например, футбольные трансляции с рекламными вставками) и рекламу, распространяемую по своей внутренней базе клиентов по email-рассылкам, push-уведомлениям, закрытым группам в социальных сетях, о которой не нужно отчитываться в ЕРИР, но нужно маркировать» — комментирует юрист.

Эксперты завершили дискуссию информацией о рисках. За нарушение новых положений сейчас предусмотрена ответственность только за отсутствие на рекламе слова «реклама» и информации о рекламодателе – п.1 ст. 14.3 КоАП РФ (для юридических лиц штраф от 100 тыс. до 500 тыс. рублей). Есть небольшой риск, что эта статья будет применяться и при отсутствии данных в реестре до внесения поправок в КоАП РФ с новыми составами. Один из самых неоднозначных рисков: непризнание расходов на рекламу налоговым органом, если отчетность не была сдана о ней в ЕРИР (ст. 252 НК РФ).

Павел Бойков

Материал опубликован на сайте «Агентства бизнес-новостей» 07.10.2022

ПРОЕКТЫ