Комментарии в СМИ

«Внесудебное взыскание налоговых задолженностей в 2025 году: к чему готовиться должникам»

Илья Прядеин, юрист корпоративной и арбитражной практики АБ «Качкин и Партнеры» комментирует материал о внесудебном взыскании налоговых задолженностей.

С 1 ноября 2025 года в России планируется введение нового порядка взыскания налоговых задолженностей с физических лиц. Соответствующий законопроект № 782260-8 внесен в Государственную думу РФ и рекомендован к принятию в первом чтении Комитетом по государственному строительству и законодательству. Если закон примут, а в этом мало сомнений, налоговые органы смогут списывать долги без суда, но только при соблюдении определенных условий. «Рынок Взыскания» выяснил, как будет работать новый механизм и к чему готовиться налоговым должникам.

Взыскать 100 млрд рублей и разгрузить суды

Согласно законопроекту № 782260-8, предлагается внести изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации и ст. 12 и 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве». Эти поправки наделяют налоговые органы правом взыскивать задолженность с физических лиц во внесудебном порядке.

Механизм будет действовать следующим образом. После выявления задолженности налоговый орган отразит ее на Едином налоговом счете (ЕНС) налогоплательщика и направит уведомление через личный кабинет или портал «Госуслуги». Если в течение 30 дней гражданин не представит возражений, налоговая служба начнет процедуру внесудебного взыскания. При несогласии с задолженностью налогоплательщик может подать возражения — в этом случае взыскание будет осуществляться в судебном порядке.

Такой порядок распространяется на все категории налогоплательщиков, но не касается случаев, когда задолженность взыскивается через приставов за счет имущества должника. В этом случае применяется иной порядок, предусмотренный Федеральным законом «Об исполнительном производстве».

По данным Федеральной налоговой службы (ФНС), на 2024 год совокупная задолженность физических лиц перед государством превысила 100 млрд рублей. В настоящее время процедура взыскания налоговой задолженности требует судебного рассмотрения, что затрудняет оперативное пополнение бюджета и увеличивает нагрузку на суды. Новый механизм призван ускорить этот процесс и сделать его менее затратным.

Как избежать ошибок и не перегрузить суды?

Новый механизм взыскания налоговых задолженностей вызвал дискуссию среди экспертов. Одни считают его необходимым шагом к оптимизации налогового администрирования, другие предупреждают о возможных рисках.

Юрист корпоративной и арбитражной практики АБ «Качкин и партнеры» Илья Прядеин рассказал «Рынку Взыскания», что сам механизм внесудебного взыскания далеко не нов: аналогичные процедуры уже давно применяются в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Для физических лиц он вводится впервые, что вызывает вопросы о защите их прав.

«Законопроект № 782260-8 не предполагает автоматического списания задолженности без информирования налогоплательщика. Перед этим налоговый орган обязан выполнить несколько этапов: отразить сумму задолженности на Едином налоговом счете (ЕНС), направить уведомление, разместить информацию в реестре решений о взыскании и только потом инициировать списание. Если гражданин не согласен, он может подать заявление о перерасчете, обжаловать действия налоговой или потребовать возврата излишне списанной суммы через суд», — пояснил эксперт.

Налогоплательщикам придется внимательнее следить за уведомлениями в электронных сервисах ФНС и на «Госуслугах», поскольку пропущенный срок возражения может привести к автоматическому списанию.

Снизит ли новый порядок нагрузку на суды?

В пояснительной записке к законопроекту указано, что должники подают возражения на судебные приказы всего в 5% случаев. Это означает, что в подавляющем большинстве дел вмешательство суда оказывается формальностью.

«Если законопроект будет принят в нынешнем виде, нагрузка на мировые суды действительно снизится, поскольку споры, ранее рассматриваемые в судебном порядке, будут урегулироваться на стадии внесудебного взыскания. Однако это не исключает роста числа жалоб на налоговые органы, если граждане начнут активно оспаривать действия ФНС в вышестоящем порядке», — отметил эксперт.

Международный опыт

Внесудебное взыскание долгов по налогам практикуется в ряде европейских стран.

В Германии процедура взыскания налоговых задолженностей начинается с досудебного этапа: налоговые органы направляют должнику уведомление с указанием суммы долга, процентов и срока для добровольного погашения. Если долг не оплачен в установленный срок, налоговая служба может применить принудительное взыскание без обращения в суд. Для этого используется Pfändungs- und Einziehungsverfügung — постановление о взыскании и списании, которое позволяет налоговым органам списывать средства со счетов должника или накладывать арест на имущество. Однако если налогоплательщик оспаривает взыскание, дело может перейти в судебную плоскость. Суд здесь не является обязательным этапом, но может потребоваться в случае возражений со стороны должника.

Во Франции налоговые органы имеют право автоматически списывать задолженности со счетов налогоплательщиков в бесспорном порядке, особенно если платежи по налогам регулярно не поступают. При этом предусмотрены строгие процедуры оспаривания и защиты прав налогоплательщиков.

И хоть некоторые страны предоставляют налогоплательщикам возможность заранее устанавливать лимиты на автоматические списания, что снижает риск неожиданного изъятия значительных сумм, в России подобный механизм вряд ли возможен.

«Ограничения на автоматические списания не могут распространяться на случаи принудительного взыскания, поскольку решения налоговых органов являются обязательными для исполнения. В этом смысле российское законодательство придерживается жесткого подхода, направленного на обеспечение поступления налогов в бюджет», — заключает Илья Прядеин.

Таким образом, хотя законопроект и предполагает защитные механизмы для налогоплательщиков, его успешная реализация потребует от граждан повышенного внимания к налоговым уведомлениям и своевременного реагирования на возможные ошибки.

Перспективы и выводы

Введение внесудебного порядка взыскания налоговых задолженностей с физических лиц в 2025 году представляет собой значимый шаг в реформировании налоговой системы России. По данным Федеральной налоговой службы (ФНС), ежегодно суды рассматривают около 6 млн заявлений о взыскании налогов с граждан, при этом лишь 5% из них оспариваются, а в 0,4% случаев суды принимают сторону налогоплательщиков. Это свидетельствует о том, что большинство таких дел являются бесспорными и не требуют судебного вмешательства.

Эксперты отмечают, что предложенные изменения позволят значительно снизить нагрузку на судебную систему и ускорить процесс поступления средств в бюджет. Важно также обеспечить баланс между эффективностью налогового администрирования и защитой прав налогоплательщиков. В частности, необходимо предусмотреть четкие механизмы уведомления граждан о задолженностях и предоставить им достаточные возможности для оспаривания неправомерных начислений.

Для успешной реализации положений закона потребуется тщательная проработка процедур и механизмов взаимодействия между налоговыми органами и гражданами, а также повышение финансовой грамотности населения. Только при соблюдении этих условий можно ожидать положительного эффекта от внедрения внесудебного порядка взыскания налоговых задолженностей.

Материал опубликован на сайте «Рынок взыскания.рф» 14.02.2025

 

Кирилл Саськов

Адвокат
Партнер
Руководитель корпоративной и арбитражной практики

Cкачать VCARD
Илья Прядеин

Адвокат
Юрист корпоративной и арбитражной практики

Cкачать VCARD
Кирилл Саськов

Адвокат
Партнер
Руководитель корпоративной и арбитражной практики

Cкачать VCARD
Илья Прядеин

Адвокат
Юрист корпоративной и арбитражной практики

Cкачать VCARD

ПРОЕКТЫ