Комментарии в СМИ

«А вы соскучились по досугу и шоппингу в ТЦ за время карантина?»

Дмитрий Некрестьянов, партнер, руководитель практики по недвижимости и инвестициям АБ «Качкин и Партнеры» вместе с другими приглашенными экспертами обсуждает тему перспектив перехода торговли из торговых центров в интернет-пространство. 

А вы соскучились по досугу и шоппингу в ТЦ за время карантина? Почти полгода в городе полноценно не функционировали торгово-развлекательные комплексы. Бизнес несёт огромные убытки. Владельцы ТЦ и их операторы бомбардируют гневными письмами власти разных уровней… А насколько вы за это время соскучились по шопингу и досугу в моллах? Поспешите в мультиплексы и фуд-холлы? Или лучше посмотрите кино в автокинотеатре? Насколько востребованы в нынешних условиях огромные комплексы, которые как грибы строились в «нулевые» и в начале «десятых»? Как пандемия повлияла на поведение потребителей и победит ли интернет-торговля оффлайн-магазины? Не пора ли переформатировать гигантские городские ТРК и во что?

Елена Бодрова, исполнительный директор Российской гильдии управляющих и девелоперов:
– Можно сравнить Петербург с Москвой, где рост заболеваемости выше, но уже давно всё работает.

В таком контексте перестраховка наших властей выглядит странно. Решение снять часть ограничений запоздало и не очень понятно, почему именно торговлю власти посчитали наиболее опасной с точки зрения эпидемиологической обстановки. Можно сравнить контроль в общественном транспорте и внутри торгового комплекса. Это небо и земля. Маршрутки едут набитыми, в метро не следят за соблюдением масочного режима, а претензии — к бизнесу…

По мере роста количества заболевших люди стали более ответственными. Они с пониманием относятся к социальной дистанции, маскам, перчаткам, ограничению количества посетителей. За этим тщательно следят и торговые центры. Странно, что Василеостровский рынок может работать, а фуд-корт такой же площади в ТРК — нет. Кинотеатры тоже не станут местом скопления людей, у нас даже на самых громких премьерах редко набирается полный зал. Это же не открытие сезона в Мариинке!

Торговые центры, построенные в Петербурге за последние 10 лет, для огромного количества жителей являются общественными пространствами, у нас даже парки в меньшей степени выполняют эту функцию. В ТРК работают лектории, досуговые операторы, проходят различные ивенты, концерты, тематические мероприятия. Поэтому поставленный недавно вопрос о необходимости переформатировать их некорректный.

Дмитрий Некрестьянов, руководитель практики по недвижимости и инвестициям АБ «Качкин и Партнёры»:
– Я и раньше был редким гостем ТРК, так что не особо и страдал от их закрытия. Обычно посещаю такие места точечно с заранее определённой целью, поэтому меня сложно назвать типичным потребителем. Предпочитаю интернет-покупки или локальные специализированные магазины. Однако когда я в первый раз за пять месяцев зашёл в ТРК, почувствовал радость — должно же когда-то всё начать налаживаться.

Говорить об устаревании формата пока странно. Просто посмотрите на количество посетителей в выходные дни, и сразу станет очевидно, что интернет-торговля ещё не одержала победу. В ближайшие несколько лет предстоит острая борьба. Интернет победит оффлайн, если удастся успешно защититься от мошенничеств и подделок, которые довольно часто встречаются в Сети.

Надежда Калашникова, директор по развитию СК «Л1»:
– Мой переход в онлайн-покупки состоялся ещё до кризиса — даже продукты мне удобнее приобретать через Интернет у проверенных поставщиков. Скучала только по «Икее» и «Леруа Мерлен» (в силу своего загородного формата проживания). То же самое могу сказать и про мультиплексы. С развитием домашних онлайн-кинотеатров и всяких «долбисурраундов» можно получать удовольствие от просмотра фильмов, не выходя из дома. Чего не скажешь про театры — это «открытая рана», равно как и невозможность проводить онлайн «Мозгобойни» и «60 секунд». И я, разумеется, в тревоге за судьбы мегамоллов, но в гораздо большей степени пострадают, на мой взгляд, бизнес-центры.

Потребность в удалённых пафосных офисах будет уменьшаться. Именно их владельцы должны сейчас думать о том, как переформатировать бизнес.

Алина Плетцер, генеральный директор ООО «Негосударственный надзор и экспертиза»:
– Интернет-торговля — это, конечно, удобно, но она никогда не заменит оффлайн. Поход по магазинам для большинства — особенно для женщин — это своего рода психотерапия. Шопинг — лучший антистресс. А покупки в Интернете стресс не снимают, а только добавляют напряжения от того, что приобретаешь, по сути, кота в мешке.

А вот закрытие кинотеатров привело к росту популярности такого формата, как просмотр фильмов из личного автомобиля. Это и интересное времяпрепровождение, и доля романтики, и новизна, и фуд-корт тут же. Хорошая альтернатива.

Что касается переформатирования ТРК, пандемия — прекрасный повод пересмотреть подход к проектированию и строительству объектов, подразумевающих массовое пребывание людей. Есть возможность по-новому отнестись к организации инженерных сетей и предусматривать не только вентиляцию, но также очистку и обеззараживание воздуха. Или более вдумчиво подойти к организации потоков посетителей, может, стоит даже ввести одностороннее движение внутри зданий и разделять входы и выходы для устранения скученности. Как вариант — уменьшить плотность торговых точек, предусмотреть ещё какие-то решения, которые сделают пребывание в ТРК более безопасным и комфортным. Ведь сейчас в случае ЧП (от пожара до опасности заражения) посетитель оказывается совершенно не защищён. Конечно, реализация этих дополнительных мер приведёт к удорожанию строительства и аренды. Но человеческая жизнь бесценна, а вопросы безопасности выходят на первый план.

Никита Пальянов, директор по маркетингу ГК «Абсолют Строй Сервис»:
– В кинотеатр пойду на хороший фильм, независимо от мер безопасности. Они уже давно являются формальностью. А фуд-корты в принципе не посещаю. Это скорее молодёжная история, я предпочитаю рестораны, которые, к счастью, уже открыты.

После пандемии не все покупатели вернулись в торговые центры, зато конвертация из посетителя в покупателя возросла во много раз. Как правило те, кто идёт в ТЦ сейчас, преследуют конкретную цель и возвращаются непременно с приобретениями. Количество «праздных» посетителей практически сошло на нет. Это связано, в частности, с ограничением на работу фуд-кортов и закрытыми кинотеатрами. Кроме того, этим летом мы не раз наблюдали очереди в магазины одежды, а в августе люди выстроились на входе в ИКЕА. Конечно, обидно прождать 40 минут, а потом ничего не купить…

«Вывод из игры» торговых центров в долгосрочной перспективе окажет косвенное влияние и на онлайн-торговлю. За месяцы карантина выяснилось, что многим покупателям онлайн-шопинг не может заменить классический поход за покупками. Интернет-магазины столкнулись с большим количеством возвратов и теперь лоббируют законопроект об их запрете, если у приобретённых товаров нет очевидных дефектов.

Халмурат Касимов, Евгения Иванова, Андрей Некрасов

Полный текст статьи опубликован на сайте «Недвижимость и строительство Санкт-Петербурга» 06.09.2020

ПОДЕЛИТЬСЯ

Дмитрий Некрестьянов

Адвокат, к.ю.н.
Партнер
Руководитель практики по недвижимости и инвестициям

Cкачать VCARD

ПРОЕКТЫ