Комментарии в СМИ
«Депутаты предложили штрафовать чиновников за оскорбление избирателей»
Андрей Алексейчук, юрист практики по интеллектуальной собственности / информационным технологиям «Качкин и Партнеры», считает, что проект поправок о штрафах для чиновников за оскорбление избирателей преследует достойную цель, однако к нему есть некоторые вопросы с точки зрения юридической техники.
Проект поправок предусматривает административную ответственность за демонстрацию неуважения к гражданам и публичное отрицание обязанности государства повышать уровень жизни населения.
Адвокаты позитивно отнеслись к концепции проекта, поддержав идею уравновешивания интересов общества и государства в лице чиновников. Вместе с тем они полагают, что документ нуждается в серьезной доработке, в частности потому, что содержащиеся в нем терминологические неясности вводят в заблуждение и на практике могут привести к путанице.
14 февраля в Госдуму был внесен проект поправок в КоАП РФ № 645494-7, предусматривающий административную ответственность должностных лиц за неуважение избирателей.
В частности, гл. 5 КоАП предлагается дополнить ст. 5.61.1, в которой поясняется что оскорблением избирателей является публичное выражение должностным лицом, замещающим государственную или муниципальную должность либо находящимся на госслужбе, «явного неуважения к гражданам РФ и (или) публичное отрицание обязанности государства по созданию условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».
Дела об административном правонарушении по данной статье будут возбуждаться прокурором и рассматриваться в судебном порядке. За оскорбление избирателей предусмотрен штраф от 30 тыс. до 50 тыс. руб. либо дисквалификация до 3 лет.
В примечании к статье поясняется, что она не распространяется на граждан, включая представителей СМИ, опубликовавших высказывания должностного лица, содержащие оскорбление избирателей.
Как отмечается в пояснительной записке, разработка проекта обусловлена участившимися случаями публичных выступлений должностных лиц, в которых они «позволяют себе ставить под сомнение обязательства государства перед избирателями, в том числе по повышению уровня жизни населения».
Там же подчеркивается отсутствие законодательных механизмов привлечения к ответственности за подобные высказывания, а также обращается внимание, что дисциплинарные взыскания и увольнения возможны лишь по решению руководства и могут быть оспорены в суде. «При этом за оскорбление представителей власти предусмотрена уголовная ответственность», – сообщается в документе.
Отмечается и рассматриваемый в настоящее время законопроект о введении административной ответственности за неуважительное отношение к государству и органам власти.
Вместе с тем, подчеркивают авторы поправок, единственным источником власти в РФ в соответствии с Конституцией является народ, в связи с чем политика государства должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. По мнению разработчиков, законопроект позволит устранить дисбаланс между защитой интересов чиновников и избирателей.
Комментируя «АГ» предлагаемые изменения, адвокат АБ «Качкин и партнеры» Андрей Алексейчук отметил, что они, в отличие от законопроекта об оскорблении властей гражданами, преследуют достойную цель, однако к нему есть некоторые вопросы с точки зрения юридической техники.
В частности, термин «оскорбление избирателей» подразумевает выражение неуважения к гражданам в целом и отрицание обязанности государства по созданию условий для достойной жизни человека, что отличается от содержания термина «оскорбление», содержащегося в ст. 5.61 КоАП (унижение чести и достоинства конкретного человека в неприличной форме). В результате, полагает эксперт, может возникнуть путаница.
Кроме того, предлагаемая новация предусматривает освобождение от ответственности за распространение высказываний, содержащих «оскорбление избирателей», в то время как ч. 3 ст. 5.61 КоАП предусматривает ответственность за распространение оскорбления. В этой связи, по мнению эксперта, неясно, как будут соотноситься данные положения.
Наконец, специальный термин «избиратели», использованный в предлагаемой статье, добавил адвокат, «вводит в заблуждение, поскольку вызывает предположение, что данная статья применяется только в контексте проведения выборов или только по отношению к выборным должностным лицам, хотя сама норма подобного не подразумевает». В то же время, отметил Андрей Алексейчук, указанные замечания могут быть устранены при последующем рассмотрении законопроекта.
Адвокат АП Ставропольского края Нарине Айрапетян также отметила несколько неоднозначных моментов в законопроекте.
Первое, что бросается в глаза, считает эксперт, – несоответствие наименования статьи ее содержанию. «Так, норму предлагается назвать “Оскорбление избирателей”, в то время как избирателем признается гражданин РФ, обладающий активным избирательным правом, т.е. правом избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления (ст. 2 Закона об основных гарантиях избирательных прав), – пояснила адвокат. – Активным избирательным правом согласно ст. 32 Конституции и ст. 4 Закона обладают граждане России, достигшие 18 лет, за исключением признанных судом недееспособными, а также содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда. В свою очередь, в соответствии со ст. 5 Закона о гражданстве РФ гражданами России являются лица, имеющие российское гражданство на день вступления в силу закона либо которые приобрели его в соответствии с законом».
Таким образом, считает эксперт, понятие «гражданин РФ» несколько шире, чем «избиратель», а наименование предлагаемой статьи, наоборот, уже ее содержания. В то же время, добавила Нарине Айрапетян, нелогично ограничивать круг потенциально «оскорбленных» гражданами, обладающими активным избирательным правом, поскольку оскорбить таким образом можно и гражданина «более нежного возраста», при этом не понеся наказание. «Выходит, перед тем, как оскорбить, желательно заглянуть в паспорт. Такая абсурдность в названии, разумеется, рождает простор для подобных шуток», – пояснила она.
Адвокат добавила, что лица, находящиеся на государственной и муниципальной службе, не всегда и не во всех случаях занимают выборную должность, поэтому правоотношения, связанные с избирательным процессом, на них не распространяются. «Таким образом, избиратели как таковые к указанным лицам имеют весьма опосредованное отношение», – пояснила она.
Нарине Айрапетян также обратила внимание на терминологические неясности проекта – в частности, использование термина «явное неуважение». «Критерии отнесения неуважения к “явному” или “неявному” не определены, – отметила эксперт. – Полагаю, что понадобятся, как минимум, лингвистические экспертизы с целью определения характера и степени неуважения, что, в свою очередь, приведет к затягиванию рассмотрения подобного рода нарушений и необходимости дополнительного финансового вливания бюджетных средств, так как инициирование дела об административном правонарушении предполагается со стороны органов прокуратуры».
Кроме того, отметила адвокат, для некоторых публичных деятелей денежное довольствие на гражданина в размере 3,5 тыс. руб. в месяц является «разумным и справедливым, обеспечивающим достойную жизнь» и, возможно, не предусматривает желания оскорбить широкие массы. «При таких обстоятельствах, полагаю, суд будет поставлен в неоднозначные условия, вынуждающие учитывать контекст сказанного, абстрагироваться от субъективизма в оценках, учитывать политическую конъюнктуру и другие обстоятельства», – пояснила эксперт.
Предлагаемый размер штрафа, считает Нарине Айрапетян, необходимо увеличить, учитывая специфику субъекта правонарушения: «Оскорблять народ должно быть дорого, и штрафные санкции должны стать эффективной мерой».
В целом, по мнению адвоката, несмотря на то, что законопроект пока «сырой», идея уравновешивания интересов общества и государства в лице властвующих чинов правильная. «Считаю, что такой инструмент “сдерживания” для чиновников необходим», – отметила она.
Татьяна Кузнецова
Материал опубликован на сайте «Адвокатской газеты» 18.02.2019