Новости компании
Адвокатское бюро «Качкин и Партнеры» провело независимую антикоррупционную экспертизу законопроекта об Интернет-вещании телеканалов
Юристы «Качкин и Партнеры» провели независимую антикоррупционную экспертизу законопроекта № 759960-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей распространения общероссийских обязательных общедоступных телеканалов, а также телеканалов, получивших право на осуществление эфирного цифрового наземного вещания с использованием позиций в мультиплексах на всей территории Российской Федерации, в информационно-телекоммуникационной сети, в том числе сети «Интернет» [1], которым предусматривается особый порядок осуществления вещания телеканалов в сети «Интернет».
Законопроект предусматривает наделение полномочиями специальной организации, которая будет выступать посредником при осуществлении любого Интернет-вещания телеканалов на всей территории Российской Федерации. Как вещатели телеканалов, так и владельцы сайтов или приложений, с помощью которых осуществляется Интернет-вещание не смогут осуществлять свою деятельность, если не заключат с такой организацией договор и не будут использовать ее программное обеспечение для осуществления Интернет-вещания. Для защиты своих интересов вещатели и владельцы сайтов не смогут воспользоваться и нормами антимонопольного законодательства – деятельность уполномоченной организации выводится из-под действия этих норм.
По сути Законопроект предусматривает включение искусственного посредника, обладающего практически неограниченными полномочиями по определению порядка Интернет-вещания, в отношения между вещателями телеканалов и владельцами сайтов. При этом такой посредник назначается Роскомнадзором по собственному усмотрению без проведения конкурса или аукциона. При том, что таким посредником может стать и коммерческая организация, деятельность которой направлена на извлечение прибыли.
Законопроект на стадии его обсуждения сразу вызвал многочисленную критику участников рынка Интернет-вещания, которые в случае принятия Законопроекта окажутся в затруднительном положении, которое будет полностью зависеть от усмотрения такого назначенного Роскомнадзором посредника, на выбор которого они не могут как-либо повлиять.
В результате эксперты «Качкин и Партнеры» пришли к выводу, что в Законопроекте содержатся существенные коррупциогенные факторы: отсутствие конкурентных процедур при выборе уполномоченной организации, широкие полномочия как уполномоченной организации при осуществлении деятельности, так и Роскомнадзора при наделении и прекращении полномочий организации, выведение уполномоченной организации из-под действия антимонопольного законодательства. В совокупности все эти факторы создают многочисленные возможности для злоупотреблений коррупционного характера со стороны уполномоченной организации и Роскомнадзора.
Юристами «Качкин и Партнеры» была дана рекомендация отклонить указанный Законопроект, поскольку большинство предлагаемых норм, в которых выявлены коррупциогенные факторы, являются ключевыми нормами Законопроекта и внесение точечных изменений в Законопроект не позволит устранить выявленные коррупциогенные факторы в полном объеме. «Мы рекомендовали бы при необходимости разработать новый законопроект, позволяющий достичь заявленных в пояснительной записке к законопроекту целей (таких как контроль целостности контента телеканалов, вещаемого в сети «Интернет», защита авторских и смежных прав правообладателей контента и вещателей телеканалов) концептуально иными средствами», — комментирует Андрей Алексейчук, юрист практики по интеллектуальной собственности / информационным технологиям «Качкин и Партнеры».
[1] https://sozd.duma.gov.ru/bill/759960-7
* Адвокатское бюро «Качкин и Партнеры» является аккредитованным Министерством юстиции Российской Федерации независимым экспертом, уполномоченным на проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, что подтверждается свидетельством об аккредитации № 2961 от 28.02.2018, и вправе проводить независимую антикоррупционную экспертизу проектов нормативных правовых актов.