Комментарии в СМИ
«ЖКХ: вперед, в советское прошлое?»
Ольга Дученко, юрист корпоративной и арбитражной практики «Качкин и Партнеры», напомнила, что создание государственной монополии ограничивает конкуренцию и приводит к снижению качества услуг.
Чиновники предлагают заменить десятки «Жилкомсервисов» единой управляющей компанией. Она будет работать под девизом «Нет росту тарифов», обещают в Смольном. Но эксперты рынка уверены: новый «коммунальный монстр» повторит грехи и «Жилкомсервисов», и монополистов.
Вице-губернатор Петербурга Василий Кичеджи, который теперь временно курирует городское ЖКХ, накануне высказал сразу несколько идей. Самым неожиданным стало предложение о создании единой управляющей компании, которая станет преемницей многочисленных «Жилкомсервисов» в сфере управления жилыми домами. «Рынок жилищно-коммунальных услуг сегодня – это псевдорынок, — заявил Кичеджи. – Может, кто-то скажет, что это ущемление. Но если не может создать конкурентную среду, то придется возвращаться к советским временам».
Возродить «советскую» вертикаль, когда весь жилкомхоз управлялся единым органом, подчинялся ему же, а дома, подшучивают эксперты, потихоньку разваливались, можно разными способами. Разработать модель реализации этой идеи и обсудить ее с экспертами и населением Кичеджи поручил в течение месяца. По словам вице-губернатора, УК может быть создана как отдельная организация с госучастием, так и на базе действующего госпредприятия. Что касается полномочий, то она будет наделена всеми правами нынешних «Жилкомсервисов».
Чиновники ставят задачу уйти от неэффективных ЖКСов, «разорвать существующие коррупционные связи», а еще — не допустить роста тарифов. «Не повышать тарифы – будет главным девизом компании», — заявил Кичеджи.
Сегодня в Петербурге работают 46 «Жилкомсервисов» с разной долей городского участия — от 20% до 100%. Некоторые, и это отмечает и Василий Кичеджи, работают эффективно, но многие не справляются со своими задачами. При этом и финансовое положение большинства ЖКСов сильно страдает. Например, не так давно сразу несколько ресурсоснабжающих организаций подали на банкротство ОАО «Жилкомсервис №2 Василеостровского района», который, между прочим, обслуживает порядка 500 домов.
Долгами перед ресурсоснабжающими организациями могут «похвастаться» и многие другие «Жилкомсервисы». Именно в этом эксперты видят основную подоплеку для принятия решения об объединении всех эффективных и не очень активов под одной крышей. Дело в том, что немалую часть долгов формируют неплательщики из числа нанимателей, поэтому за них так или иначе город вынужден расплачиваться из средств бюджета. Поэтому создание единой УК с последующей продажей части активов и погашением долгов может рассматриваться как вариант решения этой проблемы.
Дальше новая организация будет спокойно заниматься управлением домами, а что касается ресурсоснабжающих организаций, то наиболее разумным будет, если между ними и населением заключат прямые договора. То есть, расчет шел бы по такой же схеме, как за электроэнергию.
Однако если новый суперЖКС и станет более-менее действенным средством расчета с энергетиками, то населению появление на рынке очередной монопольной структуры вряд ли принесет ту пользу, о которой мечтают чиновники. Эксперты уверены: появление любой новой монополии на рынке – это в корне неправильный шаг.
Как отмечает юрист корпоративной и арбитражной практики компании «Качкин и партнеры» Ольга Дученко, помимо ставших уже традиционными для ЖКХ проблем, появятся и проблемы, характерные для большинства российских монополистов — ценовые злоупотребления, снижение качества оказываемых услуг из-за отсутствия конкуренции. В итоге вместо упоминавшегося уже не раз Василием Кичеджи «псевдорынка» — рынка не будет вообще.
Конкурентным сектор ЖКХ в Петербурге и сейчас не назовешь, говорят специалисты. Есть несколько частных УК, и есть государственные компании, которые поддерживает администрация, в том числе субсидиями, которые «частникам», как правило, не светят.
«Мне кажется, если власти занимались бы экономикой рынка услуг ЖКХ, то результат был бы совершенно другой, — говорит президент ассоциации ТСЖ Центрального района Владимир Семенов. — Если они вдруг возьмут и не будут покровительствовать своим ЖКС, сделают конкурсные процедуры прозрачными, а не подогнанными под «свои» УК, то только тогда можно будет говорить о повышении качества услуг».
Впрочем, получить такой результат, пока ключевыми игроками рынка будут государственные ЖКСы, вряд ли возможно. «Я бы, напротив, «раздробил» все эти «Жилкомсервисы» на более мелкие активы и выставил их на продажу, — говорит председатель совета Ассоциации управляющих организаций в жилищной сфере Евгений Пургин. – Город выручил бы деньги от продажи своей доли, а приход частных компаний вместо «Жилкомсервисов-миллионников» стал бы основой для построения той конкуренции, о которой мечтаем».
«Невидимая рука рынка», уверен эксперт, принесет плоды: компании, «сражаясь» за жильцов, старались бы повысить качество услуг, не задирая расценок. Как это сейчас происходит на рынке установки и обслуживания домофонов: конкуренция здесь высока, и потребитель может выбрать оптимальное соотношение цены и качества.
Эксперты не без надежды отмечают: на пути очередной коммунальной инициативы Смольного могут встать два обстоятельства. Идею, скорее всего, придется согласовывать с антимонопольной службой. Через ее сито она вряд ли пройдет. К тому же глава УФАС Петербурга Александр Беляев накануне заявил, что его ведомство будет настаивать на создании программы приватизации ГУПов. Так что здесь смольнинская коса может найти свой камень.
А главное — как-никак, в выборе управляющей компании пока еще участвует население. Именно собрание собственников принимает решение о том, кто будет заведовать их жилищным хозяйством: ТСЖ, частная УК или городской «Жилкомсервис». Те, кто обжегся на ЖКС, могут и не пожелать отдать себя в руки очередного государственного монстра.
Анна Беляева