Комментарии в СМИ

«ЗСД не отдали корейцам»

Управляющий партнер «Качкин и Партнеры» Денис Качкин считает, что Санкт-Петербург может столкнуться с определенными сложностями при переговорах с потенциальными инвесторами проекта строительства центрального участка Западного скоростного диаметра, реализуемого по схеме государственно-частного партнерства.

Западный скоростной диаметр будут строить, а затем и управлять им консорциумы, зарегистрированные в России. Третий претендент на знаковый для Петербурга инфраструктурный проект – корейский Samsung – в последний момент решил не подавать заявку. Итоги конкурса в Смольном подведут 9 августа.

После неожиданного отказа корейского индустриального гиганта участников конкурса на строительство самого сложного участка ЗСД (над акваторией Невы и Финского залива) осталось лишь двое. Это ООО «Магистраль Северной столицы» (зарегистрирована в Москве), которую образовали банк ВТБ, инвестиционная компания «ВТБ Капитал», французская Bouygues Travaux Publics S.A., а также стратегический партнер Смольного – ООО «Воздушные ворота Северной столицы». В состав ООО «Балтийская концессионная компания «Магистраль» (Санкт-Петербург) входят две известные петербургские компании – «Ренессанс Констракшн» и Мостоотряд №19», – а также лидер европейского строительного рынка – французская корпорация Vinci S.A. и крупнейшая в России кредитная организация – Сбербанк.

«То, что от участия в конкурсе по ЗСД отказался Samsung, не может не расстраивать. Наличие среди участников такого серьезного игрока международного уровня, безусловно, улучшило бы не только качество переговорного процесса и проработки самого проекта, но и положительно сказалось бы в итоге на инвестиционном имидже Петербурга. Дело в том, что Корея в последнее время весьма успешно развивает собственную инфраструктуру, во многом благодаря умелому внедрению механизмов государственно-частного партнерства и является признанным лидером в этой сфере в Юго-Восточной Азии.

Следует также отметить, что город, оставшись один на один с всего-навсего двумя потенциальными партнерами, очень сильно органичен теперь в возможностях управления переговорным процессом. Все-таки оптимальное соотношение участников для подобного проекта составляет от трех до пяти биддеров, тогда остается место для маневра», – считает Управляющий партнер юридической компании «Качкин и Партнеры» Денис Качкин.

Отказ корейцев стал тем более неожиданным, что компания не далее чем в апреле успешно прошла предквалификацию. Тем не менее, в Смольном довольны уже тем, что интрига сохранится до конца. «Мы удовлетворены тем, что на самой завершающей стадии есть конкурентная среда. Тем более, что оба претендента имеют необходимый опыт в строительстве подобных сооружений – это было одно из главных конкурсных условий», – отметил после заседания конкурсной комиссии вице-губернатор Юрий Молчанов.

Чиновник, курирующий транспортный блок в городской администрации, также пояснил основные критерии, по которым будет определен победитель тендера. «Основной финансовый критерий – это минимальный гарантированный годовой доход. У кого он будет меньше, тот и получит больше шансов на победу. Плюс очень важен принцип распределения сверхприбыли», – сказал Молчанов.

Следует пояснить, что в конкурсном предложении каждый претендент на управление ЗСД должен указать тот доход, который он хочет получать с трассы ежегодно. Если же он по итогам 12 месяцев окажется ниже этой отметки, город будет вынужден компенсировать недополученную прибыль из бюджета. Напротив, прибыль, значительно превышающая запланированные показатели, должна быть распределена между обоими участниками государственно-частного партнерства.

Кстати, в ходе заседания комиссии губернатор Петербурга Валентина Матвиенко заметила, что на сегодняшний день сборы за проезд по трассе «идут по оптимистическому сценарию, хотя мы не исключали пессимистический».

Теперь над кипами конкурсных предложений предстоит поработать смольнинским юристам и экономистам. Имя победителя в итоге будет объявлено 9 августа, а договор с ним подпишут 20 декабря текущего года.

Отметим, что ЗСД является довольно привлекательным проектом для европейских инвесторов. Хотя бы потому, что вложив 80 млрд руб. и завершив строительство трассы в 2014 году, инвестор еще 27 лет сможет «отбивать» вложенные средства. Трасса поступит ему в собственность, причем целиком (вместе с Южной и Северной частями) – со всеми вытекающими последствиями. То есть владелец сможет не только собирать плату за проезд, но и, к примеру, использовать дорогу в качестве обеспечения для банковских кредитов.

Павел Гинёв

Справка БН.ру

Общая стоимость строительства ЗСД составляет 212 млрд руб. Из них 82 млрд выделит федеральный центр, 50,71 млрд – частный инвестор, 54 млрд – Петербург и 25 млрд будут добавлены за счет облигационного займа. На строительство Южного участка уйдет 47 млрд рублей, его планируют сдать полностью к концу текущего года. Северный участок обойдется примерно в 30 млрд, – его, в свою очередь, закончат в конце 2012 года. На сегодня ЗСД уже поглотил 35,7 млрд. Для завершения строительства в 2011 году из федерального бюджета потребуется 7 млрд, а из городского – 4 млрд рублей.

 

Ссылка на источник

Дмитрий Некрестьянов

Адвокат, к.ю.н.
Партнер
Руководитель практики по недвижимости и инвестициям

Cкачать VCARD
Дмитрий Некрестьянов

Адвокат, к.ю.н.
Партнер
Руководитель практики по недвижимости и инвестициям

Cкачать VCARD

ПРОЕКТЫ