Комментарии в СМИ

«Что изменилось на рынке интернет-рекламы с 1 сентября?»

Татьяна Рябкова, младший юрист практики по интеллектуальной собственности / информационным технологиям АБ «Качкин и Партнеры» комментирует материал о контроле за рекламой в Интернете.

С 1 сентября 2022 года усилен государственный контроль за рекламой в Интернете со стороны Роскомнадзора, ФАС и ФНС. Изменения касаются и сферы недвижимости. Например, создается специальный Единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР), в котором будет храниться информация о рекламе. О нововведениях рассказывает юрист практики по IT-технологиям АБ «Качкин и Партнеры» Татьяна Рябкова.

В закон о рекламе вводится новая статья 18.1, которая предусматривает три ключевых обязанности. Во-первых, необходимо проставлять маркировку на каждом рекламном материале – креативе, со словом «Реклама» и указанием на рекламодателя или его сайт. Во-вторых, получать специальный числовой или буквенный идентификатор у новых участников рекламного рынка – операторов рекламных данных (ОРД), и вставлять его технически в «кликабельную» ссылку на рекламу. Также всем участникам рынка от рекламодателя до площадки придется отчитываться о рекламе через ОРД: раскрыть информацию о договоре, о просмотрах, стоимости рекламной кампании, охваченной аудитории (полный перечень данных в Распоряжении Правительства РФ от 30.05.2022 № 1362р).

Формально изменения вступили в силу с 1 января 2022 года и должны соблюдаться участниками рынка. Фактически ОРД еще не выбраны, но определены кандидаты в ОРД, которые, скорее всего, будут утверждены в этом статусе: «Яндекс», «МТС», «ВКонтакте», AmberData, OZON, «Билайн», «Сбербанк».

За какой рекламой усиливается контроль?

Регулирование затрагивает интернет-рекламу и не касается наружной рекламы. Закон распространяется на любые виды рекламы (баннеры, видео, текст и др.), в том числе и на рекламу на собственных сайтах застройщиков, в каталогах с недвижимостью, где к определенному объекту привлекается больше внимания.

Определить, будет ли информация рекламой или нет, сложная задача. Законодательство считает таковой широкий круг информации и при этом не содержит каких-либо опорных точек, которые позволят бизнесу самостоятельно решить, будет информация рекламой или нет. Так, по закону информация считается рекламой, если соблюдается четыре критерия: такая информация направлена на неопределенный круг лиц; привлекает внимание к объекту, который рекламируется, то есть товару, производителю, мероприятию и др.; ее цель – формирование и поддержание интереса к товару, продвижение на рынке, она распространяется любыми способами, в любой форме (ст. 3 Закона о рекламе).

Важно для себя честно ответить: есть ли цель продвигать товар, привлекать покупателей? Платите ли вы за такое размещение? Если да, то, вероятно, информация будет рекламой. Закон распространяется не только на рекламу, которая была оплачена, но и на ту, что размещалась безвозмездно, по бартеру, партнерскую рекламу и т. д.

Есть ли исключения из новых правил интернет-рекламы?

Регулирование не распространяется на информацию, которая не признается рекламой, не привлекает к себе внимание, не выделяется среди другой, имеет цель проинформировать, а не продать.

Бизнес может не отчитываться о рекламе, но должен проставлять маркировку, если она распространяется по базе своих клиентов в email‑рассылках, в виде push-уведомлений или в закрытых группах в социальных сетях и если рекламируется собственный продукт или продукт группы компаний.

Еще одна лазейка предусмотрена для рекламодателей, которые хотят продвигать свой продукт на рынке, но не занимаются этим самостоятельно (привлекают агентства, платформы и др.). Такие рекламодатели могут включить в рекламный договор условие, согласно которому контрагент будет обязан передать все данные ОРД за рекламодателя, проставить маркировку и будет нести ответственность, если информация предоставлена не будет. Во всех других случаях перераспределить обязанности можно лишь формально, а контролирующий орган все равно будет штрафовать того участника, который должен был передать информацию в силу закона, а не по договору.

Какая установлена ответственность за несоблюдение правил интернет-рекламы?

Пока ответственность предусмотрена за отсутствие маркировки (п. 1 ст. 14.3 КоАП РФ). Для юридических лиц штраф от 100 тыс. до 500 тыс. рублей. Роскомнадзор на неофициальных встречах утверждает, что только с марта 2023 года будут введены специальные составы за отсутствие на рекламе идентификатора, а в ЕРИР отчета о рекламе. Тем не менее есть еще один риск – налоговый. У налогового органа могут возникнуть вопросы в отношении расходов на рекламу, о которой не поступил отчет в ЕРИР.

Андрей Некрасов

Материал опубликован на сайте «Недвижимость и строительство Петербурга» 12.10.2022

ПРОЕКТЫ