Комментарии в СМИ

Аренда государственного имущества: вопросы и ответы! 

Мы являемся арендаторами государственного имущества (нежилых помещений) по договору аренды заключенному с Комитетом по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга. Мы самостоятельно исчисляем и уплачиваем в бюджет соответствующую сумму НДС с арендной платы. Арендодатель, при получении арендной платы не выставляет нам счета-фактуры. В связи с отсутствием счетов-фактур налоговая инспекция отказывает нам в вычетах сумм налога уплаченных в бюджет, исчисленных с арендной платы помещений. Можем ли мы принимать указанные суммы к вычету?

Действительно, в случае если Вы арендуете федеральное имущество, имущество субъектов Российской Федерации или муниципальное имущество, вы в соответствии со п. 3 ст. 161 Налогового Кодекса РФ (далее НК РФ) признаетесь налоговым агентом и должны самостоятельно исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога. В силу ст. 24 НК РФ Вы, как налоговый агент, перечисляете только суммы налогов удержанных с доходов арендодателя. Лишь в случае удержания суммы налога Вы становитесь лицом, обязанным перечислить в бюджет эту сумму.
При этом важно учитывать, что арендуемое имущество в указанном случае должно являться имуществом казны (абз. 2 п.4 ст. 214 ГК РФ). В случае же, если передаваемое в аренду имущество закреплено на праве оперативного управления или на праве хозяйственного ведения за соответствующими организациями, то обязанности по уплате налога возлагаются на арендодателя.

При аренде государственного имущества органы государственной власти и управления Российской Федерации, органы государственной власти и управления субъектов Российской Федерации – в отличие от других арендодателей (частных лиц) – не выписывают счета-фактуры. Проблема получения Вами, как арендатором такого имущества, вычета по налогу на добавленную стоимость, уплаченному Вами как налоговым агентом очень распространена. Это вызвано тем, что отсутствие счета-фактуры рассматривается налоговыми органами как основание для отказа в осуществлении таких вычетов. Позиция налоговых органов сводится к тому, что налоговые вычеты, предусмотренные ст.171 НК РФ производятся только на основании счетов-фактур.

При этом налоговые органы считают, что обязанность по составлению счета-фактуры лежит на арендаторе как на налоговом агенте. Такая позиция была изложена в Письме Госналогслужбы России от 20 марта 1997 г. N ВЗ-2-03/260. В связи с тем, что письмо датировано 1997 годом, применяться оно может в части, не противоречащей Налоговому кодексу РФ и постановлению Правительства РФ N 914 от 02.12.2000г. Представляется, что в настоящий момент у арендатора, как налогового агента, нет обязанности составлять такой счет-фактуру. Тем не менее, даже если арендатор самостоятельно составляет счет-фактуру, то налоговые органы, в силу формализованности применения налогового законодательства, в большинстве случаев отказывают в налоговых вычетах, обосновывая отказ на недостатках оформления счета-фактуры.

В соответствии с п. 1 ст. 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами. Таким образом, по нашему мнению, счет-фактура не является единственным документом для предоставления налогоплательщику вычетов по налогу на добавленную стоимость.

Налоговые вычеты могут предоставляться и на основании иных документов, подтверждающих фактическую уплату налога на добавленную стоимость.

При этом документами, подтверждающими уплату сумм НДС, могут быть платежные поручения, свидетельствующие об оплате Вами сумм налога в бюджет.

Следовательно, Вы как арендатор государственного имущества вправе получить вычеты по НДС на основании документов, подтверждающих фактическую уплату НДС.

Указанная позиция, предполагающая признание налоговых вычетов без счетов-фактур, несмотря на то, что налоговые органы сильно сопротивляются такой трактовке Налогового Кодекса РФ, поддерживается судебными органами. Как правило, арбитражные суды признают право арендаторов на вычеты сумм налога на добавленную стоимость, подтверждаемое не счетами-фактурами, а иными документами. Тем не менее, арендаторам довольно часто приходится отстаивать и подробно аргументировать свою позицию при рассмотрении споров в Арбитражных судах. В настоящее время указанную задачу облегчает позиция Конституционного Суда РФ вынесшего Определение от 2 октября 2003 г. N 384-О по делу «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы ООО «Дизайн-группа «Интерьер Флора» на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 3 статьи 161 Налогового кодекса Российской Федерации».

В указанном определении Конституционный Суд полностью поддерживает изложенную позицию, оставляя, однако, неразрешенными некоторые другие вопросы, затронутые в определении.

юрист юридической компании «Качкин и Партнеры»

Кирилл Саськов,

«Деловая Недвижимость» №3 09.02-22.02.2004

Кирилл Саськов

Адвокат
Партнер
Руководитель корпоративной и арбитражной практики

Cкачать VCARD
Кирилл Саськов

Адвокат
Партнер
Руководитель корпоративной и арбитражной практики

Cкачать VCARD

ПРОЕКТЫ