Комментарии в СМИ
«Любить Петербург по-пиратски»
Екатерина Смирнова, юрист корпоративной и арбитражной практики «Качкин и Партнеры», отметила рост числа споров об использовании зарегистрированных товарных знаков.
Тысячи сувениров со знаком I love SPb продаются вне закона. Купить лицензированные можно будет только в 2013 г.
Депутат МО «Округ «Петровский» Дмитрий Ильковский, который в 2010 году зарегистрировал товарный знак I love SPb, следующей весной начнет производить футболки, брелоки, сумки, кружки и другую продукцию с таким логотипом.
Сувенирные проверки
Сейчас вся продукция с логотипом I love SPb производится и продается незаконно, заявляет Дмитрий Ильковский. «Мы готовы продавать лицензию на использование ТЗ. Производителям она будет стоить 2,5 млн рублей в год, но с этим к нам пока никто не обращался, — сетует он, — зато эта продукция активно продается во всех районах города».
Депутат-правообладатель написал заявления во все РУВД Петербурга, теперь полиция проводит проверки, изымает пиратскую продукцию, нарушителям в судах назначаются штрафы. Также, чтобы привлечь к ответственности интернет-магазины, он обратился в отдел «К». Уже оштрафовано несколько частных предпринимателей, продававших эту продукцию. В мае 2012 года штраф на 30 тыс. рублей назначен ООО «Просветкнига» (сеть магазинов «Буквоед»), на очереди рассмотрение других дел. Штрафы, назначенные судом, поступают в бюджет города.
Нью-Йорк и Петербург: найди отличия
На вопрос, сам ли он придумал знак, Дмитрий Ильковский отвечает без запинки. «Ну а как же, такого же знака раньше не было. Мне все говорят, что он похож на какой-то I love NY. Я отвечаю, что, может быть, и похож, но у нас-то I love SPb. Схожесть определяют эксперты, а наш знак зарегистрировали. Так что вопросы не ко мне», — считает он. Депутат заверяет, что изначально не планировал использовать знак в коммерческих целях и зарегистрировал его потому, что «все начали пачками продавать» футболки. «Мы же футболки дарили участникам субботников и других социальных акций», — говорит он, отмечая, что придумал знак в 2009 году и за это время было подарено около 1000 футболок.
Теперь же Дмитрий Ильковский сам решил взяться за массовое производство товаров с логотипом I love SPb. Для этого он планирует найти в Петербурге партнера, который будет вести производство на своих мощностях. «Чтобы подойти к следующему сезону подготовленными, первую тысячу футболок мы планируем произвести к 1 марта», — отмечает депутат, добавляя, что партнера для производства он пока не нашел. Всего Дмитрий Ильковский планирует производить порядка 400 тыс. единиц продукции со знаком I love SPb, это будут футболки, сумки, кружки, брелоки и т.п. Такая цифра, по его подсчетам, сможет обеспечить этой сувенирной продукцией все торговые точки в городе. Чтобы отличить лицензированную продукцию, на каждом изделии будут размещаться голограммы.
Новая старая история
Основатель дизайн-студии QusQus Дмитрий Кузьмичев считает, что пора перестать копировать западные модели. «Нужно делать что-то свое, свою историю, смотреть глобальнее. Особенно, если мы говорим о брендинге города. Все, кто увидит этот логотип, подумают сначала про I love NY. В этом нет Петербурга», — уверен он.
Практика оспаривания зарегистрированных товарных знаков довольно распространена на рынке, отмечает юрист корпоративной и арбитражной практики юридической компании «Качкин и Партнеры» Екатерина Смирнова. «Причем за последний год количество таких дел в России увеличилось в 1,7 раза: с 449 в 2010 году до 772 дел в 2011-м», — рассказала она.
Похожая история с изображениями на футболках происходила в 2011 году, когда Анатолий Вассерман, образ которого уже стал интернет-мемом, судился с производителями футболок с его изображением и надписью «Онотоле». Тогда большинство компаний сняло эту продукцию с производства, а одна, Printdirect, заключив договор, стала официальным поставщиком изделий с изображением Анатолия Вассермана. Printdirect фигурирует и в заявлении Дмитрия Ильковского, но в компании пока не комментируют, как поступят с товарами I love SPb. «Нам об этой ситуации пока ничего не известно», — заявили в Printdirect.
Обладатели патентов, будь то товарный знак или иная интеллектуальная собственность, не всегда выходят из суда победителями. Например, в 2001 году в судебном порядке был ликвидирован патент на вышивку двусторонней гладью, который ранее запатентовал Модный дом Татьяны Парфеновой.
Надежда Федорова