Комментарии в СМИ
«Товарный знак рвется в бой»
Максим Али, юрист корпоративной и арбитражной практики «Качкин и Партнеры», отмечает, что в спорах об использовании похожих товарных знаков вопрос о критериях такого сходства часто зависит от восприятия судьи.
Петербургские салоны красоты борются в суде за название. Сеть Bigoudi считает, что ее конкурент beGoody наносит ущерб ее бизнесу.
Сеть салонов красоты Bigoudi (15 точек в разных районах Петербурга) запретила салону–конкуренту beGoody использовать это название. Владельцы Bigoudi утверждают, что конкуренты вводят потребителей в заблуждение и используют бренд, связанный со словом «бигуди», для переманивания клиентов.
Соревнование в суде
Судебный спор в арбитраже инициировало ООО «БигВелл», которое владеет сетью Bigoudi. Фирма обратилась с иском к ООО «БиГуди» (компании принадлежит салон красоты beGoody на Шуваловском пр.) о запрете использовать сходные с товарным знаком истца обозначения. Владелица Bigoudi Ляля Садыкова утверждает: конкуренты вводят клиентов в заблуждение похожим названием. Истец оценил свой ущерб в 100 тыс. рублей.
Как рассказала Ляля Садыкова, чтобы оградить себя от проблем с одноименными конкурентами, в 2007 году она зарегистрировала товарный знак «БИGУДИ», его срок истекает через год. У компании–конкурента товарного знака нет.
Суд первой инстанции в иске «БигВеллу» отказал. «Товарный знак истца и используемое ответчиком обозначение отличаются по графическим, этимологическим, семантическим и фонетическим признакам», — говорится в судебном решении. Но, подав апелляцию, «БигВелл» выиграл процесс. Сумма компенсации была уменьшена судом до 25 тыс. рублей.
Ляля Садыкова сообщила: ей известны и другие салоны красоты со схожим названием и она будет вести претензионную работу в их адрес.
Катерина Романенко, владелица салона beGoody, открывшегося в 2011 году, утверждает, что, выбирая название для своего заведения, не знала о сети Bigoudi и не видит в названиях салонов ничего общего. «В Интернете я насчитала в России 50 городов, где есть салоны или парикмахерские с названием «Бигуди». Теперь их все нужно закрыть? Решение суда для меня означает закрытие бизнеса», — сетует Катерина Романенко.
Эксперты оценивают объем вложений в открытие салона в 3 – 5 млн рублей, годовой оборот среднего заведения может составлять 8 – 10 млн рублей.
Перестановка букв
Юристы отмечают, что в последние несколько лет число судов по поводу товарных знаков стремительно растет. Это связано прежде всего с тем, что в Гражданском кодексе в 2010 году была прописана возможность взыскания компенсации (двукратная выручка от реализации товара) за нарушение прав на товарный знак.
В 2010 году возник спор владельцев сети «Цветоптторг» с конкурентами под вывесками «Опт цветторг», «Цветторг» и др. По требованию ФАС часть конкурентов изменили названия.
Предсказать судьбу судебного спора по поводу товарного знака трудно, отмечают в адвокатском бюро DS Law: «Чем сложнее знак, чем больше элементов он содержит, тем больше критериев надо использовать, чтобы определить и доказать сходство его до степени смешения с другим товарным знаком».
Судебные перспективы дела обычно зависят не от объективности претензий, а от веса участников. Например, компания «Оркла», которая регулярно получает претензии по поводу использования названий кондитерских изделий от холдинга «Объединенные кондитеры» (ОК), проигрывает большинство исков. ОК зарегистрировали в качестве товарных знаков большинство советских названий кондитерских изделий: «Аленка», «Ласточка», «Маска», «Буревестник» и др. А также бренды, в названии которых присутствуют эти или однокоренные с ними слова. С середины 2000–х ОК отсуживают у российских производителей права на использование этих названий. «Оркла» отстояла лишь несколько своих названий.
Как пояснил Максим Али из компании «Качкин и партнеры», вопрос о критериях сходства названий зависит от восприятия судьи. По его мнению, у салона BeGoody оригинальная графическая манера написания, различное расположение букв и более глубокое значение, связанное с игрой слов.
Ольга Мягченко