Комментарии в СМИ
«Российских перевозчиков заставят ездить по тахографу»
Александра Улезко, юрист корпоративной и арбитражной практики «Качкин и Партнеры», прокомментировала обязательное оснащение российских перевозчиков тахографами.
Правительство обязало потратиться российских перевозчиков: с 1 января 2013 года маршрутки и грузовики должны быть оснащены тахографами. Штрафовать за их отсутствие начнут с 1 апреля. Перевозчики относятся к инициативе чиновников без особого восторга.
С 1 января 2013 года российские перевозчики, обслуживающие коммерческие маршруты, а также автомобили грузовых перевозчиков должны быть оснащены тахографами — «средствами контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха». Прибор измеряет время, скорость движения, стоянки и пробег автомобиля.
Нововведение касается автомобилей, обслуживающих коммерческие маршруты категорий M2, M3 (с восемью сидениями, не считая водительского) и N2, N3 (грузовики массой более 3,5 тонн).
Норма заложена в техрегламенте о безопасности колесных транспортных средств, утвержденном постановлением правительства РФ № 720 от 10 сентября 2009 года. Кроме того, с 1 апреля 2013 года сотрудники ГИБДД начнут штрафовать перевозчиков за отсутствие тахографов. Размер штрафа составит от 1 до 10 тыс. рублей. Соответствующая поправка была внесена в статью 11.23 КоАП 14 июня 2012 года.
Сами по себе мероприятия по установке тахографов давно назрели, а практика их установки соответствует европейским стандартам, однако пока не известно, как будет вестись контроль за установкой приборов, считает юрист корпоративной и арбитражной практики ООО «Качкин и Партнеры» Александра Улезко.
«Если будет налажен механизм реализации контроля и наложения штрафов, возможно, эти мероприятия и приведут к более урегулированному и безопасному процессу перевозок пассажиров», — полагает она. Впрочем, петербургские перевозчики пассажиров относятся к инициативе чиновников без особого восторга. Им ничего не остается, кроме как искать деньги на установку приборов.
«Нам нужно оснастить все наши автомобили — 1400 единиц. Вот только пока не знаем, где взять деньги, — говорит замгендиректора ОАО «Третий парк» Михаил Богданов. — Хотя неясно, зачем тахографы, если уже есть ГЛОНАСС». Цены на тахографы варьируются от 13 до 45 тыс. рублей. Средняя цена прибора — около 20 тыс. рублей. Исходя из этого, можно предположить, что «Третьему парку» на оснащение приборами подвижного состава потребуется 28 млн рублей.
ООО «Петербургская транспортная компания» уже занимается установкой приборов. По словам гендиректора «ПТК» Алексея Ивина, требуется оснастить около 500 автомобилей (около 10 млн рублей). «Ведем переговоры с производителями тахографов. Остальные машины оснащены тахографами изначально, в комплектации», — сказал он.
По данным Минтранса РФ, среди сертифицированных тахографов только четыре устройства четырех разных производителей. Это «Меркурий ТА-001» (московское ЗАО «Инкотекс»), «Штрих TaxoRUS» (московское ООО «Штрих-М»), ТЦА-02 (смоленское ЗАО «Измеритель-Авто») и «КАСБИ DT-20» (ОАО «Калужский завод телеграфной аппаратуры»). Некоторые устройства совмещают в себе функции тахографа и навигационного прибора на базе ГЛОНАСС/GPS. Это может быть выгодно тем перевозчикам, которые еще не установили себе навигационные приборы, считают в ООО «ГЛОНАСС Северо-Запад».
Александр Аликин