Комментарии в СМИ
«ДП» попробовал купить в Интернете водку и таблетки — товары, торговля которыми в Сети запрещена»
Екатерина Смирнова, руководитель практики по интеллектуальной собственности / информационным технологиям «Качкин и Партнеры», рассуждает о законодательном регулировании онлайн-торговли алкогольной, лекарственной и ювелирной продукцией и реакции судов на данную деятельность.
«ДП» попробовал купить товары, дистанционная продажа которых пока запрещена законом. На адрес редакции принесли алкоголь, обезболивающее и золотые серьги. Эксперты сходятся во мнении, что такую онлайн-торговлю давно пора разрешить.
Несмотря на бурное развитие онлайн-торговли, в России по-прежнему запрещена дистанционная продажа целого ряда товаров. Между тем это огромный рынок с колоссальным спросом, и часто потребители даже не подозревают, что интернет-магазин рискует, доставляя такой заказ. «Деловой Петербург» провел эксперимент, по условиям которого нужно было не выходя из редакции заказать в Интернете и получить алкоголь, лекарственные препараты и ювелирное украшение. Все эти товары, согласно постановлению правительства №612, входят в список товаров, запрещенных к дистанционной торговле. Наша задача — выяснить, какие лазейки используют торговцы, чтобы избежать ответственности за нарушения.
Доставка покрепче
Покупка бутылки водки в редакцию «Делового Петербурга» заняла 2 дня. Купить алкоголь онлайн, доставить его на любой адрес за полчаса предлагает с десяток сайтов. Однако, судя по эксперименту, торговля алкоголем в Сети — самый рискованный вид бизнеса. Заказ принимают по телефону, никаких подтверждающих документов операторы интернет-магазинов не дают, доменные имена сайтов меняются каждые 2-3 дня. В ответ на настойчивую просьбу принести чек продавцы предоставили написанную от руки накладную с липовой печатью. Информация на сайтах свидетельствует о том, что речь идет только об услуге доставки товара — правда, по цене самого алкоголя.
Онлайн-торговля алкоголем попадает под несколько запретов. Как указывает Екатерина Смирнова, руководитель практики по интеллектуальной собственности и информационным технологиям адвокатского бюро «Качкин и партнеры», запрет продажи алкогольной продукции прямо предусмотрен пунктом 5 Правил продажи дистанционным способом, а также положениями Федерального закона от 22.11.1995 №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота алкоголя». Более того, в этом же законе говорится о запрете распространения в Интернете и СМИ информации, содержащей предложения о розничной продаже алкоголя дистанционным способом. В сентябре Роскомнадзор сообщал о том, что с 2014 года в Единый реестр запрещенной информации на основании 7 557 судебных решений внесена 9 701 страница сайтов, незаконно торгующих алкоголем.
Что любопытно, затейливые способы обхода запрета вроде аренды бутылки с алкоголем или оплаты онлайн-сувенира, подарком к которому идет алкоголь, похоже, остались в прошлом. «Дело в том, что суды, несмотря на хитроумные схемы обхода правил, склонны фактически квалифицировать складывающиеся между сторонами отношения именно как договор купли-продажи, заключенный дистанционным способом, и с учетом этого признавать такую интернет-торговлю незаконной», — объясняет Екатерина Смирнова.
Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) со ссылкой на данные Росстата указывает, что продажа алкогольной продукции на сегодняшний день составляет 7,1% всего розничного оборота в России. «Сложилась парадоксальная ситуация: по данным анализа рынка онлайн-торговли в России алкоголь уверенно занимает первое место по приросту (в годовом исчислении плюс 29%) среди всех остальных видов продукции, реализуемой через Интернет, а с другой стороны, дистанционные продажи алкогольной продукции запрещены», — констатирует Алексей Федоров, президент АКИТ.
Подобная ситуация, при которой повышенный спрос со стороны потребителя сталкивается с законодательным ограничением на реализацию товаров через Интернет, приводит к росту теневого, неконтролируемого оборота алкогольной продукции, который вредит цивилизованному развитию рынка интернет-торговли и экономике в целом, отмечает он. С доводами соглашается Максим Черниговский, гендиректор Клуба профессионалов алкогольного рынка, по его данным, сотни компаний через Интернет реализуют псевдоалкогольную продукцию по неправдоподобно низким ценам, например, канистру водки 5 л продают за 700 рублей. До 80% такого алкоголя — контрафакт. Кстати, бутылка, которую получил корреспондент нашего издания, тоже не внушает доверия: ни акцизных марок, ни информации о производителе на русском языке на ней нет.
Грань с онлайном размыта
Самая противоречивая ситуация сложилась на рынке ювелирных изделий. С одной стороны, драгоценные камни и изделия из них входят в список товаров, запрещенных к дистанционной торговле из упомянутого постановления №612, ограничивает их свободную продажу и указ президента РФ №179 «О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена». С другой стороны, есть профильный закон, который вроде как гарантирует свободу реализации украшений.
В любом случае, купить украшение из золота или серебра через Интернет — не проблема. Крупнейшие участники рынка, управляющие интернет-магазинами, дают возможность оплатить украшения как онлайн, так и наличными, а также предлагают широкий выбор способов доставки — от сторонней курьерской службы до постаматов. Мы сделали заказ на сайте одного из лидеров рынка, кассовый чек на покупку пришел на электронную почту. Курьер принес украшение на следующий день без каких-либо документов, о содержании посылки он не знал.
«Указ, на который ссылаются противники онлайн-торговли, принят почти 20 лет назад, — говорит совладелец и генеральный директор «585/Золотой» Алексей Феликсов, — Вряд ли тех людей, кто писал этот указ, сильно волновало, что будет спустя столько лет с онлайном. Вы думаете они спорили, будет ли доставка квадрокоптерами? Или представляли себе роботов на складе Amazon? Думаю, что Али Баба в их сознании был неотделим от 40 разбойников». По его мнению, на сегодняшний день уже не существует грани между онлайн- и офлайн-торговлей. «Если вещь можно купить свободно в магазине, а в отношении украшений это так, то такие же правила должны быть везде», — подчеркивает он.
ФЗ №41 «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», который был принят через 6 лет после указа, не устанавливает запретов на свободную реализацию ювелирных изделий, в нем четко указано, что законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, действовавшие ранее, применяются только в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону, напоминает Алексей Федоров, но сам же и признает, что на устаревшие нормы продолжают ссылаться различные суды и ведомства.
Так, в 2016 году по решению суда в Курганской области Роскомнадзор начал блокировать сайты, на которых предлагались к продаже ювелирные изделия (так, например, был заблокирован сайт karatov.ru, ограничил доставку valtera.ru). Однако позже это решение было отменено апелляционным определением Курганского областного суда.
«В вопросе о торговле ювелирными изделиями остается много пробелов в нашем законодательстве, и существует серьезный риск, что деятельность организации, предоставляющей возможность покупки ювелирных изделий через Интернет, может быть рассмотрена как незаконная. Существуют аргументы, которые могут оправдать осуществление такой деятельности, но они не являются бесспорными», — говорит Екатерина Смирнова.
Лекарства без специально обученных сотрудников
Аптечный рынок сейчас замер в ожидании легализации интернет-торговли лекарствами: большинство крупных игроков уже создали онлайн-витрины и оттачивают бизнес-процессы, формируя заказы для самовывоза из аптек. Однако некоторые аптечные сети явно играют на опережение — несмотря на то что их сайты пестрят упоминаниями о запрете дистанционной торговли, доставка лекарств вовсю осуществляется.
Чтобы пополнить редакционную аптечку, мы сделали заказ на сайте федеральной интернет-аптеки. В него вошли лекарственные средства пенталгин и «ТераФлю». В кассовом чеке, который прилагался к заказу, доставка фигурирует как «услуга по сборке заказа», указан адрес реально существующей аптеки в центре города. Ради чистоты эксперимента мы воспользовались услугами и петербургской онлайн-аптеки. В заказ вошли лекарства «Найз», нурофен, ибупрофен. В кассовых чеках честно указана «доставка в течение 6 часов». Никаких документов, подтверждающих, что корреспондент «ДП» относится к льготной категории граждан (для них закон позволяет доставку), курьеры этих аптек не попросили.
Справедливости ради стоит отметить, что рецептурные препараты купить с доставкой не удастся: часть ресурсов позволяет оформить такой заказ только с самовывозом из аптеки, операторы других компаний, уточнив, что рецепта нет, вычеркивают препарат из корзины заказа.
«Заказ лекарств в Интернете очень востребованная услуга, но к ней же и больше всего вопросов — может ли без помощи фармацевта человек получить необходимые сведения и не ошибиться с заказом, смогут ли соблюдать курьерские службы правила перевозки лекарств, — перечисляет Алексей Федоров, — и, наконец, если дистанционная продажа будет разрешена людям без медицинского образования, то почему в аптеках должны продавать лекарства только специально обученные работники? И почему лекарства, в таком случае, нельзя продавать в продовольственных гипермаркетах вроде «Ленты» и «Ашана»?»
По оценкам АКИТ, объем легальных продаж лекарств через онлайн-заказ (то есть с вывозом из аптеки) в прошлом году составил 24 млрд рублей, по итогам этого года ожидается рост до 32 млрд рублей. Спрос на лекарства онлайн уже колоссален — трафик интернет-аптек (с доставкой в пункт выдачи, так как остальное нелегально) достигает 10 млн визитов в месяц, для сравнения — доля посетителей из России в трафике Aliexpress составляет 200 млн посетителей в месяц.
Долгожданная легализация
Перемены назрели и, как ожидается, постановление о легализации онлайн-продажи лекарств будет принято с большой долей вероятности до конца 2017 года, торговлю алкоголем в Сети могут разрешить в 2018 году. По оценкам АКИТ, продажи алкоголя через Интернет после легализации могут вырасти до 11,5 млрд рублей в 2018 году и до 63 млрд — к 2020 году. Легализация онлайн-продаж лекарств позволит сегменту расти большими темпами и через 2 года занять около 5% от всех продаж лекарственных препаратов.
Вроде бы отличная новость для всех этих рынков. С другой стороны, как признается один из крупнейших импортеров вина, после разрешения продаж алкоголя через Интернет алкогольщикам можно ставить крест на розничном бизнесе — конкурировать с титанами вроде Aliexpress и Ozon не сможет никто.
Елена Домброва, Амера Карлос
Материал опубликован на сайте газеты «Деловой Петербург» 13.10.2017