Комментарии в СМИ

«Кандидаты на переименование. Кто лишится «Санкт-Петербурга»

Екатерина Смирнова, руководитель практики по интеллектуальной собственности / информационным технологиями компании «Качкин и Партнеры», комментирует запрет юридическим лицам использовать в наименовании слово «Санкт-Петербург» и его производные.

Законодатели снова запрещают юридическим лицам использовать в наименовании слова «Санкт-Петербург» и его производных.

Только для достойных

Инициатива депутатов Законодательного собрания города была одобрена в первом чтении. По замыслу авторов законопроекта, будет создан специальный отборочный механизм, благодаря которому использовать в своем название имя города смогут только самые достойные кандидаты, поэтому, чтобы сохранить свое прежнее юрлицо, необходимо будет пройти процедуру согласования. Механизм этого отбора пока только предстоит разработать. Ко второму чтению подготовят список исключений, по которому можно использовать название города без необходимости получения специального разрешения. Такую привилегию получают госорганы и органы государственной власти Петербурга, государственные унитарные предприятия и госучреждения, а также коммерческие и некоммерческие организации, учредителем которых выступило государство.

Артем Рудаков, частный юрист-консультант, подчеркивает, что законом уже запрещено использовать в наименовании юридических организаций слов «Российская Федерация» и «Россия» (ст. 54 Гражданского кодекса РФ). Также в этой статье сказано, что может быть установлен порядок использования в наименованиях юридических лиц официального наименования субъектов Российской Федерации.

«Идея этого ограничения проста — разделить частный бизнес, от бизнеса государственного или с государственным участием. Однако это не значит, что государственная компания не может использовать другое название, например – «Газпром», в котором доля государственного участия свыше 50%. Поэтому мне видится, что наши законодатели просто хотят выделить бизнес, к которому город имеет непосредственное отношение. И чтобы на названии города не было спекуляций, потому что очень часто недобросовестные компании включают в свое название производные от названия города с целью привлечения внимания и повышения доверия среди обычных граждан», — считает он.

Переименовать юрлицо не сложно. Нужно заполнить пару форм и отдать их в ФНС, после чего изменения будут внесены в ЕГРЮЛ. Смена названия не означает изменение самой фирмы, ИНН в этом случае останется прежний. Другое дело, что, если слово «Санкт-Петербург» уже является частью бренда компании, и что делать в таком случае — попытаться пройти процедуру согласования или проводить полный ребрендинг — пока не понятно.

При этом, юрист отметил, что переименовываться придется не только тем компаниям, которые имеют непосредственно словосочетание «Санкт-Петербург» в наименовании, но и тем, в названии которых присутствуют корни «-Петро-» и «-Петер-«. То есть менять имя юрлица скорее всего придется, например, компании «Петромонтаж» или «Петросила».

Екатерина Смирнова, руководитель практики по интеллектуальной собственности и информационным технологиями компании «Качкин и Партнеры», обращает внимание, что в редакции законопроекта пока не решен вопрос об обратной силе закона.

«Если его действие будет распространяться на лиц, которые уже сейчас используют слова «Санкт-Петербург» или производные от него в фирменном наименовании, то в этом случае закон может оказать негативное влияние на бизнес в Петербурге. Всем этим компаниям потребуется подтвердить возможность использовать свое фирменное наименование путем прохождения сложной процедуры. Непонятен на данный момент и механизм изменения фирменного наименования, если таким юридическим лицам откажут в согласовании использования официального наименования и производных от него слов. С учетом этого распространение действия закона с обратной силой будет очень пагубным и ресурсозатратным, поэтому логичнее было бы распространить действие закона только на новых юридических лиц. Впрочем, в таком случае уже зарегистрированные юридические лица, в наименовании которых содержится «Санкт-Петербург» или производные слова, будут обладать определенной монополией и особым правом вызывать ассоциации с городом, когда же для новых юридических лиц получение такой возможности становится весьма и весьма затруднительным», — считает она.

Где есть Петербург

Согласно данным СПАРК, в нашем регионе значатся 3910 компаний с сочетанием «Санкт-Петербург» в названии юрлица, из них менее половины (1279) являются действующими.

Причем к крупным предприятиям из них относятся только 13. И вот здесь довольно интересная ситуация. Потому что среди них значатся, как и один из крупнейших банков Северо-Запада — ПАО «Банк Санкт-Петербург», так и одно из предприятий «Газпрома» (ООО «Газпром Трансгаз Санкт-Петербург»).

Озадачиться с названием придется также и российским юрлицам иностранных компаний, которые чаще всего добавляют имя города для обозначения географической принадлежности отделений в России. Например, среди них есть шведский девелопер Bonava (ООО «Бонава Санкт-Петербург»), финская нефтяная компания Neste (ООО «Несте Санкт-Петербург») и финский строительный холдинг YIT (АО «ЮИТ Санкт-Петербург»).

Также, среди прочих, инициатива может затронуть мобильного оператора Tele2 (ОАО «Теле2–Санкт-Петербург») и автодилера «Рольф»(ООО «Рольф Эстейт Санкт-Петербург»).

В списке крупных компаний с «петербургским юрлицом» есть компания «Петрохолдинг» (АО «Петрохолдинг – Санкт-Петербург»), которая специализируется на ремонтных и строительных работах магистральных и распределительных газотранспортных сетей. Их заказчиками, например, являются «Газпром» и «Стройгазмонтаж».

Если абстрагироваться от величины объемов выручки, то также можно назвать еще несколько знаменитых предприятий и компаний. Например, к ним относится «Банкирский дом «Санкт-Петербург» (ЗАО «Банкирский дом Санкт-Петербург»), основанный миллиардером Давидом Трактовенко. Также к списку можно добавить биржу «Санкт-Петербург», девелопера Seven Suns (ООО «Севен Санс Девелопмент Санкт-Петербург»), отель «Санкт-Петербург», а также несколько СМИ (например, АО «Первый канал-Санкт-Петербург» или ООО «ТНТ-Санкт-Петербург»).

Сочетание «Петербург» в наименовании юрлиц используют уже гораздо реже. Согласно данным СПАРК, в регионе существует только таких 55 компаний, большая часть которых относится к малым или микропредприятиям.

А вот наименований, в которых есть пресловутый корень «-Петро-» уже гораздо больше чем тех, которые используют сочетание «Санкт-Петербург». Их, по данным СПАРК, уже 1636. Подумать над своим названием, например, придется популярной стоматологической клинике «ПетроДент» (ООО «Петро-Дент+»).

Карашаш Ногаева

Материал опубликован на сайте газеты «Деловой Петербург» 15.11.2018

ПОДЕЛИТЬСЯ

Кирилл Саськов

Адвокат
Партнер
Руководитель корпоративной и арбитражной практики

Cкачать VCARD

ПРОЕКТЫ