Комментарии в СМИ
«В Петербурге разработан проект кольцевого намыва в Финском заливе»
Партнер, руководитель практики по недвижимости и инвестициям «Качкин и Партнеры» Дмитрий Некрестьянов называет плюсы и минусы создания намывов в Финском заливе.
Союз архитекторов Петербурга разработал эскизный проект нового намыва в Петербурге. Он предполагает создание девяти круглых островов в акватории Финского залива за Васильевским островом. Заказчиком выступила одна из российских политических партий.
Об идее создать еще один намыв в Петербурге в ходе делового завтрака «Новый Петербург. Архитектор и девелопер: баланс между массовым спросом и городской эстетикой» рассказал руководитель ООО «Архстудия», член правления Союза архитекторов Петербурга и архитектурной палаты Северо-Запада Геннадий Соколов. По его словам, заказ на разработку эскиза был получен от одной из российских политических партий, название которой он не раскрыл.
«Заказчик сказал: «В Москве, например, есть проект «Москва-сити», а что есть в Петербурге? С чем можно выйти и прозвучать?» Мы собрались в Союзе архитекторов и стали думать, что мы можем предложить от петербургских архитекторов в качестве альтернативы или нового видения развития Петербурга. Возникшая в ходе дискуссии шутка о том, что следует засыпать Финский залив, постепенно трансформировалась в идею создания намывных островов», — рассказал Геннадий Соколов.
Создатели проекта «Новый Петербург» выдвинули идею кольцевого намыва. «Это удобно. Территория намывается по контуру, а потом середина «круга» осушается. На образованной поверхности можно прокладывать коммуникации и строить», — говорит Геннадий Соколов. В проекте «Новый Петербург» девять островов. Общая площадь намыва, по проекту, — 4,7 тыс. га. Каждый остров – под конкретную функцию. Центральный — под администрацию и бизнес. Несколько островов — под жилье и промышленность. Есть острова под парки и даже остров под аэропорт (235 га). Все острова по замыслу архитекторов должны быть соединены с материком и друг с другом сетью тоннелей метро и дорог, подключенных к основным городским магистралям.
Строители настроены скептично
По словам Геннадия Соколова, возможность участия в этом проекте уже изучают ведущие застройщики города, в том числе «Группа ЛСР» Андрея Молчанова и ГК «Эталон» Вячеслава Заренкова. Но в «Эталоне» и «Группе ЛСР» данную информацию не подтвердили. «Комфортность будущей территории, на наш взгляд, сомнительна. Экология тоже под вопросом», — говорят в «Группе ЛСР».
Мнения других участников рынка, опрошенных «ДП», разделились. «Освоение намывных территорий для Петербурга — это не только возможность сформировать городскую среду на востребованном побережье залива, но также ответ на процессы, которые происходят в заливе после ввода дамбы. Некоторые участки начали заболачиваться, постепенно на их месте будет формироваться суша, и организованные проекты намывов позволяют ускорить этот процесс и сделать результат более подконтрольным. Плюсы намывов очевидны — это отличные видовые характеристики для участков и чистый green development, поскольку земля совершенно новая», — говорит генеральный директор Knight Frank St Petersburg Николай Пашков.
«Намывы в Финском заливе — это не очень дорого в силу малых глубин. А минусы очевидны — пострадает экология залива, территории будут оторваны от городской инфрастуктуры», — добавляет партнер бюро «Качкин и партнеры» Дмитрий Некрестьянов.
«Сегодня существуют федеральные и региональные нормативно-правовые акты, которые регулируют создание искусственных земельных участков. Более того, федеральное законодательство дополнительно позволяет создавать искусственные острова в рамках проектов ГЧП. Так что правовые возможности для старта подобных проектов существуют», — отмечает партнер Dentons Карина Чичканова. «Но главный вопрос, который у меня возникает при взгляде на эту проработку, — а зачем? У нас в городе достаточно территорий, зачем намывать еще три Васильевских острова. Взять тот же Кронштадт, который мы пока так и не вживили нормально в существующую городскую ткань», — разводит руками председатель совета директоров АРИН Андрей Тетыш.
«Это крайне дорогое удовольствие. Особенно с учетом того, что острова будут находиться на пути сильного течения Невы, а значит, придется делать дорогостоящую защиту берегов от размыва», — добавляет директор по развитию ГК «Аквилон инвест» Виталий Коробов. По предварительным подсчетам «Лаборатории метров», на строительство подобных островов потребуется 380-400 млн м3 песка. «Таким образом, только намыв обойдется в 120-160 млрд рублей», — говорит директор АН «Метры» Андрей Вересов.
Хорошо забытое старое
Дискуссия о целесообразности намывов в Петербурге идет с 70-х годов прошлого века. С начала 1973 года генплан развития города подразумевал большое количество намывных территорий. «Многие не знают, что почти вся улица Кораблестроителей, часть набережной реки Смоленки или бывший стадион им. Кирова полностью расположены на намывных территориях. Их создание имеет смысл только тогда, когда невозможно предпринять иной шаг для развития того или иного района города. Например, было важно построить ЗСД, чтобы решить проблему транспортной доступности и соединить северный и южный районы города кратчайшим путем. В остальных случаях такого рода масштабные проекты являются, скорее всего, не более чем PR-акцией. Вполне вероятно, что этот проект по своим масштабам и амбициям может сравниться с проектом реновации хрущевок» в Москве, — говорит руководитель проектов девелопмента и развития территорий Becar Assept Management Group Александр Кириятских. Он подчеркивает, что город имеет колоссальные территории для развития в сторону востока, запада и юга – эти направления не освоены до сих пор. К этому можно прибавить почти 25 тыс. га серого пояса в черте города, с которым необходимо работать в первую очередь.
Напомним, что главный намыв города — «Морской фасад» — создается с 2006 года. Работа над ним началась с конкурса на право создать в акватории Финского залива 476 га, который выиграла компания «Терра Нова», заплатив за это $5,3 млн. Под жилье на намыве отведут 350 га. На данный момент образовано 180 га новых территорий, из которых 32 га занял пассажирский порт «Морской фасад». На искусственно созданных землях должно появиться 1,8 млн м2 жилья и 700 тыс. м2 коммерческой недвижимости. Планы застройки этой территории были откорректированы поправками ППТ 2 года назад. Участки на намыве уже купили и арендовали «Лидер Групп», Seven Suns, Glorax Development и др.
Еще один намыв, в Курортном районе, собиралась создавать компания «Северо-Запад инвест». Компания замахнулась на намыв 376 га в акватории Финского залива под строительство 3,5 млн м2. Но проект пока остается на бумаге.
Наталья Ковтун
Материал опубликован на сайте газеты «Деловой Петербург» 19.05.2017
Адвокат, к.ю.н.
Партнер
Руководитель практики по недвижимости и инвестициям