Комментарии в СМИ
«Трамвайный завод на Чугунной уйдет с молотка»
Александра Улезко, юрист корпоративной и арбитражной практики «Качкин и Партнеры», комментирует ситуацию с торгами по продаже бывшего Петербургского трамвайно-механического завода.
Фонд имущества официально объявил о торгах по продаже бывшего Петербургского трамвайно-механического завода на Чугунной улице. Тринадцать зданий различного назначения и право аренды участка площадью в 186 тысяч кв.м оценены в 827 млн рублей. Скорее всего, этот аукцион заинтересует девелоперов, которые снесут все цеха: екатеринбургская группа «Синара» — производитель электричек «Ласточка» — передумала покупать ПТМЗ и строить здесь трамваи.
В конце марта 2014 года состоятся торги по продаже комплекса зданий Петербургского трамвайно-механического завода на Чугунной улице, недалеко от станции метро «Выборгская». Об этом 14 февраля известил потенциальных покупателей Фонд имущества Петербурга, проводить торги будет Российский аукционный дом. Как следует из сообщения о продаже, в один лот включены 13 зданий различного назначения, а также право аренды участка под ними.
В частности, продаже подлежит главный производственный корпус площадью 50 тысяч кв.м, в котором когда-то построили почти все трамваи, курсирующие сегодня по улицам Петербурга. На торги также выставлены административный корпус (11,5 тысячи кв.м), котельная и электроподстанция. Что касается участка, то его площадь составляет 186 тысяч кв.м: он находится в собственности города, а завод арендовал его на 49 лет. Весь производственный комплекс оценен в 827 млн рублей. Чуть ранее уже состоялись торги по продаже станков и другого оборудования за 64 млн рублей, однако на них никто не заявился: планируется, что теперь они будут объявлены вновь.
Первый трамвай вышел из цехов ПТМЗ в 1934 году. Во времена СССР предприятие производило составы модели ЛВС, которые до сих пор составляет основу парка Горэлектротранса. Уже в 21-м веке предприятие купила группа «Дедал» московского предпринимателя Серея Кияшко, который объединил его в одну структуру с другим своим петербургским активом – заводом по производству составов для метро «Вагонмаш». Однако в последние годы оба предприятия испытывали финансовые трудности, срывали сроки поставок подвижного состава. В результате в мае 2013 года банкротом был признан ПТМЗ (общая сумма долга – 1,8 млрд рублей, из них 1,3 млрд – долг перед Сбербанком), а в декабре – «Вагонмаш» (долг перед Сбербанком – 1,4 млрд рублей).
Как уже рассказывала «Фонтанка», в 2013 году екатеринбургская группа «Синара», которая производит скоростные электрички «Ласточка», вела неофициальные переговоры о покупке ПТМЗ для запуска собственного производства в Петербурге. Однако в итоге компания не стала покупать обанкротившийся завод. Конечно, теоретически «Синара» могла бы принять участие в торгах, которые намечены на конец марта, однако собеседники «Фонтанки» в Смольном говорят, что инвестор из Екатеринбурга потерял интерес к этому варианту и сейчас больше заинтересован в проекте по строительству собственного завода в Волгограде.
Пресс-секретарь «Синары» была недоступна для комментариев. В профильном комитете по инвестициям правительства Петербурга «Фонтанке» рассказали, что в декабре-январе несколько раз выходили на представителей компании, однако особенного интереса к идее возрождения ПТМЗ там не проявили. Таким образом, скорее всего, участниками торгов станут строительные компании, которые могут использовать территорию ПТМЗ под коммерческую или жилую застройку.
Сейчас все здания и право аренды участка находятся в залоге у Сбербанка, однако после проведения торгов это обременение исчезнет, говорит юрист корпоративной и арбитражной практики компании «Качкин и партнеры» Александра Улезко. Согласно 36-й статье Земельного кодекса, собственники зданий имеют приоритетное право выкупа у государства земельных участков, на которых эта недвижимость расположена. По информации «Фонтанки», несколько лет менеджмент ПТМЗ проводил свою оценку стоимости участка под заводом, которая составила 70 млн рублей.
Правда, эксперты сомневаются, что территория бывшего ПТМЗ может вызвать большой ажиотаж среди застройщиков. Как отмечает заместитель руководителя отдела стратегического консалтинга Knight Frank St.Petersburg Игорь Кокорев, по Генплану здесь можно размещать только производственную или общественно-деловую застройку. При этом, по его мнению, «потенциально такая крупная территория была бы интересна под жилую недвижимость – участок располагается недалеко от двух станций метро, у границы сложившейся жилой застройки, сравнительно недалеко от центра города». Впрочем, застройщик может попытаться внести изменения в Генплан.
Напомним, что завод «Вагонмаш» на Московском проспекте, некогда входивший с ПТМЗ в одну группу, уже практически снесен, а компания «ЛенСпецСМУ» начинает строить на его месте жилой комплекс. Однако в Петербурге продолжает действовать Октябрьский электровагоноремонтный завод, входящий в концерн «Трансмашхолдинг». Сейчас здесь производятся вагоны метро, а партнер «Трансмашхолдинга» – французский Alstom – строит площадку по выпуску трамваев. Кроме того, трамваи готово выпускать совместное предприятие Кировского завода и чешской Škoda, которое занимает один из цехов производственного комплекса на проспекте Стачек.
Андрей Захаров