Комментарии в СМИ

«РРТ избавляется от балласта дилерских центров»

Александра Улезко, юрист корпоративной и арбитражной практики «Качкин и Партнеры», рассуждает о дальнейших действиях клиентов автомобильного холдинга РРТ, в салонах которого введена процедура наблюдения.

Автомобильный холдинг РРТ начинает избавляться от нерентабельных дилерских центров. Как стало известно «Фонтанке», закрылся автосалон Honda на Маршала Блюхера, а компания, управлявшая им, будет обанкрочена. Кроме того, суд ввел внешнее управление в «РРТ Северо-Запад» (бывший дилер Subaru). В результате холдинг уменьшится в размерах, сконцентрировавшись на самых прибыльных марках и объектах. «Выкрутятся», — говорят знающие люди.

У холдинга РРТ стало на один автосалон меньше. Как стало известно «Фонтанке», закрылся автосалон Honda на проспекте Маршала Блюхера, 52А. Об этом нашему изданию сообщил источник на рынке, а также подтвердили в одном из расположенных рядом автосалонов. С основным владельцем РРТ Олегом Барабановым 27 марта связаться не удалось.

Между тем ООО «РРТ», которое управляло салоном на Маршала Блюхера, 26 марта подало в арбитражный суд иск о признании банкротом. По словам участников рынка, у марки Honda маленькая привлекательность с точки зрения автобизнеса. Маржинальность (пространство между вложениями и выручкой) низкая, в том числе в связи с отсутствием в России завода по производству Honda (первое такое предприятие хотят построить на Урале).

«Да и нет доступных автомобилей, которые продавались бы влет. Львиную долю продаж держит CR-V, неплохо продается Accord, а Civic продается мало. Помимо этого, у Honda высокая стоимость страховки, несмотря на то, что ее давно уже перестали угонять так часто, как раньше», — рассказал один из предпринимателей.

Кроме того, суд ввел 25 марта процедуру наблюдения в ООО «РРТ Северо-Запад», которому принадлежат арестованные в конце февраля в салоне на Выборгском шоссе, 31, автомобили Subaru в количестве 38 штук. Ранее Олег Барабанов сообщал «Фонтанке», что арестованные автомобили не были клиентскими, а предназначались для тест-драйва.

Основными кредиторами «РРТ Северо-Запад» являются несколько десятков клиентов-физлиц, которые рассчитались за покупку автомобиля, но по разным причинам его не получили. Есть среди кредиторов и юридические лица — например, воронежская фирма «Автоспарк», которая занимается торговлей запчастями, и управление Федеральной налоговой службы по Петербургу. Объем требований кредиторов пока неизвестен, сумма долгов всего холдинга РРТ по состоянию на начало 2014 года оценивалась в 4,5 млрд рублей.

Для клиентов «РРТ Северо-Запад», которые рассчитались, но не получили машины, теперь существует два варианта действий. Они могут через арбитражный суд потребовать передачи автомобилей или расторжения договора в отдельном судебном деле, либо же вступить в уже возбужденное дело о банкротстве, говорит юрист компании «Качкин и партнеры» Александра Улезко.

Чтобы принять участие в первом собрании кредиторов и определить последующую процедуру банкротства, кредиторам необходимо подать заявление о включении их требований в реестр требований кредиторов в течение 30 дней после введения наблюдения. Окончательно реестр требований кредиторов будет закрываться по истечении двух месяцев после признания компании банкротом и открытии конкурсного производства, говорит Улезко. По истечении этих двух месяцев задолженность может быть включена только за пределы реестра и будет удовлетворяться после погашения долгов основных кредиторов, включенных в реестр.

По мнению некоторых специалистов, РРТ, оказавшееся в последнее время в затруднительном денежном положении, будет освобождаться от той части автосалонов, которые не приносят прибыли. А в остальных случаях компания приложит все возможные усилия для того, чтобы решить вопрос с долгами и продолжить нормальную работу.

«У них есть рентабельные дилерские центры, а есть — сильно закредитованные, которые вообще денег приносить не будут. Скорее всего, избавятся от всего лишнего, что-то продадут, что-то обанкротят, в результате РРТ сократится в размере и останутся только лучшие автоцентры. Выкрутятся», — считает один из собеседников.

В отличие от здания автосалона Honda, которое РРТ арендует у третьих лиц, от некоторых салонов холдинг уже избавился. В конце 2013 года стало известно о продаже принадлежавших ему пяти автоцентров General Motors, два из которых расположены в Петербурге, остальные — в Казани, Вологде и Набережных Челнах. Здания были заложены в банке «Санкт-Петербург» в качестве обеспечения по выданным РРТ кредитам. Целью их продажи было покрытие долга перед банком размером 2,5 млрд рублей. В начале 2014 года появилась информация о том, что компании, купившие здания, могут быть связаны с топ-менеджментом банка «Санкт-Петербург».

В феврале 2014 года Олег Барабанов объявил о продаже за 200 млн рублей дилерского центра Hyundai в Вологде и о намерении продать за 170 млн автоцентр Skoda в Казани. В первом случае покупателем стала фирма «Скарт» (дилер Lada), во втором — должна была стать казанская компания «Акос». У РРТ также были планы продать недостроенный автоцентр Skoda на Таллинском шоссе с участком 1,9 га и и два центра Hyundai в Петербурге.

Для того чтобы остаться на плаву, РРТ, возможно, посчитают необходимым сконцентрироваться на продажах Hyundai и Nissan, полагают в редакции интернет-портала Kolesa.ru (бывший журнал «Колеса», прекративший издаваться в 2012 году). К примеру, Nissan на фоне падения рынка показывает положительную динамику за счет популярных моделей Almera, X-trail и Juke, говорят там. Кроме того, Nissan в 2014 году планирует обновить свои ведущие модели, включая наиболее продаваемую Qashqai.

Из того, что есть у РРТ, Cadillac и Subaru — марки, в принципе не претендующие в России на весомые результаты продаж. «Chevrolet, успех которого базируется исключительно на модели Cruze, с подорожанием потерял ценовую привлекательность. Не оправдал надежд и «бюджетник» Cobalt. Покупатели окончательно утратили интерес к семейству Family марки Opel, а продажи новой Astra снижаются», — считают в редакции.

По мнению некоторых экспертов, главная ошибка РРТ, в результате которой холдинг пошел под откос, состояла в ориентировании на работу от склада — закупке большого количества автомобилей, в результате которой развитие технологии продаж оказалось на втором месте.

«У РРТ был случай. Когда компания купила дилерские центры General Motors, дистрибьютор предложил ей купить 200 автомобилей Chevrolet моделей Lacetti, Aveo и еще нескольких — сумасшедшее количество и большие деньги, — рассказал «Фонтанке» бывший гендиректор дилерского центра «Гема-Питер» и управляющий консалтинговой фирмой «Университет продаж» Виталий Новиков. —Тогда Chevrolet только-только выходил на этот рынок. Поскольку ни у кого почти не было такого количества машин, которое покрыло бы весь спрос, РРТ продали их очень быстро. И Барабанов тогда решил, что главное — работа на склад».

По мнению Виталия Новикова, такой подход к автобизнесу был оправдан условиями растущего рынка. Однако после того как рынок начал падать, у компании начались проблемы. «Главный источник роста, тем более в условиях падающего рынка, лежит в области работы с клиентом, компетенции менеджеров в продажах. Мы много спорили с Барабановым на эту тему, но убедить его в этом мне не удалось», — говорит он.

Александр Аликин

 

Ссылка на источник

Кирилл Саськов

Адвокат
Партнер
Руководитель корпоративной и арбитражной практики

Cкачать VCARD
Кирилл Саськов

Адвокат
Партнер
Руководитель корпоративной и арбитражной практики

Cкачать VCARD

ПРОЕКТЫ