Комментарии в СМИ

В конце 2016-го существенно изменилось законодательство в области регулирования авторских прав в архитектуре. Сделано это было, по всей видимости, чтобы защитить интересы государства при использовании проектов для госнужд. Новым правилам посвящена свежая колонка Комитета по законодательству РГУД, автором которой выступила Екатерина Смирнова, руководитель практики по интеллектуальной собственности / информационным технологиям «Качкин и Партнеры».

Во-первых, в сентябре 2016-го были внесены поправки в 44-ФЗ «О контрактной системе». С этого времени законодательно закреплено, что при заключении госконтракта, подразумевающего создание произведений архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства и разработку на их основе проектной документации, заказчику предоставляется неисключительная лицензия на использование. То есть он может применять проект при разработке проектной документации и в строительстве, причем многократно, не запрашивая каждый раз согласия автора. Существенно, что архитектор, выигравший конкурс на разработку концепции, не получает преимуществ при заключении контракта по проектной документации.

Формулировки закона нельзя назвать в полной мере удачными. Так, в статье 110.1 речь почему-то идет об «авторах произведения», которыми по закону могут быть только физлица, непосредственно создавшие проект. Однако на практике подрядчиками часто выступают юридические лица, которых корректно называть «правообладатели». Также в законе не упомянуто право заказчика перерабатывать архитектурную концепцию при подготовке проектной документации. При этом очевидно, что такие изменения необходимы. Получается, что если право госзаказчика прямо не установлено в контракте, переработка будет незаконной.

Новое регулирование коснулось и госконтрактов на проектирование и изыскание (статья 110.2), которым не предшествовали архитектурные конкурсы. Исключительное право на результаты этих работ передается в полном объеме заказчику при приемке. Прежде по умолчанию оно оставалось за исполнителем, но в договоре могли прописать и иной вариант. Важно, что ничего не поменялось для тех случаев, когда для проектирования привлекается субподрядчик. Здесь продолжают действовать общие положения части 4 Гражданского Кодекса РФ. Получается, что из-за несовершенства новых норм закона госзаказчик, рассчитывая на переход к нему исключительного права, рискует, что оно может не перейти к генпроектировщику от субподрядчика.

Во-вторых, внесены изменения в градостроительное законодательство, касающиеся типовой проектной документации. На смену ей пришла документация повторного использования (ПДПИ). Это почти тождественные понятия, существенное отличие лишь одно. Для многократного использования ПДПИ требуются оценка на предмет экономической эффективности и соответствующее заключение. Статус экономически эффективной ПДПИ присваивает Минстрой РФ. Только такая документация может быть использована на государственных и муниципальных объектах, а также на проектах юридических лиц, доля участия государства в которых превышает 50%.

Архитекторам важно знать, что экономически эффективной может стать только документация, исключительное право на которую, либо право на многократное использование которой переданы Российской Федерации, субъекту РФ или муниципальному образованию.

Материал опубликован в газете «ГУД News» № 03 (36) от 17.04.2017

Кирилл Саськов

Адвокат
Партнер
Руководитель корпоративной и арбитражной практики

Cкачать VCARD

ПРОЕКТЫ