Комментарии в СМИ

«Именем Петербурга! Шесть способов включить город в название компании»

Юрист практики по интеллектуальной собственности / информационным технологиям «Качкин и Партнеры» Андрей Алексейчук рассуждает о законности использования компаниями слова «Петербург» или его производных в своих названиях.

Спустя 2 года после принятия резонансного закона, регламентирующего использование слова «Санкт-Петербург» в названиях юрлиц, появилась конкретная инструкция, как это сделать. В ней всего шесть пунктов, и достаточно выполнить хотя бы один из них. Dp.ru разбирался, насколько это сложно.

Комитет по экономической политике и стратегическому планированию Петербурга опубликовал проект постановления городского правительства «О порядке выдачи разрешений на включение в наименования юридических лиц официального наименования Санкт-Петербург, а также слов и словосочетаний, образованных на его основе».

По сути это подзаконный акт к резонансному закону 2018 года «О порядке использования в наименованиях юридических лиц официального наименования Санкт-Петербург». Его автор — депутат от «Единой России» Денис Четырбок говорил, что упоминание города в названиях компаний якобы повышает к ним доверие, чем пользуются недобросовестные предприниматели, совершающие под вывеской «Петербург» различные аферы.

В итоге закон установил, что слово «Санкт-Петербург» и его производные имеют право использовать в своём названии органы власти и местного самоуправления, городские ГУПы и предприятия с городским участием. Все остальные юрлица должны получать специальное разрешение. Как его получить, говорится в новом документе. Достаточно соответствовать одному из шести условий.

Сверхприбыли, экспорт или искусство

Первое условие — юрлицо в течение 3 лет получает выручку более 20 млрд рублей в год (такие компании включают в списки крупнейших налогоплательщиков). В Петербурге таковых всего несколько десятков. Среди них как минимум одна уже имеет в своём названии «Санкт-Петербург». Это одноимённый банк. В случае принятия постановления добавить к своему названию «Санкт-Петербург» смогут, например, торговая сеть «Лента» или Пивоваренная компания «Балтика».

Второе условие — юрлицо имеет филиалы или представительства не менее чем в 10 регионах России и работает по одному из следующих видов деятельности: «сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство», «добыча полезных ископаемых», «обрабатывающие производства», «обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха», «водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений», «строительство», «транспортировка и хранение», «деятельность в области информации и связи», «деятельность финансовая и страховая», «деятельность профессиональная, научная и техническая», «деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги», «государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение», «образование», «деятельность в области здравоохранения и социальных услуг», «деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений».

Этим путём могут воспользоваться сельскохозяйственные, строительные, энергетические и иные холдинги, работающие в нескольких регионах. Например, речь может идти о многочисленных структурах «Газпрома».

Третье условие — компания получает не менее 70% доходов от продаж за пределы России за последние 3 года. Поскольку абсолютные цифры доходов не имеют значения, под этот критерий могут попасть малые предприятия, в частности работающие в сфере IT.

Четвёртое условие — юрлицо включено в реестр некоммерческих организаций — исполнителей общественно полезных услуг. Всего в этом реестре 515 организаций, из которых 11 зарегистрированы в Петербурге. Среди них — Федерация конного спорта Санкт-Петербурга, Фонд поддержки талантливой молодёжи «Будущие лидеры», АНО «Детский хоспис» и другие. Чтобы попасть в реестр, нужно получить статус социально ориентированной некоммерческой организации и оказывать общественно полезные услуги в соответствии с утверждённым перечнем на протяжении 1 года и более.

Пятое условие — юрлицо не менее 3 лет проводит гастроли творческих коллективов. Этим пунктом смогут воспользоваться театры, цирки, концертные агентства и т. д.

Шестое условие — юрлицо является профессиональным спортивным клубом, чья команда участвует хотя бы в одном официальном спортивном соревновании межрегионального, всероссийского или международного уровня.

Согласно принятому в 2018 году закону, окончательное разрешение на использование слова «Санкт-Петербург» должно давать Законодательное собрание города. Этот пункт есть и в проекте регламента. Однако оснований, по которым депутаты могут отказать компании, подпадающей под один из перечисленных критериев, в документе нет.

Обходные пути

На данный момент в Петербурге зарегистрированы тысячи юрлиц, имеющих в своём названии слова «Петербург» или «Санкт-Петербург». На вопрос, придётся ли им менять название, если они не смогут выполнить условия Смольного, юристы отвечают отрицательно.

«В законе Санкт-Петербурга нет никаких указаний на его обратную силу, следовательно, на компании, которые ранее стали использовать слово «Петербург» или его производные в своём названии, этот закон распространяться не должен. Более того, даже если бы такое требование было предусмотрено, возникли бы большие сомнения в его законности. Гражданский кодекс предусматривает механизм, позволяющий принудить компанию к изменению её фирменного наименования (пункт 5 статьи 1473 ГК РФ), но этот механизм применяется только в ограниченном перечне случаев, например в случае использования без разрешения наименования «Россия» или «Российская Федерация». А на наименования субъектов РФ этот механизм теоретически не распространяется», — говорит юрист практики по интеллектуальной собственности / информационным технологиям «Качкин и Партнёры» Андрей Алексейчук.

Ещё один вопрос — можно ли использовать в названии слово «Питер». «Что касается слова «Питер», вряд ли оно в полной мере применимо к проекту, поскольку используется в разговорной речи и является жаргонизмом», — считает адвокат адвокатского бюро «Прайм Эдвайс Санкт — Петербург» Ирина Сальная.

Также она указывает на то, что ФНС при регистрации юрлиц руководствуется федеральным законодательством (ГК РФ, закон о госрегистрации и т. д.), в котором нет запретов на использование названий регионов. «То есть в настоящий момент отказ в регистрации компании, наименование которой содержит указание на субъект РФ, возможен только в случае, если такое указание будет расценено регистрирующим органом как обозначение, противоречащее общественным интересам. Однако подобное толкование, на наш взгляд, сомнительно и маловероятно», — делает вывод Ирина Сальная.

«На наш взгляд, условия получения разрешения обозначения Санкт-Петербург достаточно жёсткие, и многим компаниям будет проще отказаться от идеи включить наименование «Санкт-Петербург» в своё фирменное наименование, чем обратиться за ним», — считает старший юрист санкт-петербургского филиала ООО «Юридическая фирма Городисский и Партнёры», патентный поверенный Ярослава Горбунова.

При этом она указывает на способ обойти городской закон — зарегистрировать в Роспатенте товарный знак, включающий слово «Петербург». «Заявителю достаточно соблюсти два условия: такой элемент не должен занимать доминирующее положение в изображении товарного знака, сам заявитель должен иметь адрес местонахождения или местожительства в Петербурге», — объясняет Ярослава Горбунова.

Впрочем, есть ещё более простой путь — просто зарегистрировать свою организацию за пределами Петербурга.

Александр Лобановский

Материал опубликован на сайте газеты «Деловой Петербург» 21.06.2020

ПОДЕЛИТЬСЯ

Кирилл Саськов

Адвокат
Партнер
Руководитель корпоративной и арбитражной практики

Cкачать VCARD

ПРОЕКТЫ