Блог
Импортозамещение программного обеспечения: миф или реальность?
Екатерина Смирнова, руководитель практики по интеллектуальной собственности / информационным технологиям «Качкин и Партнеры», рассуждает о том, как на практике будет работать механизм по импортозамещению программного обеспечения в России.
Уже ни для кого не секрет, что с 1 января 2016 года в нашей стране начнут действовать ограничения на осуществление государственных закупок иностранного софта.
Задачей данных изменений является стимулирование разработки конкурентоспособных программных продуктов на российском рынке.
В целях реализации вводимых ограничений законодателем предусмотрено, в частности, создание с 1 января 2016 г. единого реестра российских программ для ЭВМ и баз данных в целях подтверждение происхождения программного обеспечения из России.
И все было бы замечательно, если бы не Постановление Правительства РФ от 16 ноября 2015 г. N 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусматривающее целый ряд исключений в применении установленных ограничений, которые ставят под вопрос эффективность всего создаваемого механизма.
Запрет на допуск иностранного ПО и прав на него для участия в госзакупках не действует, если:
а) в реестре отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;
б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.
Как видно, формулировка данных пунктов является весьма обтекаемой, что может позволить заказчику при большом желании обосновать невозможность применения отечественного ПО в целях, необходимых заказчику.
Помимо этих исключений из под запрета выведены закупки ПО и прав на него:
- дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации;
- торговыми представительствами Российской Федерации при международных организациях (для обеспечения своей деятельности на территории иностранного государства).
Кроме того, существует еще один момент. В реестр отечественного ПО, допускаемого к участию в госзакупках, включаются, в частности, сведения о ПО, правообладателем которого может быть российская коммерческая организация без преобладающего иностранного участия, т.е. доля иностранного участия должна быть менее 50%. Это на практике может подтолкнуть иностранные компании-разработчики софта активнее вступать в партнерские соглашения с отечественными компаниями и создавать совместные российские компании по выпуску, по сути, того же иностранного ПО, но от имени российской компании в целях формального удовлетворения требований закона.
Такое ощущение, что все вышепоименованные исключения выступают своего рода спасательным кругом на случай, если отечественные разработчики не оправдают надежд государства и потребностей заказчиков. Но пока утверждать что-либо рано, как в действительности будет работать новый механизм, мы увидим только новом году.