Комментарии в СМИ

«Имя нужно заслужить: как подчеркнуть «петербургскость» компании или организации»

Ольга Новинская, юрист практики по интеллектуальной собственности/информационным технологиям АБ «Качкин и партнеры» комментирует материал об использовании названия города в названии компании.

Идея подчеркнуть «петербургскость» компании или организации именем города в официальном наименовании может показаться удачной. Но зарегистрировать коммерческое предприятие под таким названием не так просто.

Стать «Петербургом»

Закон, который обязывает согласовывать использование в официальном наименовании организаций слова «Санкт-Петербург» и его производных, вступил в силу 31 декабря 2018 года.

«Он не распространяется на органы власти и местного самоуправления, госучреждения, унитарные предприятия и иные организации, учредителем которых является Санкт-Петербург», — отмечает юрист практики по интеллектуальной собственности АБ «Качкин и Партнёры» Ольга Новинская.

Также, по словам юриста, не должны проходить процедуру согласования названия и те компании, в названии которых «Петербург» и его производные присутствовали до вступления закона в силу (то есть до 31 декабря 2018 года). Соответствующие изменения петербургский ЗакС внёс в закон в начале этого, 2024 года.

«Среди получателей разрешения указаны зарегистрированные на территории Санкт-Петербурга крупнейшие налогоплательщики, экспортёры, творческие коллективы, профессиональные спортивные клубы, исполнители общественно полезных услуг, а также сельскохозяйственные, добывающие, энергетические и ряд иных компаний, которые имеют филиалы или представительства не менее чем в десяти субъектах России», — перечисляет критерии юрист.

Председатель постоянной комиссии ЗакСа по промышленности, экономике и предпринимательству Ирина Иванова отмечает, что, исходя из этого перечня, получить разрешение на подобное наименование для новой компании практически невозможно.

«Теоретически такое право могут получить петербургские организации, например, дочерние структуры крупных корпораций или стратегические предприятия. Но в любом случае это требует согласования, и процедура это непростая. Конечно, любое ООО так называться не должно», — отметила она.

Да и сама по себе процедура получения разрешения — непростая. В разработанной городским комитетом по экономической политике и стратегическому планированию (КЭПиСП) брошюре она подразделяется на шесть шагов. Сначала заявитель должен в произвольной форме подать заявление о получении разрешения. Затем комитет проведёт экспертизу на соответствие документов установленным требованиям и уведомит организацию, соответствуют ли она требованиям. Если вердикт окажется положительным, КЭПиСП подготовит проект представления губернатора Петербурга, после чего его рассмотрят депутаты. Когда ЗакС примет своё рекомендательное решение, о нём должны уведомить организацию. Затем разрешение подготовят и направят заявителю.

А надо ли?

Артём Швайка, гендиректор юридической компании «Эклекс», полагает, что цель закона — правовая охрана регионального бренда субъекта РФ.

«Когда люди видят на вывеске компании слово «Санкт-Петербург», то у них может сложиться впечатление, что город связан с деятельностью компании. Однако возможно, что товар не будет иметь к городу никакого отношения. Если товар окажется некачественным, то, скорее всего, у потребителя возникнут негативные ассоциации, что может отрицательно повлиять на репутацию Санкт-Петербурга», — объясняет он.

При этом получение разрешения на такое название — процедура не самая популярная. Согласно данным банка законопроектов, с начала года в петербургский ЗакС за согласованием обратились всего две компании: «Ассоциация «Некоммерческое партнёрство «Спортивный клуб «Хоккей Динамо Санкт-Петербург»» (юрлицо зарегистрировано в 2020 году) и ООО «Ниссан Мэнуфэкчуринг Рус», которое в 2023 году преобразовали в ООО «Автозавод Санкт-Петербург».

По данным системы СПАРК, в городе зарегистрировано больше 30 компаний с выручкой за 2022 год больше 200 млн рублей, в названии которых присутствует Петербург. И только две из них учреждены после 31 декабря 2018 года. Это АО «Единый информационно-расчётный центр Санкт-Петербурга» и уже упомянутый спортивный клуб.

«Мне кажется, что такое наименование подойдёт для каких-нибудь НКО или фондов, целью которых является реализация национальных проектов на территории Санкт-Петербурга, так как для таких организаций важно подчёркивать, на какой территории они работают. Но если это, например, завод по производству гвоздей, зачем ему в названии «Санкт-Петербург»? Да и потом, это длинное слово, которое сделает наименование организации слишком громоздким. Это неудобно», — обращает внимание Ирина Иванова.

Тем более, что запечатлеть Петербург можно не только в официальном наименовании компании, но и в товарном знаке. Там совсем другие критерии и другая, но не менее сложная процедура.

Кому вообще имеет смысл проходить все круги бюрократии ради названия? Как рассказывает «ВП» основательница маркетингового агентства «Брусника» Теххи Полонская, название города в официальном наименовании или в товарном знаке может усиливать восприятие компании.

«Слово «Санкт-Петербург» создаёт образ чего-то большого, известного, заслуженного, исторического. И этот ассоциативный ряд экстраполируется на компанию и даёт ей преимущества, которые сложно измерить. Кроме того, производные от города в названии компании нужны тогда, когда она имеет региональную привязку. К примеру, «Вечерний Санкт-Петербург» — городское СМИ. Иногда бывает нужно показать, что это именно петербургская сеть, например, пекарен», — перечисляет эксперт.

По её мнению, с таким названием могут быть связаны и некоторые ограничения. Иногда оно может создавать впечатление, что компания работает только в Петербурге. Это будет невыгодно для бизнеса, в планах которого расширяться в другие регионы.

Ольга Иванова

Материал опубликован на сайте «Вечерний Петербург» 27.05.2024

Кирилл Саськов

Адвокат
Партнер
Руководитель корпоративной и арбитражной практики

Cкачать VCARD
Ольга Новинская

Адвокат
Юрист практики по интеллектуальной собственности / информационным технологиям

Cкачать VCARD
Кирилл Саськов

Адвокат
Партнер
Руководитель корпоративной и арбитражной практики

Cкачать VCARD
Ольга Новинская

Адвокат
Юрист практики по интеллектуальной собственности / информационным технологиям

Cкачать VCARD

ПРОЕКТЫ