Блог

Как никогда не спорить о плагиате в музыке

Антонина Шишанова, юрист практики по интеллектуальной собственности / информационным технологиям «Качкин и Партнеры», разбиралась в том, что такое плагиат в музыке, и как не стать его жертвой.

Не так давно сообщество музыкантов, программистов и юристов активно обсуждало новость про чудесный алгоритм, который смог создать все возможные мелодии. Дело в том, что Дэмиен Рил – программист, юрист, а еще и музыкант, вместе программистом, а по совместительству музыкантом, Ноем Рубиным, придумали [1], как сделать так, чтобы больше никто никогда из музыкантов не спорил по поводу плагиата.

Идея оказалась довольно проста: они решили придумать все возможные мелодии, которые могут быть когда-либо созданы, а затем сделать так, чтобы они были в свободном доступе, а сами Дэмиен и Ной полностью отказались от прав на них, позволяя любым лицам их свободно использовать. Чтобы упростить задачу по придумыванию всех возможных мелодий, они решили прибегнуть к помощи современных технологий: разработали алгоритм, который работал схоже с тем, как работают программы, подбирающие пароли, — вот он и смог автоматически сгенерировать все возможные комбинации мелодий, записав их. Алгоритм просто взял и подобрал все возможные комбинации из 8 нот в 12 тактах, в итоге получив 68,7 миллиардов мелодий. Создатели алгоритма, похоже, полагают, что 68,7 миллиардов — и есть то самое абсолютное число всех возможных мелодий, которые когда-либо могут быть созданы людьми (или машинами). Правда, Дэмиан и Ной почему-то не учли, что мелодий, на самом деле, может быть больше, если в подборе учитывать еще и полутона. Но не может же все так работать сразу и идеально.

Можно, конечно, рассуждать, хороша ли в целом такая инициатива или нет, и как она повлияет в целом на музыку как явление абсолютно творческое. Однако же пока неясно, как эта утопическая идея будет применяться на практике, я предлагаю разобраться, что делать с плагиатом в музыке: когда он уже случился и как не стать его жертвой. Споры о так называемом «музыкальном плагиате» — очень распространенное явление. Музыканты обращаются в суды, обвиняя других музыкантов в том, что те незаконно скопировали их мелодии. Порой предметом этих споров становятся многомилионные претензии. Например, летом 2019 года Дидье Муруани, лидер французской группы Space, подал иск к Филиппу Киркорову на сумму в 272 миллиона рублей, обвинив российского певца в плагиате в песне «Жестокая любовь», в иске французскому исполнителю, правда, отказали, но сумма его изначальных требований заставляет задуматься и понервничать.

Чтобы разобраться, что такое плагиат в музыке и что с этим делать, я предлагаю представить несколько ситуаций и ответить на некоторые вопросы.

Что такое плагиат?

В законе такое понятие используется только в Уголовном кодексе Российской Федерации, где под ним понимается присвоение авторства. Плагиат, в частности, может состоять в объявлении себя автором чужого произведения, выпуске чужого произведения под своим именем, издании под своим именем произведения, созданного в соавторстве с другими лицами, без указания их имени. Если упростить, плагиат – это намеренные действия лица, когда чужое произведение выдается за его собственное. Причем, такие действия могут быть уголовным преступлением, если они причинили крупный ущерб автору (100 000 рублей).

Именно этот термин всегда у всех на слуху, когда идет речь о том, что кто-то незаконно заимствовал у другого лица созданное им произведение.

Плагиат в уголовно-правовом значении стоит отличать от незаконных действий лица по использованию произведения без согласия его автора. Только лицо, которое обладает правами на произведение, может его использовать и разрешать это делать другим лицам. Использование в отсутствие такого разрешения, даже если будет указано авторство, является нарушением. Такие действия подпадают уже под состав гражданско-правового нарушения, и зачастую большинство споров возникает именно по этому поводу.

Здесь и далее мы будем говорить о заимствовании, подразумевая под ним незаконные действия одного лица по использованию чужого произведения или его части в отсутствие согласия автора.

Почему вообще нельзя заимствовать чью-то музыку?

Музыкальное произведение охраняется как объект авторского права. Это значит, что у лица, которое создало музыкальное произведение, возникают права на него: право называться его автором, право требовать неприкосновенности произведения от его искажений, право использовать произведение и разрешать это делать другим по своему усмотрению. Если взять чью-то музыку без его разрешения, то это нарушит права ее создателя.

Мне кажется, я услышал по радио песню, музыка в которой очень похожа на сочиненную мной

Такое может случиться, причем это может оказаться простым совпадением: музыканты, порой сами того не осознавая, создают схожие мелодии, совпадающие в отдельных фрагментах. А может оказаться и явным заимствованием, когда целая мелодия или ее отдельные значимые части намеренно используются другим лицом.

Например, известен случай, когда Бьорн Ульвеус, известный как участник группы ABBA, за несколько лет до образования знаменитой группы, в составе группы The Hootenanny Singers записал песню «Gabrielle» [2], музыкальная часть которой полностью повторяет музыку, сочиненную Аркадием Островским к песне «Пусть всегда будет солнце» [3].

В то же время Юрий Шевчук, основатель группы ДДТ, когда слушатели заметили, как гитарный ход из песни «Предчувствие гражданской войны» [4] слишком уж напоминает песню Iggy Pop «The Passenger» [5], честно признался, что он вообще не думал о музыке, когда ее писал, а четыре эти звучащие так похоже аккорда просто сами всплыли в его голове.

В каком случае я могу предъявить претензию и настаивать, что кто-то явно заимствовал мою музыку?

Для начала необходимо убедиться, что имеет место заимствование. Для этого нужно сравнить две спорные мелодии. Как правило, для этого привлекают специальных экспертов, которые пытаются установить, есть ли сходство сравниваемых произведений, имеет ли место заимствование элементов музыкального произведения, и каких именно элементов, позволяют ли различия (если есть) двух музыкальных произведений говорить о их самостоятельности и т. д. Эксперты подробно анализируют музыкальные произведения и рассматривают гармонические и ритмо-метрические особенности мелодического рисунка сравниваемых произведений, наличие или отсутствие совпадений нот. Причем на такую экспертизу достаточно будет представить просто аудио/видеозапись исполнения спорного произведения, так как, скорее всего, у лица, подозревающего о наличии плагиата, доступа к копии нотной записи может не быть.

А еще нужно быть готовым, что Вам нужно будет доказать, что автором созданной музыки являетесь именно Вы.

Зачем мне такая экспертиза, если очевидно, что это явное заимствование моей музыки?

Это, может быть, и очевидно для Вас, но если дело дойдет до суда, то судья, который не обладает идеальным слухом и обычно не подкован в вопросах музыкальной грамоты, столкнется с проблемами при определении, есть ли тут правда какое-либо заимствование. Впрочем суд при необходимости сам сможет поставить вопрос о назначении такой экспертизы, а обратиться с претензией можно и без такой экспертизы, однако надо иметь на руках достаточные доказательства того, что используется именно Ваша музыка, например, нотные записи двух произведений (если они имеются в доступе), из которых явно следует, что последовательно совпадают значительное количество нот.

Насколько должно быть точным заимствование?

Самый простой вариант, когда нарушитель полностью заимствует всю музыку, например, он полностью берет мелодию и перекладывает ее на другие слова.

Но могут быть заимствованы и отдельные части произведения, например, вступление к песне или отдельный гитарный ход. Здесь, чтобы установить, имело ли место заимствование, нужно решить, являются ли отдельные части произведения настолько значимыми, что они охраняются самостоятельно, вне рамок целого музыкального произведения.

Произведение может быть не только просто скопировано, но и переработано другим лицом, что тоже нельзя делать в отсутствие согласия автора. Под такой переработкой понимается уже создание нового произведения на основе используемого. Так, если появляются существенные отступления от оригинального произведения (например, появляется возможность исполнения музыки на других инструментах при аранжировке и оркестровке), и такие отступления от идеи и формы оригинального музыкального произведения так значительны, что в итоге очевидно появляется новое произведение, то на лицо уже переработка. При этом переработка – это всегда процесс творческий, и результатом его должно быть привнесение в оригинальное произведение чего-то нового. Необходимо обратить внимание, что такие действия в отсутствие согласия автора оригинального произведения в любом случае оказываются незаконными.

На что я могу рассчитывать, если заимствование будет установлено?

Существует несколько способов защиты прав автора: привлечение нарушителя к гражданско-правовой ответственности, административной или в особых случаях даже уголовной. Самый действенный способ защиты, если конечная цель – сделать так, чтобы произведение никто больше не использовал, а понесенные от этого потери были возмещены – требовать запрета использования произведения и взыскания компенсации в рамках гражданско-правового спора.

Размер такой компенсации может исчисляться в пределах от 10 тысяч рублей до 5 миллионов рублей (за каждое нарушение), конкретную суммы в данном случае выбирает сам автор, но стоит иметь в виду, что суд в итоге может ее откорректировать по своему усмотрению. Еще такую компенсацию можно посчитать исходя из размера двойной цены, по которой обычно Вы предоставляете другим лицам право использовать произведение. Например, Вы предоставляете другим лицам свою музыку для использования на условиях лицензионного соглашения за 100 тысяч рублей, размер компенсации тогда может быть заявлен в размере 200 тысяч рублей.

Правда, нужно иметь в виду, что за такой компенсацией можно обращаться только в случае, если Вы не передали права на свою музыку другому лицу, например, звукозаписывающей компании. Если права были переданы, то такие требования будет вправе предъявлять уже только лицо, которое их получило.

Если произведение использовалось без указания Вас как автора, или просто нарушитель нагло выдавал за автора именно себя, то тогда можно требовать еще и взыскания компенсации морального вреда. Сумма такой компенсации тоже определяется по усмотрению автора, учитывая то, какие душевные и физические потери он понес в результате таких действий нарушителя. Стоит иметь в виду, правда, что суды неохотно взыскивают большие суммы компенсаций морального вреда, в среднем ограничивая аппетиты авторов в рамках от 10 до 50 тысяч рублей.

Можно, конечно, и подать заявление в правоохранительные органы, указав на признаки совершения уголовного преступления – плагиата, за его совершение лицо может быть наказано штрафом до 200 тысяч рублей или в размере заработной платы за 18 месяцев, обязательными работами до 480 часов или арестом на срок до 6 месяцев. Но это, скорее всего, не оправдает затраченные на это силы, и Вы сами вряд ли получите что-то, кроме морального удовлетворения от того, что Вы смогли таким образом отомстить злостному нарушителю Ваших прав.

На мою претензию ответили, что на самом деле это я — нарушитель, и это моя музыка – копия

Конечно же, лучшая защита – это нападение. Можно, правда, допустить, что автор, к которому Вы обратились с претензией, и правда, ничего не знал о Вашей музыке и написал свою независимо от Вас. Или автор где-то давно услышал Вашу мелодию, она запала ему в память и со временем он ее воспроизвел, искренне полагая, что он первый ее придумал.

В любом случае, независимо от мотивов такой линии защиты, Вам нужно позаботиться о том, чтобы были достаточные доказательства того, что Вы являетесь автором музыки, Вы создали ее раньше, а лицо, к которому Вы обратились с претензией, совершенно точно могло Вашу музыку слышать, а следовательно, и скопировать.

В качестве доказательств авторства может быть использована цифровая запись имени автора в файле с записью музыки, публикация исполнения композиции в Интернете с указанием автора и др.

Ко мне предъявили претензию, что я заимствовал отрывок чужой музыки, но я писал ее сам и ничего нигде не брал. Что мне делать?

Ситуация, обратная описанной выше. Для начала стоит послушать эту спорную музыку и понять, а похожа ли она вообще на то, что создали Вы. Если музыка, и правда, похожа, то нужно будет успокоиться и подумать, какие есть доказательства того, что музыка написана Вами самостоятельно и независимо от другого лица.

Здесь могут помочь опять любые публикации музыкального произведения с указанием Вашего авторства. Выигрышнее будет, если такие публикации были сделаны раньше, чем музыкальная запись, за которую Вам предъявили претензию. Могут помочь и аудио- или видеозаписи исполнения Вашей музыки, где будет указано, что Вы ее автор. Помогут и любые доказательства, свидетельствующие о том, что Вы никогда и близко не слышали музыку лица, которое направило Вам претензию, и знать не знали о его существовании. Это сможет сработать, если автор неизвестен, а музыка его нигде особо не исполнялась.

Вооружившись такими доказательствами, можно будет писать ответ на претензию с обоснованием того, что Ваше произведение создано раньше, независимо и самостоятельно. А еще было бы неплохо обратиться к юристу, он сможет подсказать, как лучше строить защиту в конкретной ситуации.

Подождите, а как сюда вписывается сэмплирование?

Хороший вопрос! С сэмплированием все не так просто и однозначно решено.

Сэмпл – это всегда небольшой звуковой отрывок, взятый из музыкальной композиции. Сэмпл – это звук, длящийся, как правило несколько тактов, буквально несколько секунд. Сэмплирование – процесс сочетания таких небольших звуковых отрывков путем их беспрерывного воспроизведения или зацикливания.

Обычно при сэмплировании берется совсем незначительный отрывок, таким образом не заимствуется все произведение или его значительная часть. С одной стороны, учитывая незначительный характер заимствования, кажется, что такое заимствование одного или нескольких звуков может допускаться без всякого согласия автора. С другой стороны, композиции, создаваемые на основе как раз таких сэмплов, становятся популярными, их создатели получают значительную прибыль, в то время как авторы изначального произведения, откуда и взяты сэмплы, не получают ничего, что не кажется справедливым.

Хорошей иллюстрацией того, что же делать с сэмплированием, является один судебный спор, который длился более 20 лет. Музыканты известной немецкой группы Kraftwerk, создающие электронную музыку, в конце 90-х годов обратились с иском к хип-хоп исполнительнице Сабрине Селтур, которая из композиции музыкантов «Металлом по металлу» взяла двухсекундный отрывок в качестве сэмлпа для своей песни. Суд длился долго и противоречиво. В 2012 году Верховный суд Германии решил, что такое использование незаконно, Конституционный Суд Германии уже позже сказал, наоборот, что такое использование должно допускаться: двухсекундное заимствование – очень незначительно, на фоне нового и независимого произведения, созданного певицей, отдельно отметив, что такие заимствования — обычное дело для хип-хопа. В 2019 году музыкантам все же удалось добиться своей правды: уже Европейский Суд вынес решение, согласно которому такое использование даже двухсекундного отрывка является воспроизведением произведения, на что необходимо согласие его авторов.

Стоит отметить, что практика подобных судебных споров по поводу сэмплирования в России нам неизвестна. Тем не менее то, что заимствование даже незначительного отрывка музыкальной композиции может стать предметом спора, стоит иметь в виду.

Когда что-то созданное большими усилиями оказывается в руках других лиц – это всегда неприятно. Музыка, будучи явлением очень тонким, оказывается наиболее уязвимой для ее присвоения другими лицами без особых усилий. А понимать, как именно защищать свою музыку, если кто-то ее решил присвоить, или знать, что делать, если другое лицо обвиняет в таком присвоении Вас, оказывается очень важным, учитывая возможные споры в связи с этим.

[1] https://www.vice.com/en_us/article/wxepzw/musicians-algorithmically-generate-every-possible-melody-release-them-to-public-domain

[2] https://www.youtube.com/watch?v=OKskFdD-0Fk

[3] https://www.youtube.com/watch?v=qKtN-qOMDLo

[4] https://www.youtube.com/watch?v=Eqcyt0Gwhjw

[5] https://www.youtube.com/watch?v=hM7LCXiWOSI

ПОДЕЛИТЬСЯ

Кирилл Саськов

Адвокат
Партнер, Руководитель корпоративной и арбитражной практики

Cкачать VCARD

ПРОЕКТЫ