Комментарии в СМИ
«Турбизнесу очертили границы»
Мария Жилина, юрист корпоративной и арбитражной практики «Качкин и Партнеры», оценивает законодательные инициативы по реформированию рынка туристических услуг в России.
После череды банкротств крупных российских туроператоров, в числе которых оказались такие гиганты, как «Верса», «Нева» и «Лабиринт», российские власти решили усилить контроль над отраслью. Министерство культуры, куратор сферы туризма, предлагает увеличить финансовую нагрузку на участников рынка. Минимальная финансовая гарантия должна составить 50 млн рублей, а финансовое обеспечение для турагентств — не менее 500 тыс. рублей. Участники рынка, в свою очередь, опасаются, что инициативы могут негативно повлиять на средний и малый бизнес.
После ухода с туристического рынка Петербурга «большой тройки» («Версы» «Невы» и «Солвекс Турне»), занимавшей в совокупности до 50% регионального рынка, крупных игроков в городе фактически не осталось. При этом массовый крах операторов выездного туризма пока что кардинально не изменил структуру местного рынка.
Успеть занять нишу
Говорить об экспансии со стороны федеральных игроков, таких как «Библио-Глобус», Pegas Touirstik, TUI, Tez Tour, пока не приходится — нарастить объемы в ближайшее время они вряд ли смогут. Доли на массовых направлениях — Турция, Египет, Тунис — они будут наращивать постепенно и крайне осторожно, прогнозируют наблюдатели. Что же касается оставшихся в городе небольших операторов, то из-за недостатка ресурсов они вряд ли смогут заполнить образовавшиеся лакуны. В число крупнейших из них входят «Аврора-БГ», «Конти Плюс», «Петротур», «Питертур», «Вест Тревел», «Нево-Стиль.Клуб», «Звезды путешествий», «Солеанс». Скорее всего, эти компании разойдутся по нишам с небольшим, но стабильным доходом, при этом делая ставку на рейсовые, а не чартерные перевозки.
Участники рынка отмечают, что из-за высокого уровня недоверия к туристическому рынку за минувший летний сезон число клиентов у туроператоров снизилось примерно на треть, а бронирование туров на зимние праздники сейчас и вовсе замерло — большинство клиентов сомневается в платежеспособности и добросовестности операторов.
«Падение на рынке большое, около 30%. Из-за того, что курс евро сильно давит на клиентов, продажи на новогодние туры идут довольно плохо. Мы замечаем такую тенденцию, что если курс евро стабилен хотя бы в течение нескольких дней, продажи тут же начинают расти», — говорит генеральный директор «Авроры-БГ» Любомир Христов.
Дополнительной проблемой для участников рынка в ближайшее время станет законодательное реформирование туристического рынка. Пока ни одна из инициатив не принята в Госдуме, все законопроекты находятся на разных стадиях согласования. Участникам рынка очевидно, что в любом случае инициативы будут направлены на увеличение финансовой нагрузки. Значительно вырастет общий объем обязательных взносов в совместные фонды, а в случае введения дополнительных гарантий для туристов возрастет и стоимость договоров с перевозчиками.
Законодательный инструмент
В Министерстве культуры, курирующем туристическую отрасль, корреспонденту «Ъ — Юридический форум» сообщили, что в текущем году был разработан ряд законов, направленных на стимулирование внутреннего и въездного туризма и госрегулирование сферы выездного туризма. Часть инициатив носит социальный характер.
Так, согласно проекту федерального закона «О внесении изменений в статьи 255 и 270 Налогового кодекса Российской Федерации», работодатели смогут включать в расходы компании затраты на приобретение путевок сотрудникам, включая членов их семей, на отдых внутри страны (не более 50 тыс. рублей на человека в год). Предполагается, что поощрять путевками будут лучших сотрудников, а также работников, относящихся к льготным категориям граждан.
Еще один проект федерального закона «О внесении изменений в статью 219 Налогового кодекса Российской Федерации» позволит россиянам возвращать 13% от стоимости путевки через налоговый вычет (при условии отдыха на территории Российской Федерации). При этом налогооблагаемая база сокращается не более чем на 50 тыс. рублей в год. Эта мера направлена на то, чтобы стимулировать граждан путешествовать по своей стране, говорят в Минкульте. Целевая категория — население со средними доходами, молодежь, многодетные семьи.
Наибольшее влияние на туристическую отрасль окажет проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях усиления ответственности участников туристского рынка и повышения уровня правовой защиты туристов, выезжающих за пределы территории Российской Федерации». Предлагаемые законопроектом изменения направлены на повышение защиты интересов потребителей туристических услуг и качества предоставляемых услуг, на создание прозрачного и контролируемого туристического рынка, а также на усиление ответственности туроператоров.
Среди инициатив: создание на базе «Турпомощи» фонда «персональной ответственности туроператора» с отчислением в него не менее 100 рублей с каждого тура, а также повышение взносов в «резервный» фонд «Турпомощи». Для усиления регуляции рынка предлагается создать единый реестр турагентств наподобие реестра туроператоров. Кроме того, планируется наделить Ростуризм функцией контроля за туроператорами, в том числе с возможностью их исключения из реестра.
Также предлагается скорректировать размер финансового обеспечения ответственности туроператора: в сфере выездного туризма он не может быть менее 3% (на 2015 год), а с 2016 года 5% от общей годовой цены туристского продукта в сфере выездного туризма за год, предшествующий отчетному, но не менее 50 млн рублей, отмечает юрист компании «Максима Лигал» Наталья Зеленцова.
В части гарантий для клиентов туроператоров уже обязали выдавать туристам на руки все необходимые для путешествия документы, в том числе авиабилеты, за сутки до поездки.
Кроме того, Минкультуры предлагает ввести положение об обязательном информировании туриста о возможности добровольного страхования туристических рисков, в том числе связанных с приостановкой деятельности туроператора.
Инициативы не для малых
В целом юристы положительно оценивают инициативы властей и считают, что нововведения направлены на то, чтобы в будущем не допустить кризиса, возникшего в туристической сфере в этом году.
«На наш взгляд, данные изменения действительно могут способствовать большей прозрачности в сфере туристического бизнеса, увеличению уровня защищенности туристов и распределению рисков неисполнения туроператорами и турагентами принятых обязательств. Однако в каком виде будут приняты эти меры и будут ли они приняты вообще, предсказать невозможно», — говорит юрист корпоративной и арбитражной практики адвокатского бюро «Качкин и партнеры» Мария Жилина.
Наталья Зеленцова отмечает, что предложения о внесении изменений в федеральное законодательство связаны с неполнотой и противоречивостью правовых норм, регулирующих туристическую деятельность хозяйствующих в этой области субъектов, а также с недостаточной разработанностью понятийного аппарата. «Большое количество различных предложений позволяет говорить о стремлении разработчиков к стабилизации рынка оказания туристических услуг в целом и закреплению надлежащих механизмом обеспечения и защиты прав туристов как потребителей в частности», — считает она.
Участники рынка сходятся во мнении, что туристическую отрасль нужно реформировать, и поддерживают идею наделения Ростуризма большими полномочиями, но одновременно с этим призывают не увеличивать финансовую нагрузку на бизнес, поскольку это может закрыть дорогу на рынок малым и средним компаниям.
«Законодателям было бы неплохо почувствовать тот дисбаланс, который может возникнуть между крупными и малыми предприятиями. Например, я считаю бессмыслицей инициативу об увеличении отчислений в «Турпомощь». Этот фонд собирает деньги на эвакуацию туристов в течение нескольких лет, и в этот кризисный год хватило средств на вывоз всех пострадавших. Я не думаю, что кризис повторится в таком масштабе еще раз, поэтому каждый год вносить в фонд большие суммы не имеет смысла, должно вестись некое постепенное накопление. Такое ощущение, что изменения готовятся больше в угоду крупных туроператоров. Эти условия очень тяжелы для маленьких операторов, а для больших они практически незаметны», — рассуждает Любомир Христов.
Генеральный директор Tez Tour Юрий Богданов отмечает, что пока инициативы не приняты, рано рассуждать о том, как они скажутся на рынке. Однако в случае если финансовая нагрузка на операторский и агентский бизнес все же увеличится, это отрезвит многих игроков.
«В этом случае средние и малые операторы, скорее всего, задумаются о прекращении своей деятельности и перейдут в агентский бизнес, поскольку не будут иметь финансовых объемов, достаточных для покрытия ежегодных взносов», — резюмирует Юрий Богданов.
Татьяна Дятел