Комментарии в СМИ

«Оформим быстро, недорого и без ошибок»

Евгений Ширстов, старший юрист практики по недвижимости и инвестициям «Качкин и Партнеры», высказал свое мнение о нововведениях в работе Росреестра.

За 20 с лишним лет существования частной собственности в России государственная система регистрации прав на недвижимое имущество прошла путь от технической регистрации недвижимости ПИБ (планово‑инвентаризационное бюро) до регистрации Управлением Росреестра.

По мнению участников рынка и простых потребителей, за это время процедура оформления недвижимости не только усложнилась, но и значительно подорожала.

От перемены имен смысл не меняется

Сегодня, согласно 131-й статье Гражданского кодекса Российской Федерации, все сделки с недвижимостью подлежат обязательной государственной регистрации. А порядок, сроки и стоимость регистрации определены Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» за № 122‑ФЗ от 21.07.2012.

В Петербурге регистрацию недвижимости и сделок с ней производит Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу. Это территориальный орган Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, сокращенное наименование – Управление Росреестра по Санкт-Петербургу (потребители привыкли называть его ГБР и ФРС).

«Столь частое переименование регистрирующего органа вызывает недоумение как у профессионалов, так и у граждан. Причины, обусловливающей смену только лишь наименования (так как никакие функции не прибавляются, не убавляются, подчинение не изменяется), на наш взгляд, – нет», – говорит Валерия Карпова, юрисконсульт юридической фирмы «Лигал Студио».

Бег по кругу

Любые регистрационные действия начинаются с договора, будь то купля-продажа, дарение, открытие завещания или регистрация вновь созданного объекта. После заключения договора, обязательно оформляемого в письменной форме, стороны должны собрать комплект документов для регистрации сделки. Перечень документов, необходимых для регистрации той или иной сделки, представлен в законе «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и на сайте Управления Росреестра по Санкт-Петербургу.

Стоит отметить, что закон о регистрации не делает различия между физическими и юридическими лицами, исключение составляет только размер государственной пошлины – для юридических лиц она больше.

«Заключают сделку (договор) в отношении объекта недвижимости стороны, то есть правообладатель и приобретатель права – это могут быть как юридические лица, так и физические. Выступать посредником или представителем от имени любой из сторон сделки может быть как доверенное лицо (например, родственник), так и специалист (например, нанятый или штатный юрист). В любом случае представитель будет действовать от имени и в интересах доверителя на основании нотариальной доверенности», – объясняет г‑жа Карпова.

Комплект документов на оформление недвижимости передается специалисту Росреестра и проходит ряд важнейших проверок. Для начала – это государственная экспертиза, после которой эксперт сверяет оригиналы сданных документов с имеющимися копиями в регистрационном деле Управления Росреестра и правильность поступивших для регистрации права собственности договоров отчуждения недвижимости или документов о сделках. Если никаких нарушений не найдено, документы идут на проверку в отдел арестов Управления на предмет ограничения прав, различных притязаний, судебных исков. Если и этот этап благополучно пройден, данные нового собственника о регистрации прав заносятся в Единый государственный реестр прав (ЕГРП) на недвижимое имущество. Выписывается новое свидетельство о государственной регистрации права собственности.

При получении на руки зарегистрированных документов их необходимо проверить на технические ошибки. В течение трех дней в свидетельстве о регистрации права собственности бесплатно устранят допущенное нарушение.

Время – деньги

«Сроки регистрации перехода или возникновения права собственности на недвижимое имущество различаются в зависимости от вида сделки. Так, регистрация вновь созданного объекта – новой квартиры – производится в месячный срок, купля-продажа – в 21 день. Однако в связи с загруженностью Россреестра задержка по выдаче документов с регистрации иногда составляет от недели до двух месяцев, в зависимости от района города. Предположим, в центре – в Петроградском, Центральном, Адмиралтейском районах – задержки незначительны, а иногда и вообще отсутствуют. В стремительно развивающихся и активно строящихся районах – Приморском, Калининском, Курортном – задержки составляют минимум месяц», – рассказывает Валерия Карпова.

В соответствии с ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» срок регистрации прав на недвижимое имущество не должен превышать 30 календарных дней. Более того, на некоторые виды регистрации распоряжением петербургского Управления Росреестра установлены сокращенные сроки – от 5 до 20 дней. В реальности же регистрация сделок не проходит раньше 30 дней. Руководство Управления Росреестра объясняет задержки недостатком кадров, не желающих работать за 12–15 тыс. рублей в месяц с большой нагрузкой на них. Стоит пояснить, что сотрудники государственной службы в Управлении Росреестра должны иметь юридическое образование для приема документов на регистрацию права собственности и сделок, а также осуществлять государственную регистрацию прав собственности.

«В настоящее время в Санкт-Петербурге в центральном подразделении Росреестра и во многих районных отделах ситуация достаточно сложная, – комментирует Евгений Ширстов, старший юрист практики по недвижимости и инвестициям компании «Качкин и партнеры». – Несмотря на электронную очередь, получение необходимых талончиков осуществляется по живой очереди на основании «списков», составленных порой на несколько дней вперед. При этом первые места этих списков заняты риэлторскими компаниями, которые могут подавать документы по нескольким объектам за раз. Зачастую их количество превышает установленный лимит, особенно если отношения с принимающим специалистом сложились дружественные. Более того, каких-то специальных условий или разрешений для подачи документов риэлторами, кроме наличия доверенности, не установлено. Впрочем, такая ситуация касается лишь подачи документов по доверенности и всех сделок юридических лиц. Для граждан, совершающих сделки и сдающих документы от собственного имени, существует своя очередь».

Адвокатские консультации предлагают услуги по срочной регистрации документов в УФРС. Они обещают минимизировать затраты времени на подготовку пакета документов и собственно процесс регистрации. «Мы действуем только законными методами: ускорение процесса регистрации в ФРС происходит за счет накопленного опыта и знаний наших сотрудников. Мы гарантируем качество и полное выполнение взятых на себя обязательств», – гласит рекламный слоган одной из компаний. Стоимость срочной регистрации – от 5000 рублей.

Кроме того, в Петербурге сегодня распространены так называемые единые центры документов, предоставляющие спектр услуг от проверки документов, через нотариуса и сейфинг до получения зарегистрированных свидетельств и договоров.

С одной стороны, это значительно упрощает и облегчает процесс заключения сделки и предоставляет дополнительную гарантию законности. С другой стороны, ощутимо увеличивает стоимость процедуры.

мнение

Евгений Ширстов, старший юрист практики по недвижимости и инвестициям компании «Качкин и партнеры»:

– В последнее время работа с регистрирующими органами отчасти была упрощена за счет введения электронных форм взаимодействия. Но реально упростилось лишь получение выписок из ЕГРП, подача же документов через электронный портал является не столь удобной, так как фактически не избавляет от необходимости стоять в очереди для подачи оригиналов документов и требует при этом траты времени на создание их электронного пакета. Однако нельзя сказать, что существующая система работает плохо. Вся необходимая информация о документах, оплате госпошлины, процессе их подачи и получения содержится в Интернете. Во многих подразделениях Росреестра организованы электронные очереди, предварительная запись на подачу документов, выделены специальные раздельные дни для подачи документов гражданами, юридическими лицами, риэлторскими организациями. В таких регионах проблем с государственной регистрацией прав практически нет, все сроки соблюдаются. Однако ситуация может быть разной в зависимости от региона и организации работы подчиненных.

Наталья Бурковская

Ссылка на источник

Дмитрий Некрестьянов

Адвокат, к.ю.н.
Партнер
Руководитель практики по недвижимости и инвестициям

Cкачать VCARD
Дмитрий Некрестьянов

Адвокат, к.ю.н.
Партнер
Руководитель практики по недвижимости и инвестициям

Cкачать VCARD

ПРОЕКТЫ