Комментарии в СМИ
«Мнение: условия получения статуса «стратегического» инвестора малопривлекательны для бизнеса»
Условия получения статуса «стратегического» инвестора малопривлекательны и трудновыполнимы для бизнеса. Такое мнение высказал партнер, руководитель практики по недвижимости и инвестициям «Качкин и Партнеры» Дмитрий Некрестьянов.
На прошлой неделе были направлены на рассмотрение в Законодательное собрание поправки в закон «О стратегических инвестиционных проектах, стратегических инвесторах и стратегических партнерах Санкт-Петербурга». Цель этого закона — стимулировать масштабные инвестиции в приоритетные отрасли, а получение статуса дает право на получение земельных участков без торгов и право на налоговые льготы, что должно стимулировать инвесторов к таким инвестициям.
«В рамках предлагаемых изменений город наконец-то определяет обязательные условия соглашения со стратегическим инвестором, вводит механизм прекращения статуса стратегического инвестора и уточняет критерии, по которым подлежат отсеву кандидаты в такие инвесторы. Помимо абсолютно разумных предложений в проекте закона находятся очевидно избыточные и маловыполнимые требования», — отмечает юрист. Так, чтобы стать стратегическим инвестором надо одновременно соответствовать целому ряду условий. В частности, указывает эксперт, закон вводит критерий «наличия предыдущего опыта в проектах аналогичной отраслевой принадлежности». На практике это означает, что обладающие необходимыми ресурсами инвесторы (например, от нефтедобычи или нефтепереработки) не могут выступить инвестором в непрофильном бизнесе (к примеру, строить гостиницу), что сильно ограничивает круг возможных инвесторов в экономику Петербурга.
Но, по словам Дмитрия Некрестьянова, наибольшие вопросы вызывает введение в закон концепции «компенсация недополученных доходов бюджетом Санкт-Петербурга», которая по замыслу разработчиков должна означать, что в случае прекращения статуса по вине инвестора он обязан выплатить Санкт-Петербургу все якобы сэкономленные средства (видимо, компенсировать налоговую льготу и разницу в ставке аренды / инвестиционных отчислений). «Полагаем, что такая норма не соответствует федеральному законодательству, так как бюджет — не «предпринимательский кошелек», и понятие «недополученные доходы» не применимо к этим отношениям. В частности, применение налоговой льготы не может быть пересмотрено постфактум, если на момент ее получения критерий соблюдался. Юридически более правильным было бы давать отсрочку по соответствующим платежам инвесторам, а при успешной реализации стратегического проекта уже погашать отсроченный платеж за счет бюджета», — отмечает юрист.
В то же время, по его мнению, текущая редакция законопроекта стала существенно более проработанной, чем первоначальные его редакции, которые грозили вообще остановить поток стратегических инвестиций. Однако при прохождении проекта закона в ЗАКС надо устранить избыточные требования и сосредоточиться на основной цели — стратегическим инвестором может стать любой, у кого есть проект, интересный городу, и есть подтверждение платежеспособности этого лица, достаточное для реализации проекта.
Материал опубликован в разделе «Аналитика» портала Квадрат.ру 31.10.2016
Адвокат, к.ю.н.
Партнер
Руководитель практики по недвижимости и инвестициям