Блог

«Квест-рум» как объект авторского права

На вопрос о том, может ли такой популярный в последнее время в России вид развлечений, как квест, рассматриваться в качестве объекта авторского права, и что именно будет подлежать правовой защите, попыталась ответить руководитель практики по интеллектуальной собственности / информационным технологиям «Качкин и Партнеры» Екатерина Смирнова.

Все большую популярность в последнее время набирает такой вид развлекательных игр, как «квест-рум» или «escape room». Суть его заключается в том, что команду игроков запирают в помещении с тематическим антуражем, из которого им нужно выбраться, выполняя различные задания и решая разнообразные интеллектуальные ребусы. Сам концепт игры уже далеко не нов, и считается, что впервые такой формат развлечений был применен в США программистами Силиконовой долины в далеком 2006 году. Позже он стал приобретать все большую популярность и распространяться в Азии (Гонк-Конг, Сингапур), а позднее пришел и во все другие страны мира. В России квесты получили развитие уже в 2014 году, в особенности благодаря компании Клаустрофобия, одной из первых запустившей проект в Москве.

Интересным представляется вопрос: может ли квест рассматриваться как объект авторского права, и если да, то, что именно будет подлежать правовой защите?

Для ответа на этот вопрос необходимо, как минимум, разобраться, из чего состоит квест.

Прежде всего, квест – это особая идея / концепция, которая состоит в том, что группе участников необходимо за определенное время выбраться из реального игрового тематического пространства, преодолев определенные препятствия. Как известно, идеи и концепции не подлежат правовой защите авторским правом, а, следовательно, распространение кем-либо монополии на использование непосредственно концепции такой игры, как «квест» вряд ли является допустимым.

Кроме самой идеи, у каждого квеста есть свой сценарий. Сценарий является одной из главных составляющих каждого отдельного квеста, его отличительной особенностью. По оценке создателей квестов, разработка сценариев является одним из самых трудозатратных этапов на этапе создания квест-румов. Сценарии могут различаться по сюжетным линиям, по степени сложности, разновидностям головоломок и заданий, по количеству участвующих игроков. Оригинальный сценарий, созданный за счет творческого труда его разработчиков и выраженный в материальной форме, уже может потенциально рассматриваться как самостоятельный объект авторского права по аналогии со сценарием фильма или театральной постановки. При этом не стоит путать сценарий с «задумкой». Так, например, автору представляется вполне допустимым создание двумя компаниями-конкурентами квестов, в основе каждого из которых лежит идея о том, что участники игры попадают, скажем, на химический завод довоенного времени, где испытывались секретные радиоактивные вещества. Распространение авторской монополии на подобные задумки было бы не вполне обоснованным, так как она теоретически может прийти в головы независимо сразу нескольким лицам, а также такая монополия в конечном итоге не оставила бы никакого пространства для дальнейшего творчества в данной сфере. Другое дело, если, помимо задумки, устроить квест на том же химическом заводе, но детально разработать все головоломки, ребусы, порядок их разгадывания, конкретный алгоритм действий участников по мере прохождения квеста за определенное время, оригинальное развитие сценария при совершении тех или иных действий, название квеста и зафиксировать все это в материальной форме. В таком случае при наличии творческой составляющей (которая презюмируется), такой сценарий вполне может рассматриваться, по мнению автора, как объект авторского права и быть защищенным от использования третьими лицами без согласия автора / правообладателя.

Представляется, что дизайн квест-рума, оригинальный план помещения, его декорации тоже могут быть объектами авторского права и подлежать правовой защите наравне со сценарием или в совокупности с ним. При определенных обстоятельствах допустимо представить ситуацию, когда оригинальные элементы дизайна можно было бы зарегистрировать и как промышленные образцы.

Практическое значение выявления потенциально охраняемых с точки зрения авторского права элементов квеста следующее. Надлежащее правовое оформление и защита сценария, декораций квест-рума позволяет правообладателю требовать от всех третьих лиц воздерживаться от их копирования, переработки и использования. Конечно, в основном это касается защиты от заимствований компаниями-конкурентами.

Еще одним интересным вопросом является допустимость использования отдельных названий и / или сценариев квестов, заимствованных у известных фильмов или книг. Так, например, одна из компаний по организации квест-румов дала следующие названия своим квестам: «Миссия невыполнима», «Звонок», «Чужой», «Сайлент Хилл». Помимо использования названий общеизвестных фильмов, в декорациях и сценариях таких квестов также использованы заимствования из соответствующих фильмов, которые явно будут рождать в головах участников игры ассоциации с такими фильмами. Является ли законным создание квестов с использованием известных произведений, их названий и персонажей, и нужно ли получать согласие правообладателей на такое использование? Будет ли считаться в таком случае квест производным произведением, созданным на основе известного, скажем, фильма? Нужно ли заключать лицензионный договор в таком случае? Нужно ли получать согласие правообладателя оригинального произведения? Автору представляется, что в определенных ситуациях можно дать утвердительный ответ на эти вопросы.

Автор пока не встречал судебной практики по таким делам, но вполне вероятно, она уже существует или появится в ближайшее время.

Кирилл Саськов

Адвокат
Партнер
Руководитель корпоративной и арбитражной практики

Cкачать VCARD

ПРОЕКТЫ