Комментарии в СМИ
«На что нужно обратить внимание «онлайн-клиникам»
О законодательных нововведениях в сфере телемедицины в своей авторской колонке рассуждает Екатерина Смирнова, руководитель практики по интеллектуальной собственности / информационным технологиям «Качкин и Партнеры».
С 1 января 2018 года вступил в силу основной массив изменений так называемого закона о телемедицине [1]. Документ регулирует широкий круг вопросов в сфере телемедицинских технологий по поводу дистанционного взаимодействия медицинских работников между собой, с пациентами и (или) их законными представителями, идентификацию и аутентификацию указанных лиц, электронный документооборот, единые информационные системы [2]. При этом закон рамочный, а основное регулирование будет закреплено в подзаконных нормативных актах, которые пока не приняты.
Из основного необходимо отметить, что законом был определен закрытый перечень разрешенных видов действий, которые могут оказываться с привлечением телемедицинских технологий:
- консилиум;
- консультация;
- дистанционное медицинское наблюдение за состоянием здоровья пациента.
Очень важно, что закон допустил проведение дистанционной первичной консультации только в целях профилактики, сбора и анализа жалоб пациента и данных анамнеза, оценки эффективности лечебно-диагностических мероприятий. Это значит, что врач либо может представлять рекомендацию, либо должен принять решение о необходимости проведения очного приема. По сути, это не «виртуальный визит к врачу», а вид медицинского ассистанса.
Дистанционное наблюдение за состоянием здоровья пациента может теперь назначаться только лечащим врачом и только после очного приема.
Участниками отношений по поводу предоставления телемедицинских услуг являются организации, непосредственно оказывающие медицинскую помощь; провайдеры информационных систем (представляют онлайн-платформу для оказания телемедицинских услуг) и сами пациенты. К сожалению, правой статус провайдера, его права и обязанности, а что самое главное — пределы ответственности законодательно так и не были определены. Важно также понимать, что за вред, причиненный жизни и (или) здоровью граждан при оказании им медицинской помощи, отвечает медорганизация в объеме и порядке, установленными законом «Об основах охраны здоровья граждан в РФ».
На что обратить внимание «онлайн-клиникам»:
Прежде всего, провайдеру информационных систем необходимо заключить договоры с клиниками о предоставлении услуг по обеспечению телемедицинскими технологиями для оказания медицинской помощи пациенту. При этом необходимо обратить внимание на наличие у организации лицензии на осуществление медицинской деятельности; а если к консультированию привлекаются иностранные специалисты – аккредитации, медицинского образования, признанного в России, и разрешения на работу в стране.
Кроме того, необходимо грамотно прописать соглашение с пользователями онлайн-платформы по поводу условий предоставления сервиса, обработки и сохранности персональных данных.
Также новым законом устанавливается возможность получения пациентом с его согласия или по его запросу медицинских документов (медицинские заключения, справки, медицинские документы (их копии) и выписки из них). Что касается выдачи электронных рецептов на лекарственные препараты и медицинские изделия, то она станет возможной только с 1 января 2019 года [3] в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной подписью медицинского работника (в отношении электронных рецептов на наркотические средства и психотропные вещества — усиленной квалифицированной подписью лечащего врача или приравненного к нему работника и медицинской организации [4]).
[1] Федеральный закон от 29.07.2017 г. № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья».
[2] Пункт 22 статьи 2 Федерального закона от 21.112011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (в редакции ФЗ № 242-ФЗ).
[3] Пункт 3 статьи 78 Федерального закона от 21.11.2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (в редакции ФЗ № 242-ФЗ).
[4] Пункт 1 статьи 26 Федерального закона от 8.01.1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (в редакции ФЗ № 242-ФЗ).