Комментарии в СМИ

«Минцифры предложило ввести перечень отечественных социально значимых информационных ресурсов»

Юрист практики по интеллектуальной собственности и информационным технологиям адвокатского бюро «Качкин и Партнеры» Андрей Алексейчук комментирует материал о возможном введении социально значимых сайтов с бесплатным доступом к ним.

В проекте отмечается, что при доступе к таким ресурсам услуги связи по передаче данных и предоставлению доступа к Интернету могут оказывать абоненту – гражданину РФ бесплатно.
По мнению одного из экспертов, в случае принятия проекта в предложенной редакции возникает риск злоупотреблений, когда при признании сайтов социально значимыми члены комиссии или эксперты будут руководствоваться личными или политическими мотивами. Другая положительно оценила то, что возможность пользоваться важными госресурсами станет доступна большинству граждан.
Минцифры России представило для общественного обсуждения проект постановления Правительства РФ об утверждении порядка ведения перечня отечественных социально значимых информационных ресурсов. Согласно пояснительной записке проект направлен на реализацию поправок в Закон о связи, принятых 2 июля (Закон № 319-ФЗ), а также вносит изменения в Постановление Правительства РФ от 28 мая 2020 г. № 770.

Так, проект разработан во исполнение абз. 3 и 4 подп. «в» п. 4 ст. 1 Закона № 319-ФЗ, в соответствии с которыми Правительство РФ уполномочено устанавливать порядок ведения перечня отечественных социально значимых информационных ресурсов. Планируется, что при доступе к таким ресурсам услуги связи по передаче данных и по предоставлению доступа к Интернету могут оказываться абоненту – гражданину РФ бесплатно. Также проект определяет критерии отбора интернет-сайтов и информационных ресурсов для включения в указанный перечень.

Согласно проекту постановления в перечень отечественных социально значимых информационных ресурсов включаются:

а) официальные сайты госорганов и органов местного самоуправления, размещенные в российском государственном сегменте Интернета;

б) официальные сайты государственных внебюджетных фондов РФ в Интернете;

в) порталы государственных и муниципальных услуг;

г) иные информационные ресурсы, имеющие социальную значимость, в том числе направленные на духовно-нравственное воспитание молодого поколения и формирование культуры безопасного пользования Интернетом.

Проектом предусмотрены условия, при которых информационный ресурс включается в перечень. Так, владельцем ресурса могут являться: орган государственной власти РФ и субъекта Федерации, орган местного самоуправления, государственный внебюджетный фонд, российское юридическое лицо, а также гражданин РФ, в том числе имеющий статус индивидуального предпринимателя. Отмечено, что владелец информационного ресурса не может находиться в процессе ликвидации, и в отношении него не должна быть введена процедура банкротства, а деятельность не должна быть приостановлена. При этом высший орган управления российской некоммерческой организации – владельца информационного ресурса должен формироваться прямо и (или) косвенно гражданами РФ, и на ее решения не должно влиять иностранное лицо.

Отмечается, что информационные ресурсы, имеющие социальную значимость, в том числе направленные на духовно-нравственное воспитание молодого поколения, включаются в рассматриваемый перечень при соответствии дополнительным условиям. В частности, должны отсутствовать ограничения, установленные законодательством РФ, препятствующие использованию информационного ресурса на территории России, функционирование ресурса осуществляется в доменных зонах .ru, .рф, .su, .дети, .рус, а также иных доменах верхнего уровня, управление которыми осуществляется зарегистрированными на территории РФ юридическими лицами, являющимися зарегистрированными владельцами баз данных указанных доменов в международных организациях распределения сетевых адресов и доменных имен. Технические и программные средства, используемые для размещения и обеспечения функционирования информационного ресурса, также должны располагаться на территории России.

Информационные ресурсы, соответствующие указанным категориям, предлагается включать в перечень на основании решения правительственной комиссии по развитию производства и распространения отечественного аудиовизуального контента. Принимая решение, комиссия будет учитывать и дополнительные критерии, такие как количество платной для пользователя информации на информационном ресурсе, информации рекламного характера, видеоконтента, наличие или отсутствие контента, подгружаемого с зарубежных интернет-сервисов, а также общественную значимость информационного ресурса для граждан РФ. Помимо этого, к дополнительным критериям может быть отнесена доступность информации, размещенной на информационном ресурсе, для людей с ограниченными возможностями.

Согласно проекту постановления Минцифры ежегодно будет направлять на рассмотрение в правительственную комиссию предложения о включении ресурсов в рассматриваемый перечень. Для подготовки таких предложений ведомство вправе запросить у владельца информационного ресурса документы и материалы, подтверждающие соответствие указанным критериям и условиям. Поясняется, что для формирования предложений о включении информационных ресурсов в перечень Минцифры вправе создать экспертный совет, состав и порядок работы которого утверждает оно же.

Подчеркивается, что исключение информационного ресурса из перечня осуществляется при поступлении в Минцифры заявления владельца ресурса, а также в случае выявления факта несоответствия ресурса и (или) его владельца необходимым условиям. Выявление факта непредставления уведомления об изменении сведений информационного ресурса также является поводом для исключения.

Юрист практики по интеллектуальной собственности и информационным технологиям адвокатского бюро «Качкин и Партнеры» Андрей Алексейчук считает, что проект постановления не содержит однозначных критериев для отнесения сайтов к социально значимым. Он пояснил, что существует ряд обязательных критериев, касающихся размещения сайта в России, его принадлежности российским гражданам и организациям, а также использования российского программного обеспечения. Данные критерии и так следуют из закона. Иные многочисленные критерии, предусмотренные п. 7 проекта, по мнению Андрея Алексейчука, могут быть приняты во внимание правительственной комиссией при принятии решения, однако не являются обязательными.

Эксперт добавил, что правительственная комиссия вправе отнести к социально значимым любой сайт, доменное имя которого зарегистрировано в России и который соответствует минимальным обязательным критериям, по собственному, ничем не ограниченному усмотрению. «В этом случае возникает риск злоупотреблений, когда при признании сайтов социально значимыми члены комиссии или эксперты будут руководствоваться личными или политическими мотивами», – полагает Андрей Алексейчук.

Эксперт подчеркнул, что необходимость разработки проекта предусмотрена законом, однако текущий вариант может повлечь ряд негативных последствий. Так, по усмотрению правительственной комиссии одни сайты смогут получить необоснованное преимущество перед другими (в виде бесплатного доступа), что негативно скажется на конкуренции, считает Андрей Алексейчук. Также он предполагает, что, если правительственная комиссия начнет признавать социально значимыми популярные у пользователей сайты, операторы связи могут резко потерять доход, поскольку пользователи, приобретающие услуги доступа к Интернету, смогут использовать менее дорогие тарифы. В результате операторы связи будут вынуждены повышать стоимость и изменять линейки тарифов, что негативно отразится на всех пользователях в принципе, пояснил Андрей Алексейчук.

Адвокат АА МГКА «Власова и партнеры» Людмила Космовская отметила, что при оценке информационных ресурсов претендентов для внесения в перечень отечественных социально значимых обоснованно будут учитываться значимость ресурса для граждан, количество пользователей, направленность информации и др.

Эксперт пояснила, что специфика таких ресурсов в том, что операторы связи на основании Закона № 319-ФЗ обязаны с 1 декабря 2021 г. предоставлять абонентам доступ к этим ресурсам бесплатно. Людмила Космовская напомнила, что в качестве обоснования Закона № 319-ФЗ в пояснительной записке отмечалась необходимость обеспечения доступности госуслуг и возможности получения их в дистанционном режиме в условиях сложной санитарно-эпидемиологической обстановки и режима самоизоляции, а также поддержка социально незащищенных групп населения в условиях сокращения их доходов.

«С одной стороны, возможность пользоваться важными государственными ресурсами станет доступна большинству граждан. С другой, она, вероятно, будет оплачена “из кармана” платежеспособных абонентов, что может стать негативным следствием изменений», – полагает эксперт.

Анжела Арстанова

Материал опубликован на сайте «Адвокатской газеты» 10.11.2021

ПОДЕЛИТЬСЯ

Кирилл Саськов

Адвокат
Партнер
Руководитель корпоративной и арбитражной практики

Cкачать VCARD
Андрей Алексейчук

Адвокат
Юрист практики по интеллектуальной собственности / информационным технологиям

Cкачать VCARD

ПРОЕКТЫ