Комментарии в СМИ

«Миллиард рублей, выделенный на государственную кадастровую оценку недвижимости, будет осваивать госпредприятие»

Дмитрий Некрестьянов, руководитель практики по недвижимости и инвестициям «Качкин и Партнеры», поделился своим мнением о возможной корректировке проведения торгов по госзаказам.

По итогам конкурса миллиард рублей из бюджета, выделенный на государственную кадастровую оценку недвижимости, будет осваивать госпредприятие — ФКЦ «Земля». А что бы вы поменяли в системе государственных закупок?

Игорь ЛУЧКОВ,
директор департамента консалтинга и оценки NAI Becar:

— Система государственных закупок — это не документ, куда можно внести поправки, а определенный подход, который сложился на рынке. Поэтому изменить его очень сложно. Государство не ограничивается распределяющими, контролирующими и прочими функциями, а еще и оказывает услуги. Так оно становится участником рынка, имеющим определенные преимущества перед другими игроками. Это как футбольная команда, в которой играют еще и судьи.

Юрий ИОФФЕ,
вице-президент генподрядной компании STEP:

— Мы принципиально не участвуем в государственных тендерах. Сегодня система госзакупок настолько коррумпирована, что надо менять не что-то отдельное в ней, а ее полностью. Вся технология проведения тендеров выстроена непрофессионально, что отражается не только в подборе неадекватных участников торгов, но и в неверном определении стоимости заказа. Но пока нефть стоит около 90 долларов за баррель, власть предержащим и не нужно что-то менять.

Дмитрий ЩЕГЕЛЬСКИЙ,
генеральный директор АН «Бенуа»:

— Государство не должно конкурировать с бизнесом. Главная его задача — создавать для бизнесменов нормальные условия работы на законодательном, налоговом, контролирующем уровнях. На конкурсах и аукционах сегодня нередко встречаются случайные фирмы, которые вряд ли могут решить поставленные задачи. Думаю, таких игроков было бы меньше, будь система ответственности победителя жестче: финансовая, административная и т. п. При этом важно, чтобы санкции не просто были прописаны, а реально работали.

Игорь СИЛИВЕРСТОВ,
генеральный директор компании «Руструбпром»:

— Нужен дифференцированный подход к разным отраслям. Одно дело — покупать для госнужд компьютеры и авторучки, другое — проводить тендер на ремонт дорог. Не может быть универсальных правил игры. И последние примеры (с той же компанией «Флора») наглядно это доказывают.

Александр ЛЕЛИН,
генеральный директор ЗАО «Ленстройтрест»:

— Критиковать легко, а предложить действенные инструменты сложнее. Прежде всего, при размещении заказов надо учитывать реальный опыт конкурсантов. Этим мы отсекаем от участия новичков, но опыт — великая штука. Сама форма аукциона малоприемлема: в итоге мы или получаем недострой, или страдает качество. Кроме того, необходима некая независимая экспертиза, которая может оценить реальную стоимость работ. Пока стоимость диктует заказчик, многие государственные подряды для нормальных компаний просто убыточны.

Дмитрий НЕКРЕСТЬЯНОВ,
партнер юридической фирмы «Качкин и партнеры»:

— Нужно ввести систему банковских гарантий, которые должны будут предъявлять все участники торгов по госзаказам. Банки, заинтересованные в сохранности своих средств, гораздо лучше, чем чиновники, проверят обоснованность заявленных претендентами цифр.

Николай ЛАВРОВ,
исполнительный директор АН «Юринфо-Недвижимость»:

— В начале кризиса государство выделило огромные средства на поддержку «дефолтных» заемщиков, половина этих денег пошла на оплату работы контролирующих органов (которые и должны были отслеживать распределение помощи). Этим все сказано. Надо пересматривать всю систему тендеров: чтобы не было откатов, чтобы контракты не доставались преимущественно монополистам (которые зачастую готовы работать в убыток, лишь бы сохранить или нарастить свою долю рынка). Как это сделать — не представляю.

Ян АБУБАКИРОВ,
генеральный директор ГК «ТЭТРА Электрик»:

— Радует, что за последнее время система стала хоть немного более прозрачной. Можно в открытом доступе посмотреть, что именно и по какой цене планируется приобрести на тендерах. Однако главный фактор отбора — минимальная цена — не всегда приемлем. Печальная история с американскими мостами в очередной раз это доказала.
Выбирая подрядчиков на такие объекты, к ним нужно предъявлять особые требования, должна быть предусмотрена ответственность выигравшей организации: может быть, залог, который изымался бы при несоблюдении сроков, нарушении условий работ и т. д.

Максим ШУБАРЕВ,
председатель совета директоров Setl Group:

— Не так важно, кто победил, государственная компания или нет. Процедуре государственных закупок необходимы четкие критерии, позволяющие обеспечить качество выполненных подрядчиком работ. Необходима оценка профессионализма претендентов и их возможности выполнить эти работы. Если будут установлены жесткие критерии выбора победителей (помимо цены), то не будет лазеек и для коррупции.

Александр ВАХМИСТРОВ,
первый вице-президент Национального объединения строительных СРО:

— Никакие «косметические» изменения в 94 ФЗ не принесут ничего хорошего. Пока подрядчиков на крупные подряды выбирают на электронных торгах, в аукционах будут участвовать фирмы-«однодневки», которые с этой работой не справятся. И что бы мы ни прописали в условиях: параметры энергоэффективности или обязательность контрактов жизненного цикла, — ничего исполняться не будет. Для крупных проектов стоимостью, например, от 100 млн рублей необходимо использовать проформы FIDIC. Эти стандарты Международной федерации инженеров консультантов используются во всем мире.

Игорь ЛЕВИТ,
председатель совета директоров Группы ЛСР:

— Вроде бы уже все согласны, что существующая схема требует кардинального изменения, поскольку просто не работает. С одной стороны, она снижает коррупцию, но с другой — такой механизм не позволяет качественно выполнить работу за справедливую стоимость. Пока единственным критерием остается цена, а многомиллионные заказы будут размещаться через электронные торги, эффективного сотрудничества между государством и бизнесом не получится.

ПОДЕЛИТЬСЯ

Дмитрий Некрестьянов

Адвокат, к.ю.н.
Партнер
Руководитель практики по недвижимости и инвестициям

Cкачать VCARD

ПРОЕКТЫ