Новое в регулировании

Импортозамещение программного обеспечения

29.06.2015 был принят Федеральный закон № 188-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и статью 14 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»» (далее – Закон).

Будучи одним из первых шагов по формированию комплекса мер по импортозамещению программного обеспечения, Закон предусматривает создание единого реестра российских программ для ЭВМ и баз данных (далее – Реестр) в следующих целях:

  • расширение использования российских программ для ЭВМ и баз данных (далее – программное обеспечение);
  • подтверждение происхождения программного обеспечения из России;
  • оказание правообладателям программного обеспечения мер государственной поддержки.

Исходя из пояснительной записки к соответствующему законопроекту, правообладателям, включенным в Реестр программного обеспечения, можно ожидать не только мер государственной поддержки, но и предоставления преференций при осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд.

Об этом также свидетельствуют изменения, вносимые Законом в часть 3 статьи 14 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Указанная статья предусматривает право Правительства РФ устанавливать запреты (ограничения) на допуск иностранных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. Даже если из указанных запретов (ограничений) Правительством РФ установлены исключения, заказчики при наличии соответствующих обстоятельств обязаны размещать в единой информационной системе в сфере закупок обоснование невозможности соблюдения запретов (ограничений).

Учитывая изложенное, можно ожидать введение Правительством РФ запретов (ограничений) на допуск к закупкам программного обеспечения, которое не включено в Реестр.

Согласно Закону программное обеспечение, включаемое в Реестр, должно соответствовать следующим требованиям:

1. Исключительное право на программное обеспечение принадлежит одному либо нескольким лицам, указанным ниже:

(а) Российской Федерации, ее субъекту или муниципальному образованию;

(б) гражданину РФ;

(в) российской некоммерческой организации, высший орган управления которой формируется указанными в пунктах «а», «б» лицами;

(г) российской коммерческой организации, в которой суммарная доля прямого или косвенного участия лиц, указанных в пунктах «а», «б» составляет более 50%.

2. Программное обеспечение правомерно введено в гражданский оборот и свободно реализуется на территории РФ.

3. Общая сумма выплат по договорам, предусматривающим предоставление интеллектуальных прав, производство работ и оказание услуг по разработке, адаптации, модификации программного обеспечения в пользу иностранных лиц, их представителей и контролируемых ими российских организаций составляет менее 30% выручки правообладателя программного обеспечения за календарный год.

4. Сведения о программном обеспечении и его содержание не составляют государственную тайну.

5. Иные требования, установленные Правительством РФ.

Решение об отказе во включении программного обеспечения в Реестр может быть обжаловано правообладателем в суд в течение трех месяцев со дня получения такого решения.

Более подробно правила формирования и ведения реестра будут установлены Правительством РФ.

Закон вступает в силу с 01.01.2016.

Скачать PDF

Кирилл Саськов

Адвокат
Партнер
Руководитель корпоративной и арбитражной практики

Cкачать VCARD

ПРОЕКТЫ