Новое в регулировании
Обзор изменений российского законодательства в ИТ-сфере за III квартал 2023 года
В настоящий обзор включены принятые и опубликованные нормативно-правовые акты, письма и разъяснения государственных органов, а также проекты федеральных законов, уже принятых как минимум во втором чтении.
В третьем квартале 2023 года изменения в сфере информационных технологий коснулись единого магазина приложений, платформы цифрового рубля, требований к владельцам социальных сетей и информационных ресурсов.
Введена административная ответственность владельцев социальных сетей за неисполнение обязанностей по размещению отчета о результатах рассмотрения обращений о распространении незаконной информации, а также мониторингу социальной сети и принятию мер по ограничению доступа к информации.
Запрещена авторизация на российских сайтах с помощью иностранных электронных почтовых сервисов.
Установлена обязанность устанавливать единый магазин приложений на смартфоны и обеспечивать возможность безвозмездно использовать основные функции магазина приложений.
Также разрешено в ограниченном ряде случаев предъявлять вместо оригиналов документов их цифровые копии.
Урегулирован порядок расчетов цифровыми рублями: Банком России подготовлены стандарты платформы цифрового рубля, а также формы договоров между оператором платформы цифрового рубля с пользователями и участниками платформы.
Гражданам, работающим в ИТ-секторе, предоставляется отсрочка от срочной службы в армии до достижения или 30 лет, а также ИТ-специалистам до 35 лет предоставляется возможность получить льготный ипотечный кредит по ставке до 5% годовых без учета требований к размеру заработной платы.
Обзор составлен по состоянию на 30.09.2023.
Если у вас возникнут какие-либо вопросы, связанные с обзором, вы можете направить их нам по электронной почте info@kachkin.ru, и мы будем рады ответить на них.
1. Персональные данные
1.1. Дополнен порядок принятия решения о запрещении или об ограничении трансграничной передачи персональных данных в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан
Постановление Правительства РФ от 19.08.2023 № 1356 «О внесении изменения в Правила принятия решения уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных о запрещении или об ограничении трансграничной передачи персональных данных в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан»
Установлено, что в случае поступления от оператора уведомления о намерении осуществлять трансграничную передачу персональных данных взамен ранее направленного уведомления рассматривается вновь поступившее уведомление. Ранее поступившее уведомление рассмотрению не подлежит, об этом Роскомнадзор (РКН) информирует оператора в течение 3 рабочих дней с даты получения вновь поступившего уведомления.
Дата вступления в силу – 30.08.2023.
1.2. Разъяснены обязанности операторов персональных данных по поручению обработки иным лицам и соблюдению целей обработки персональных данных
Письмо Роскомнадзора от 14.07.2023 № 08ВМ-59834 «О рассмотрении обращения Ассоциации российских банков»
Если обработка персональных данных поручена оператором иному лицу (обработчику), то такое лицо может привлекать третье лицо (субобработчика), только если оно имеет на это право согласно поручению оператора и согласию субъекта персональных данных.
Если совершаются какие-либо действия, связанные с изменением состава обрабатываемых персональных данных, то при первоначальной реализации таких действий следует использовать базы данных, находящиеся на территории РФ. После этого актуализация данных осуществляется в копии базы данных, находящейся за пределами РФ.
Подтверждением соблюдения требований со стороны оператора применительно к требованиям о локализации персональных данных на территории РФ является предоставление таких документов как:
- заверенная блок-схема размещения рабочих мест, на которых осуществляется хранение персональных данных российских пользователей;
- справка о постановке на балансовый учет организации приобретенных серверных мощностей;
- договор купли-продажи серверных мощностей,
- договор аренды серверных мощностей (если оператор арендует технические площадки (ЦОД, серверные мощности) на территории РФ).
2. Информационные технологии
2.1. Введена административная ответственность за неисполнение владельцем социальной сети обязанности по мониторингу размещаемой информации и передаче отчетности в Роскомнадзор
Федеральный закон от 31.07.2023 № 401-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»
Неисполнение владельцем социальной сети обязанности по ежегодному размещению отчета о результатах рассмотрения обращений о распространяемой с нарушением закона информации, если такой отчет должен быть размещен в соответствии с законом «Об информации»[1], либо размещение сведений не в полном объеме или размещение недостоверных сведений – влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от 50 000 до 100 000 рублей, на должностных лиц – от 200 000 до 400 000 тысяч рублей, на юридических лиц – от 600 000 до 1 000 000 рублей.
Если владелец социальной сети не осуществляет мониторинг социальной сети и не принимает меры по ограничению доступа к противоправной информации, он может быть привлечен к административной ответственности в виде наложения штрафа на граждан в размере от 50 000 до 100 000 рублей, на должностных лиц – от 200 000 до 400 000 рублей, на юридических лиц – от 800 000 до 4 000 000 рублей.
Также за повторное совершение данного нарушения предусмотрен административный штраф на граждан в размере от 100 000 до 200 000 рублей, на должностных лиц – от 500 000 до 800 000 рублей, на юридических лиц – от 4 000 000 до 8 000 000.
Введена ответственность владельцев социальных сетей за непредставление или несвоевременное представление в Роскомнадзор данных, позволяющих идентифицировать владельца новостного агрегатора, аудиовизуального сервиса, социальной сети или сервиса размещения объявлений, или иной информации, необходимой для ведения реестра указанных субъектов, либо представление заведомо недостоверных сведений – административный штраф на граждан в размере от 10 000 до 30 000 рублей, на юридических лиц – от 50 000 до 300 000 рублей.
Также установлена ответственность за неисполнение владельцем социальной сети предписания Роскомнадзора об осуществлении мониторинга социальной сети в целях выявления информации, схожей до степени смешения с информацией, меры по удалению которой владелец данной или иной социальной сети обязан принимать на основании ранее направленного требования или уведомления Роскомнадзора – за такое правонарушение установлен административный штраф на граждан в размере от 100 000 до 200 000 рублей, на должностных лиц – от 500 000 до 800 000 рублей, на юридических лиц – от 4 000 000 до 6 000 000 рублей.
Дата вступления в силу – 01.09.2023.
2.2. Принят закон о запрете авторизации на российских сайтах с помощью иностранных электронных почтовых сервисов
Федеральный закон от 31.07.2023 № 406-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и Федеральный закон «О связи»
Поправки предусматривают, что владелец российского сайта в сети Интернет обязан проводить авторизацию пользователей одним из предусмотренных законом способов, а именно с использованием:
- российского номера телефона;
- единой системы идентификации и аутентификации;
- единой биометрической системы;
- иной информационной системы, владельцем которой является гражданин РФ или российское юридическое лицо.
2.3. Введены новые требования к деятельности провайдеров хостинга
Федеральный закон от 31.07.2023 № 406-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и Федеральный закон «О связи»
Законом предусматриваются новые обязанности провайдера хостинга, в частности:
- направить уведомление в Роскомнадзор о начале осуществления деятельности по предоставлению вычислительной мощности для размещения информации в информационной системе, постоянно подключенной к сети Интернет;
- обеспечивать реализацию требований о защите информации при осуществлении деятельности
- обеспечивать реализацию требований к вычислительной мощности, используемой провайдером хостинга, для проведения мероприятий органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности, а также принимать меры по недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения данных мероприятий.
При этом провайдеры хостингов вправе осуществлять деятельность по предоставлению вычислительной мощности, лицам, обратившимся к провайдеру хостинга, только после прохождения указанными лицами идентификации и (или) аутентификации в порядке, установленном Правительством РФ.
Предусмотрены основания исключения сведений о провайдере хостинга из реестра провайдеров хостинга. К ним в частности относятся:
- неустранение выявленных РКН нарушений, о которых уведомлен провайдер хостинга;
- непредставление в РКН провайдером хостинга сведений о принятых мерах, направленных на устранение выявленных РКН нарушений.
Дата вступления в силу – 31.07.2023 (за исключением отдельных положений).
2.4. Закреплены обязанности владельца информационного ресурса информировать пользователей об использовании рекомендательных технологий
Федеральный закон от 31.07.2023 № 408-ФЗ «О внесении изменения в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»
Закон «Об информации»[2] дополнен статьей, устанавливающей особенности предоставления информации с применением рекомендательных технологий. Рекомендательные технологии закон определяет как информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети Интернет, находящихся на территории РФ.
Владелец информационного ресурса, на котором применяются рекомендательные технологии, обязан:
- Не допускать применение рекомендательных технологий, которые нарушают права и законные интересы граждан и организаций, а также не допускать применение рекомендательных технологий в целях предоставления информации с нарушением законодательства РФ.
- Не допускать предоставление информации с применением рекомендательных технологий без информирования пользователей сети Интернет об их применении. Требования к содержанию информации о применении рекомендательных технологий и размещению такой информации устанавливаются Роскомнадзором.
- Разместить на информационном ресурсе, на котором применяются рекомендательные технологии, документ, устанавливающий правила применения рекомендательных технологий. Правила применения рекомендательных технологий должны содержать виды сведений, которые используются для предоставления информации с применением рекомендательных технологий, и методы сбора таких сведений. Такие правила размещаются на информационном ресурсе на русском языке и с возможностью безвозмездного доступа.
- Разместить на информационном ресурсе, на котором применяются рекомендательные технологии, адрес электронной почты для направления ему юридически значимых сообщений, свои фамилию и инициалы (для физического лица) или наименование (для юридического лица).
В случае нарушения правил применения рекомендательных технологий Роскомнадзор может запросить информацию об их применении и доступ к программно-техническим средствам, а также направить уведомление о необходимости принять меры по исправлению нарушений, которые владелец информационного ресурса обязан принять в течение 10 дней. При непринятии указанных мер владельцу информационного ресурса будет направлено требование о прекращении предоставления информации с применением рекомендательных технологий. В случае несоблюдения владельцем ресурса указанного требования, оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к сети Интернет, по требованию Роскомнадзора ограничивает доступ к информационному ресурсу.
В случае устранения нарушения владелец информационного ресурса может уведомить об этом Роскомнадзор. Если по итогам проверки уведомления Роскомнадзор убедится, что нарушения устранены, он уведомляет оператора связи о возобновлении доступа к информационному ресурсу.
При этом данные требования не распространяются на операторов государственных информационных систем, государственные органы и органы местного самоуправления.
Дата вступления в силу – 01.10.2023.
2.5. Закреплены правила предварительной установки единого магазина приложений на технически сложные товары
Постановление Правительства РФ от 26.08.2023 № 1399 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2020 г. № 1867»
Установлено, что предварительная установка единого магазина приложений осуществляется изготовителем товаров или иными лицами, уполномоченными изготовителем.
Лицо, ответственное за установление единого магазина приложений, также обязано:
- обеспечить сохранение на технически сложном товаре предварительно установленного единого магазина приложений при обновлении, в том числе после возврата технически сложного товара к заводским настройкам, а также при техническом обслуживании устройств;
- обеспечить не менее благоприятные условия использования потребителем предварительно установленного единого магазина приложений по отношению к иным программам;
- обеспечить недискриминационное отображение на экране технически сложных товаров единого магазина приложений по отношению к иным программам;
- обеспечить потребителю возможность отключения единого магазина приложений.
Версия предварительно установленного единого магазина приложений должна быть бесплатной для потребителя в момент первого включения устройства и в процессе обслуживания, включая обновления. Правообладатель единого магазина приложений может предлагать и распространять платные версии/платный расширенный функционал в процессе обслуживания (в том числе обновления). Если же потребитель откажется от платного обслуживания, правообладатель обязан сохранять возможность использования и функциональность установленного единого магазина приложений.
Изготовитель или уполномоченные им лица освобождаются от предварительной установки единого магазина приложений, если технические требования единого магазина приложений не соответствуют техническим характеристикам технически сложного товара или не являются совместимыми с системным программным обеспечением.
При этом изготовитель или уполномоченные им лица не освобождаются от предварительной установки единого магазина приложений, если запрет или иное ограничение на такую предварительную установку установлено правообладателем системного программного обеспечения или его аффилированными лицами.
Дата вступления в силу – 30.08.2023.
2.6. Обновлен перечень программ, которые должны быть предустановлены на отдельные виды технически сложных товаров в 2024 году
Распоряжение Правительства РФ от 01.08.2023 № 2063-р «Об утверждении перечня российских программ для электронных вычислительных машин, которые должны быть предварительно установлены на отдельные виды технически сложных товаров в 2024 году и о признании утратившими силу некоторых распоряжений Правительства РФ»
В новой редакции перечня в качестве поисковой системы, используемой без дополнительных настроек (по умолчанию), определена поисковая система Яндекс.
На смартфоны и планшеты будут устанавливаться приложения Дзен и Rutube. На телевизоры с возможностью установки программ из магазинов приложений – AMEDIATEKA, KION, Билайн ТВ, Триколор Кино и ТВ онлайн, Дом.ru Movix.
Дата вступления в силу – 01.01.2024.
2.7. Разрешено использовать приложение «Госуслуги» для удостоверения личности в определенных случаях
Указ Президента РФ от 18.09.2023 № 695 «О представлении сведений, содержащихся в документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, с использованием информационных технологий»
Граждане РФ могут предъявлять паспортные данные и данные иных документов, выданных государственными органами РФ, в электронной форме с использованием мобильного приложения федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)». Представление сведений с использованием мобильного приложения осуществляется добровольно.
Перечень случаев, в которых могут быть предъявлены цифровые документы, устанавливается Правительством РФ по согласованию с ФСБ России.
Минцифры России ведет реестр, содержащий данные о юридических лицах и видах их деятельности, для осуществления которых используются сведения, представленные с использованием мобильного приложения.
Дата вступления в силу – 18.09.2023.
2.8. Президентом даны поручения по внедрению технологий искусственного интеллекта
Перечень поручений по итогам совещания с членами Правительства (утв. Президентом РФ 6 сентября 2023 г.)
Правительству РФ поручено:
- обеспечить до 2030 года реализацию мер поддержки деятельности исследовательских центров в сфере искусственного интеллекта;
- обеспечить корректировку стратегий цифровой трансформации в целях ускоренного внедрения технологий искусственного интеллекта в деятельность государственных корпораций и организаций с государственным участием;
- ускорить установление требований об обязательном использовании хозяйствующими субъектами современных технологий, включая технологии искусственного интеллекта, при предоставлении хозяйствующим субъектам субсидий из федерального бюджета;
- принять дополнительные меры, направленные на повышение уровня компетенций в сфере искусственного интеллекта специалистов ключевых отраслей экономики и социальной сферы, специалистов по государственному и муниципальному управлению (также начиная с 2024 года необходимо обеспечить изучение «Системы искусственного интеллекта» в составе образовательных программ высшего образования и программ повышения квалификации в качестве обязательного модуля).
Также Правительство РФ должно рассмотреть следующие вопросы:
- формирование условий для создания суперкомпьютеров, в том числе посредством установления льгот и преференций для российских производителей комплектующих изделий к суперкомпьютерам;
- осуществление грантовой поддержки ученых, малых и средних технологических компаний;
- проанализировать разработку и реализацию на базе ведущих исследовательских центров в сфере искусственного интеллекта образовательных программ по подготовке специалистов, создающих большие языковые модели и технологии генеративного искусственного интеллекта;
- изучить разграничение ответственности за создание и использование технологий искусственного интеллекта и сложных нейросетей.
Правительству РФ совместно с Российской академией наук поручено осуществлять мониторинг расходования средств на финансирование научных исследований в сфере искусственного интеллекта.
2.9. Утвержден новый перечень видов деятельности в области информационных технологий для целей государственной аккредитации ИТ-компаний
Приказ Минцифры России от 11.05.2023 № 449 «Об утверждении перечня видов деятельности в области информационных технологий»
В перечень вошли: производство, проектирование вычислительной техники, компьютерного оборудования; проектирование в отношении информационных систем; оказание услуг в отношении 2D и 3D-моделей и визуализаций, цифровых копий физического объекта или процесса; производство оборудования средств связи; комплексное обслуживание ИТ-инфраструктуры; web-хостинг; оказание услуг по регистрации доменных имен и другие виды деятельности.
Дата вступления в силу – 26.08.2023.
[1] Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
[2] Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
3. Финансовые технологии
3.1. Подписаны законы о внедрении цифрового рубля и порядке расчетов цифровыми рублями
Федеральный закон от 24.07.2023 № 339-ФЗ «О внесении изменений в статьи 128 и 140 части первой, часть вторую и статьи 1128 и 1174 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации»
Федеральный закон от 24.07.2023 № 340-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Согласно внесенным изменениям, цифровой рубль отнесен к имущественным правам в качестве разновидности безналичных денежных средств.
За Банком России закрепляется статус оператора платформы цифрового рубля, предусматриваются порядок организации и обеспечения Банком России функционирования указанной платформы, особенности взыскания цифровых рублей, учитываемых на счете цифрового рубля должника.
Расчеты цифровыми рублями осуществляются путем их перевода Банком России в рамках платформы цифрового рубля в соответствии с законодательством о национальной платежной системе.
Порядок безналичных расчетов, расчетов платежными поручениями, расчетов по аккредитиву, по инкассо, чеками, а также в иных формах, предусмотренных законом, банковскими правилами или применяемыми в банковской практике обычаями, не применяется к порядку расчетов цифровым рублем. Также не осуществляется привлечение цифровых рублей во вклады (депозиты).
Дата вступления в силу федеральных законов – 01.08.2023.
Отдельные положения законов вступают в силу с 01.08.2024, 01.12.2025 и 01.12.2025.
3.2. Банк России определил правила бухгалтерского учета некредитными финансовыми организациями цифровых финансовых активов
Указание Банка России от 19.06.2023 № 6450-У «О внесении изменений в Положение Банка России от 25 октября 2017 года № 612-П»
Утилитарные цифровые права и цифровые финансовые активы внесены во многие разделы правил бухгалтерского учета. Например, дополнены правила бухгалтерского учета операций с ценными бумагами.
Признаны утратившими силу глава 12 «Бухгалтерский учет нематериальных активов отдельными некредитными финансовыми организациями» и глава 17 «Бухгалтерский учет вознаграждений работникам отдельными некредитными финансовыми организациями» Положения Банка России от 25.10.2017 №612-П (при отражении соответствующих операций необходимо руководствоваться иными нормативными актами Банка России).
Также внесены изменения в перечень символов доходов и расходов отчета о финансовых результатах.
Дата вступления в силу – 01.01.2024.
3.3. Внесены изменения в правила осуществления перевода денежных средств
Указание Банка России от 03.08.2023 № 6497-У «О внесении изменений в главу 1 Положения Банка России от 29 июня 2021 года № 762-П «О правилах осуществления перевода денежных средств»
Уточнены способы перевода денежных средств по банковским счетам и без их открытия с учетом нового вида операций с цифровыми рублями. Например, теперь кредитные организации могут осуществлять перевод денежных средств без открытия банковских счетов, в том числе с использованием электронных средств платежа, посредством уменьшения остатка электронных денежных средств плательщиков и увеличения остатка цифровых рублей на счетах цифрового рубля получателей средств.
Положение Банка России от 29.06.2021 № 762-П «О правилах осуществления перевода денежных средств» не распространяется на операции с цифровыми рублями, за исключением случаев, предусмотренных этим Положением.
Дата вступления в силе – 11.08.2023.
3.4. Разъяснены особенности использования кредитными организациями информационных систем и сервисов
Письмо Роскомнадзора от 27.07.2023 № 08ВМ-63651 «О результатах рассмотрения писем»
Перечень информационных систем и сервисов, запрещенных к использованию при оказании государственных услуг и в работе государственных компаний, опубликован на официальном сайте Роскомнадзора по адресу: https://rkn.gov.ru/news/rsoc/news74710.htm. Использование кредитными организациями информационных систем и сервисов, включенных в данный перечень, в указанных случаях будет являться нарушением запретов, установленных законом «Об информации»[1].
Также ведомство обращает внимание, что при передаче персональных данных и информации, необходимой для осуществления безналичных переводов и платежей, в целях обеспечения банковских процессов, рекомендуется использовать отечественные мессенджеры, например, такие как: ICQ, ТамТам, VK мессенджер, Яндекс.Мессенджер.
Передача информации о платежной активности клиентов банков третьим лицам должна осуществляться с соблюдением правовых оснований и с учетом принципов целеполагания, определенных в законе «О персональных данных»[2].
3.5. Банком России установлены тарифы на услуги оператора цифровой платформы
Решение Совета директоров Банка России от 03.08.2023 «О тарифах на услуги оператора платформы цифрового рубля (Оператор) для пользователей платформы цифрового рубля (Платформа), размерах вознаграждений, выплачиваемых Оператором участникам Платформы, максимальных значениях размера платы, взимаемой участниками Платформы с пользователей Платформы»
Документом установлены тарифы на услуги оператора для пользователей платформы; размеры вознаграждений, выплачиваемых оператором участникам платформы, за услуги по обеспечению информационного и технологического взаимодействия между пользователем платформы и платформой, при осуществлении пользователем расчетов цифровыми рублями; максимальные значения размера платы, взимаемой участниками платформы с пользователей платформы.
Тарифы за переводы цифровых рублей до конца 2024 года составят 0 рублей. С 2025 года за отдельные виды переводов будет взиматься плата. Например, за перевод цифровых рублей физическими лицами в пользу юридических лиц тариф составит 0,3% от суммы перевода, но не более 1500 рублей за один перевод (оплачивается получателем средств), за переводы между юридическими лицами – 15 рублей за один перевод (оплачивается плательщиком средств).
3.6. Установлен регламент процедуры операционно-технического взаимодействия финансового посредника и Банка России при осуществлении операций на платформе цифрового рубля
«Регламент по операционно-техническому взаимодействию Финансового посредника и Банка России при осуществлении операций на Платформе цифрового рубля» (утв. Банком России)
Регламент определяет операционные, технологические и иные условия взаимодействия между Банком России и участниками платформы – кредитными организациями при осуществлении операций с цифровыми рублями оператором платформы цифрового рубля. В Регламенте описываются процессы автоматизированной и ручной обработки нештатных ситуаций, возникших при обмене электронными сообщениями, описывается время доступности платформы цифрового рубля, способы организации поддержки финансовых посредников при возникновении исключительных ситуаций и финансовых претензий со стороны клиентов, уточняется процесс предоставления на платформе цифрового рубля реквизитов клиентов при предоставлении им доступа к цифровым счетам (кошелькам), уточняется текущий процесс проведения возврата средств.
3.7. Определен порядок подключения финансового посредника к платформе цифрового рубля и порядок его взаимодействия с Банком России относительно управления криптографическими ключами
«ЦВЦБ. Стандарт. Порядок подключения Финансового посредника к Платформе Цифрового Рубля. Версия 1.2» (утв. Банком России)
«Регламент взаимодействия Финансового посредника и Банка России при управлении криптографическими ключами Платформы Цифрового рубля (вторая редакция)» (утв. Банком России)
Стандарт предназначен для специалистов кредитных организаций, выполняющих или планирующих подключение к платформе цифрового рубля в качестве финансового посредника:
- службы информационных технологий и эксплуатации;
- команды разработки, вовлеченной в проект интеграции с платформой цифрового рубля;
- службы информационной безопасности;
- операционной службы.
В Стандарте установлены:
- порядок и параметры подключения кредитной организации к платформе цифрового рубля в качестве финансового посредника;
- порядок получения услуг платформы цифрового рубля.
Регламент определяет основные функции Банка России и финансового посредника, порядок первичного изготовления ключей финансового посредника, срок действия и порядок выпуска списка аннулированных сертификатов, порядок смены и уничтожения ключей.
3.8. Утвержден стандарт «Требования и рекомендации к пользовательским интерфейсам при совершении операций с цифровым рублем»
«Стандарт платформы цифрового рубля «Требования и рекомендации к пользовательским интерфейсам при совершении операций с цифровым рублем» Версия 1.0» (утв. Банком России)
Стандарт содержит описание минимальных требований, предъявляемых к пользовательским интерфейсам приложения клиента[3], предоставляемого платформы участником платформы цифрового рубля:
- для пользователей — физических лиц – установленного на мобильном устройстве пользователя (смартфоне, планшетном компьютере) под управлением операционной системы Android или iOS;
- для пользователей — юридических лиц – установленного в системе дистанционного банковского обслуживания.
Данные требования касаются реализации поддержки операций с цифровым рублем на стороне кредитной организации – участнике платформы цифрового рубля.
Стандартом установлены требования к пользовательским интерфейсам приложения клиента; порядок регистрации на платформе цифрового рубля; детально прописаны возможные действия на платформе цифрового рубля. Подробнее смотрите в тексте Стандарта.
3.9. Определены формы договоров счета цифрового рубля между оператором и пользователем платформы цифрового рубля, а также между оператором и участником платформы
«Договор счета цифрового рубля между оператором платформы цифрового рубля и пользователем платформы цифрового рубля» (приложение к письму Банка России)
«Договор счета цифрового рубля между оператором платформы цифрового рубля и участником платформы цифрового рубля» (приложение к письму Банка России)
Форма договора счета между оператором платформы цифрового рубля и пользователем предусматривает, что оператор платформы обязуется зачислять цифровые рубли, поступающие на открытый на платформе счет пользователя, списывать цифровые рубли, учитываемые на счете пользователя, а также выполнять распоряжения пользователя об осуществлении операций с цифровыми рублями. Пользователь платформы обязуется пользоваться счетом цифрового рубля в соответствии с правилами платформы цифрового рубля, уплачивать оператору платформы вознаграждение в соответствии с условиями договора.
Также в договоре определены порядок открытия, закрытия счета цифрового рубля и предоставления доступа к платформе, оплаты услуг, оказываемых в рамках платформы цифрового рубля; права и обязанности оператора платформы и пользователя; порядок использования приложения клиента и иные условия.
Форма договора счета между оператором и участником платформы определяет:
- отношения, возникающие между банком и клиентом при открытии, ведении и закрытии счета цифрового рубля клиента на платформе цифрового рубля;
- отношения, возникающие между банком и клиентом при предоставлении, приостановлении, возобновлении и прекращении доступа к платформе цифрового рубля пользователю платформы цифрового рубля, ведение банковского счета или формирование остатка электронных денежных средств, распоряжение которым осуществляется с использованием персонифицированного или корпоративного электронного средства платежа, которого осуществляет клиент, в соответствии с условиями обслуживания на платформе.
3.10. Банк России определил перечень, реквизиты, а также формы распоряжений для совершения операций с цифровыми рублями
«Альбом распоряжений для платформы цифрового рубля. Версия 2023.1» (разработан Банком России)
Альбом определяет перечень и реквизиты распоряжений для совершения операций с цифровыми рублями, а также формы указанных распоряжений в электронном виде, на бумажном носителе.
Альбом состоит из 3 разделов: перечень распоряжений для совершения операций с цифровыми рублями, а также общие особенности их использования; описание правил заполнения реквизитов распоряжений для совершения операций с цифровыми рублями; формы распоряжений для представления в электронном виде или на бумажном носителе.
При совершении операций с цифровыми рублями на платформе цифрового рубля применяются следующие распоряжения:
- распоряжение о пополнении счета цифрового рубля;
- распоряжение о выводе средств со счета цифрового рубля;
- распоряжение о переводе цифровых рублей.
Дата вступления в силу – 11.08.2023.
[1] Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 № 149-ФЗ.
[2] Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных».
[3] Программное обеспечение, позволяющее пользователю платформы цифрового рубля составлять, удостоверять и передавать распоряжения, установленное на его техническом устройстве стационарном или мобильном (включая смартфон, планшетный компьютер) или в другой системе дистанционного банковского обслуживания.
4. Государственная поддержка
4.1. Специалисты, работающие в сфере информационных технологий, в возрасте до 35 лет включительно смогут получить льготный ипотечный кредит по ставке до 5% годовых без учета требований к размеру заработной платы
Постановление Правительства РФ от 31.08.2023 № 1411 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и о приостановлении действия отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации по вопросам жилищного (ипотечного) кредитования граждан Российской Федерации»
Ранее требования к минимальному размеру заработной платы (150 000 рублей в Москве, 120 000 рублей в крупных городах, 70 000 в остальных местностях) распространялись на всех заемщиков в возрасте до 50 лет включительно.
Однако теперь закреплено, что требования к уровню заработной платы заемщика продолжают действовать только для лиц в возрасте от 36 до 50 лет включительно.
Дата вступления в силу – 09.09.2023.
4.2. Граждане, работающие в аккредитованных ИT-компаниях, смогут получать отсрочку от призыва на военную службу до достижения ими возраста 30 лет
Указ Президента РФ от 04.09.2023 № 660 «О внесении изменений в Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 1325, и в Указ Президента Российской Федерации от 2 марта 2022 г. № 83 «О мерах по обеспечению ускоренного развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации»
Граждане, работающие в аккредитованных ИТ-компаниях, получают право на получение отсрочки от призыва на военную службу до 30 лет только на период работы в этих организациях (ранее отсрочка предоставлялась до достижения возраста 27 лет).
Категории граждан РФ, которым предоставляется право на получение отсрочки, и порядок предоставления этого права определяются Правительством РФ[1].
Дата вступления в силу – 01.01.2024.
[1] Постановление Правительства РФ от 28.03.2022 № 490 «Об утверждении Правил предоставления права на получение отсрочки от призыва на военную службу гражданам Российской Федерации, работающим в аккредитованных организациях, осуществляющих деятельность в области информационных технологий».
5. Связь
5.1. Установлены новые обязанности владельцев точек обмена трафиком
Федеральный закон от 04.08.2023 № 473-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О связи»
Владельцами точек обмена трафиком являются операторы связи, провайдеры, дата-центры и другие субъекты.
В соответствии с новыми требованиями владельцы точек обмена трафиком должны:
- установить технические средства противодействия угрозам и соблюдать условия их установки;
- обеспечить пропуск трафика на подключенную сеть связи через технические средства противодействия угрозам. Исключением в данном случае являются такие случаи как пропуск трафика, обеспеченный интернет-оператором связи.
Внесены также изменения, касающиеся выдачи лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи, торгов на ее получение, а также приостановления, возобновления ее действия. Подробнее смотрите в тексте закона.
Дата вступления в силу – 01.09.2023.
Отдельные положения вступают в силу с 01.09.2024.
5.2. Установлена госпошлина за предоставление лицензии на оказание услуг связи
Федеральный закон от 28.09.2023 № 497-ФЗ «О внесении изменений в статьи 333.33 и 333.40 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»
За предоставление лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи, при осуществлении которой установлено обязательное лицензионное требование об обеспечении соблюдения требований к сетям и средствам связи для проведения оперативно-разыскных мероприятий, необходимо уплачивать госпошлину в размере 1 000 000 рублей по каждому наименованию услуг связи.
Дата вступления в силу – 01.01.2024.
5.3. Закреплен состав информации, подлежащей хранению владельцем технологической сети связи, и порядок ее предоставления уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности РФ
Постановление Правительства РФ от 01.09.2023 № 1441 «Об утверждении Правил хранения на территории Российской Федерации информации о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, текстовых сообщений, изображений, звуков, видео- или иных электронных сообщений, а также иной информации о взаимодействии пользователей информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, функционирующих в технологических сетях связи, собственники или иные владельцы которых имеют номер автономной системы, и информации об этих пользователях и предоставления ее уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации»
В состав указанной информации входит информация о фактах приема, передачи, доставки и/или обработки голосовой информации, текстовых сообщений, изображений, звуков, видео- или иных электронных сообщений, а также иной информации о взаимодействии пользователей информационных систем и программ для электронных вычислительных машин, функционирующих в технологических сетях связи, собственники или иные владельцы которых имеют номер автономной системы, и информации о пользователях. Подробнее состав информации смотрите в тексте постановления.
Владелец технологической сети связи обеспечивает хранение указанной информации на территории РФ в условиях, исключающих несанкционированный доступ со стороны третьих лиц. Указанная информация предоставляется подразделению ФСБ России, уполномоченному на взаимодействие с владельцем технологической сети, с использованием круглосуточно удаленного доступа к техническим средствам для проведения оперативно-разыскных мероприятий, в том числе в интересах других уполномоченных органов.
Допускается по согласованию с уполномоченным подразделением ФСБ России использование владельцем технологической сети для хранения информации технических средств накопления информации, принадлежащих иному владельцу технологической сети связи и/или оператору связи. Технические средства для проведения оперативно-разыскных мероприятий обеспечивают передачу информации на пункт управления уполномоченного подразделения ФСБ России в декодированном виде. Владелец технологической сети связи при взаимодействии с уполномоченными органами обеспечивает неразглашение информации о конкретных фактах и содержании такого взаимодействия.
Оценка соблюдения установленных требований будет осуществляться Роскомнадзором.
Дата вступления в силу – 01.09.2024.
Cрок действия – 01.09.2030.
6. Экспериментальные правовые режимы в сфере цифровых инноваций
6.1. В сфере цифровых инноваций по направлению медицинской деятельности установлен новый экспериментальный правовой режим
Постановление Правительства РФ от 18.07.2023 № 1164 «Об установлении экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций и утверждении Программы экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций по направлению медицинской деятельности, в том числе с применением телемедицинских технологий и технологий сбора и обработки сведений о состоянии здоровья и диагнозах граждан»
Суть экспериментального правового режима (ЭПР) заключается в расширении возможностей проведения консультаций пациента с применением телемедицинских технологий. Сделан акцент на проведении консультаций:
- при оказании медпомощи в плановой форме;
- при обращении по поводу заболевания (состояния), диагноз которого установлен пациенту на очном приеме лечащим врачом;
- при продолжении лечения по выбору пациента другим врачом (той же организации, стаж работы не менее 7 лет) по тому же заболеванию (состоянию) с возможностью коррекции назначенного лечения или назначения лечения (при его отсутствии).
Помимо этого, режим направлен на установление возможности назначения дистанционного наблюдения за состоянием здоровья пациента по результатам консультации с применением телемедицинских технологий.
Экспериментальный правовой режим устанавливается в целях:
- расширение состава, повышение качества или доступности товаров, работ и услуг;
- совершенствование общего регулирования по результатам реализации экспериментального правового режима;
- создание благоприятных условий для разработки и внедрения цифровых инноваций.
В рамках экспериментального правового режима применяются отраслевые цифровые технологии:
- технологии, направленные на цифровую трансформацию отраслей экономики, включая технологическую трансформацию процессов, задействованных в создании продуктов (услуг);
- технологий взаимодействия с контрагентами.
Срок действия ЭПР составляет 3 года и исчисляется с 01.08.2023. Срок участия субъектов в ЭПР составляет весь срок действия ЭПР.
Субъектами экспериментального режима являются: АО «Группа компаний «Медси»; АО «Медси 2»; ООО «Медси Санкт-Петербург»; ООО «Клиника на Петроградской стороне»; ООО «Медси-Пермь»; ООО «Медси-Ижевск»; ООО «МК Доктор рядом»; ООО «Доктор рядом»; ООО «Хорошее настроение»; ООО «КЛИНИКА НА МАРОСЕЙКЕ»; ООО «БЕРКАНАМЕДИКА»; АО «НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ СЕРВИС»; ООО «ИННОВАЦИОННАЯ МЕДИЦИНА»; ООО «М-ЛАЙН»; ООО «РенКлиника»; АО «Европейский Медицинский Центр»; ЧУЗ «Клиническая больница «РЖД-МЕДИЦИНА» города Смоленск»; ЧУЗ «Центральная клиническая больница «РЖД-МЕДИЦИНА»; ЧУЗ «Клиническая больница «РЖД-МЕДИЦИНА» города Ростов-на-Дону»; ЧУЗ «Клиническая больница «РЖД-МЕДИЦИНА» города Южно-Сахалинск»; ЧУЗ «Клиническая больница «РЖД-МЕДИЦИНА» города Омск»; ЧУЗ «Клиническая больница «РЖД-МЕДИЦИНА» города Краснодар»; ООО «Медориа»; ООО «Клиник-Тур»; ООО «Рефлекс Плюс»; ООО «Дженерал Медикал Центр-СП»; АО Медицинский центр «Врачъ»; ООО «ВОСТОК ЗАПАД».
Присоединение новых субъектов к экспериментальному правовому режиму возможно в порядке, установленном ст. 11 ФЗ № 258-ФЗ[1].
Дата вступления в силу – 28.07.2023.
6.2. Установлен экспериментальный правовой режим в сфере цифровых инноваций по эксплуатации сельскохозяйственных беспилотных авиационных систем
Постановление Правительства РФ от 16.09.2023 № 1510 «Об установлении экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций и утверждении Программы экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций по эксплуатации сельскохозяйственных беспилотных авиационных систем»
Целями экспериментального режима являются, в частности:
- обеспечение развития науки и социальной сферы;
- привлечение инвестиций в развитие предпринимательской деятельности в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации;
- создание благоприятных условий для разработки и внедрения цифровых инноваций.
Указанный ЭПР направлен на проектирование, производство и эксплуатацию транспортных средств, в том числе высокоавтоматизированных транспортных средств и гражданских беспилотных воздушных судов, аттестацию их операторов, предоставление транспортных и логистических услуг и организацию транспортного обслуживания.
ЭПР устанавливается на территориях Республики Татарстан, Алтайского и Ставропольского краев, Астраханской, Волгоградской, Воронежской, Липецкой, Нижегородской, Новосибирской, Саратовской, Тамбовской и Ульяновской областей.
Субъектом режима является ООО «Консорциум БАС» (оператор ЭПР), а также эксплуатанты сельскохозяйственных беспилотных авиационных систем: ООО «АГРИМАКС.АЭРО»; ООО «ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ ДРОНЫ»; ИП Прилепский Алексей Игоревич; ООО «Аэромакс-Авиа (Юг)»; ИП Цветков Дмитрий Александрович; ООО «Спектр БВС»; ООО «Тактические Технологии»; ассоциация владельцев и пользователей беспилотных воздушных судов в агропромышленном секторе; ООО «ЗОЛОТОЙ ПОЧАТОК»; ООО «Оптиплейн Аэродинамика»; АО научно-производственная компания «ПАНХ»; ООО «Делидрон»; ООО «КЗП-Трейдинг»; ООО «ЛЕТАЙ И СМОТРИ АГРО»; ООО «СанДжет»; ИП Крумян Анжелика Левоновна.
Постановлением установлен порядок присоединения к ЭПР.
Срок действия ЭПР составляет 3 года.
Дата вступления в силу – 27.09.2023.
[1] Федеральный закон «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации» от 31.07.2020 № 258-ФЗ.
7. Реклама
7.1. Обязанность указывать о себе сведения в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи установлена для самозанятых
Федеральный закон от 10.07.2023 № 302-ФЗ «О внесении изменения в статью 8 Федерального закона «О рекламе»
В рекламе товаров должны быть указаны:
- ФИО физлица;
- ИНН физлица.
Обязанность установлена в отношении лиц, применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» – самозанятых.
Дата вступления в силу – 01.09.2023.
7.2. Актуализированы индикаторы риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере рекламы
Приказ ФАС России от 05.06.2023 № 353/23 «Об утверждении индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере рекламы»
Первым индикатором является распространение рекламы:
- содержащей сравнение объекта рекламирования с иными товарами (услугами, лицами) с использованием терминов в превосходной степени (лучший, первый, номер один и т. д.);
- не имеющим указание на сведения, подтверждающие достоверность вышеизложенного;
- рекламодателем, в отношении рекламы которого в течение двух лет, предшествующих дате выявления распространения рекламы, был установлен факт нарушения законодательства Российской Федерации в части распространения недостоверной рекламы.
Вторым риском признано размещение рекламы:
- услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита;
- содержащей указание ставки по кредиту ниже, чем ключевая ставка, установленная Банком России;
- финансовой организацией, в отношении рекламы которой в течение двух лет, предшествующих дате выявления распространения рекламы, был установлен факт нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в части распространения недобросовестной, недостоверной рекламы или специальных требований к рекламе финансовых услуг.
Признан утратившим силу аналогичный приказ ФАС России от 16.12.2021 № 1424/21.
Дата вступления в силу – 14.07.2023.
- ФАС России разъяснила, какая информация относится к рекламе, а какая является иной информацией, не являющейся рекламой
Письмо ФАС России от 27.04.2023 № 08/32849/23 «Об информации в сети «Интернет»
Отнесение информации к рекламе или иной информации, не являющейся рекламой, осуществляется в каждом конкретном случае, так как это зависит от содержания такой информации и обстоятельств ее размещения.
По мнению ФАС России не является рекламой:
- информация о производимых или реализуемых товарах, размещенная на официальном сайте производителя или продавца, а также на страницах производителя или продавца в социальных сетях, если такие сведения предназначены для информирования посетителей сайта или страницы в социальной сети об ассортименте товаров, условиях их приобретения, ценах и скидках, правилах пользования;
- информация о хозяйственной деятельности компании, акциях и мероприятиях, проводимых компанией;
- информация, размещенная в справочно-каталожных изданиях, содержащая одинаковый набор сведений об организациях и сгруппированная по определенным рубрикам, если содержание информации едино для всех указанных юридических лиц во всех разделах каталога, что позволяет систематизировать информацию о хозяйствующих субъектах по разделам и рубрикам каталога для облегчения поиска организаций, занимающихся тем или иным видом деятельности;
- информация, распространяемая в виде описания товаров/услуг, новостных сообщений, в том числе анонсов акций, информационных материалов, портфолио и кейсов, содержащих информацию о товарах/услугах, в том числе посредством баннера и использования гиперссылки на официальном сайте, социальных сетях компании и платформе «Яндекс Дзен».
Однако, данная информация может быть признана рекламой, если она направлена не информирование потребителя о деятельности компании, товарах, акциях и другом, а на привлечение внимания к конкретному лицу, его товару, работе, услуге и их выделение среди однородных товаров, работ, услуг. Если информация компании размещена на сторонних ресурсах и формирует интерес к деятельности компании, ее товарам и услугам, такая информация может быть признана рекламой и на нее будут распространяться требования закона «О рекламе»[1].
[1] Федеральный закон «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ.
8. Иное
8.1. Установлен перечень уполномоченных органов иностранных государств и межправительственных организаций, которые осуществляют экспертизу национальных и региональных заявок и выдачу охранных документов (патентов) на объекты интеллектуальной собственности в соответствующих государствах или регионах
Распоряжение Правительства РФ от 24.07.2023 № 1972-р «Об утверждении перечня уполномоченных органов иностранных государств и межправительственных организаций, которые осуществляют экспертизу национальных и (или) региональных заявок и выдачу охранных документов (патентов) на объекты интеллектуальной собственности в соответствующих государствах или регионах»
В данный перечень вошли 104 уполномоченных органа иностранных государств (в том числе уполномоченный орган Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, уполномоченный орган Итальянской Республики, уполномоченный орган государства Израиль и т. д.).
Помимо данных органов в перечне присутствуют межправительственные организации:
- Африканская региональная организация интеллектуальной собственности;
- Африканская организация интеллектуальной собственности;
- Ведомство Европейского союза по интеллектуальной собственности;
- Евразийская патентная организация;
- Европейская патентная организация;
- Патентное ведомство совета по сотрудничеству арабских государств Персидского залива.
Дата вступления в силу – 01.01.2024.