Новое в регулировании

Обзор значимых изменений законодательства РФ в ИТ-сфере за 1 квартал 2020 года

В настоящий обзор включены принятые и опубликованные нормативно-правовые акты, письма и разъяснения государственных органов, а также проекты федеральных законов, уже принятых как минимум во втором чтении.

В настоящий обзор не включены нормативно-правовые акты, принятые в связи с пандемией коронавируса COVID-19, поскольку ситуация постоянно меняется, и новое регулирование появляется ежедневно, в связи с чем нормативные акты, включенные в обзор, к моменту его прочтения могут быть неактуальны. Для получения оперативной информации и аналитики рекомендуем посетить раздел «Коронавирус: правовая поддержка» на нашем сайте.

Также в указанный обзор не включен Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти», предусматривающий значительные поправки в Конституцию РФ, так как он не имеет прямого отношения к ИТ-сфере. Обращаем Ваше внимание, что поправки в Конституцию РФ были одобрены Конституционным Судом РФ, но их опубликование и определение срока вступления в силу будет осуществлено только после их одобрения в ходе общероссийского голосования, дата проведения которого на настоящий момент не определена в связи с пандемией коронавируса COVID-19.

I. ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ

Подробнее

Приказ Минпромторга России от 18.12.2019 № 4841 «Об утверждении порядка сбора и обработки данных, необходимых для разработки и актуализации информационно- технических справочников по наилучшим доступным технологиям». Зарегистрировано в Минюсте России 21.02.2020 № 57577.

Утвержден новый порядок сбора и обработки данных, необходимых для разработки и актуализации информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям

Взамен признанного утратившим силу Приказа Минпромторга России от 18.04.2017 № 1234, утвержден новый порядок сбора и обработки данных для необходимых для разработки и актуализации справочников по наилучшим доступным технологиям.

Такой сбор и обработка данных осуществляются в целях разработки и актуализации справочников и анализа данных, необходимых для определения технологических процессов, оборудования, технических способов, методов в качестве наилучшей доступной технологии на основе информации об организациях, осуществляющих хозяйственную деятельность в отраслях промышленности, применяемых ими технологиях, оборудовании, а также данных о сбросах и (или) выбросах загрязняющих веществ, образовании отходов, других факторах воздействия на окружающую среду, экономических показателях.

В частности, порядок определяет этапы сбора и обработки данных, порядок и сроки осуществления обработки данных, в том числе, особенности использования для этого информационной системы.

Начало действия документа — 07.03.2020.

II. ИНФОРМАЦИЯ, ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИЯ, ЗАЩИТА ИНФОРМАЦИИ

Подробнее

Постановление Правительства РФ от 18.02.2020 № 175 «О внесении изменения в пункт 5 Правил принятия уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти решений в отношении отдельных видов информации и материалов, распространяемых посредством информационно- телекоммуникационной сети Интернет, распространение которых в Российской Федерации запрещено»

Устанавливается, что федеральные органы исполнительной власти должны согласовывать с Роскомнадзором критерии для оценки запрещенной к распространению в сети Интернет информации

Вносятся изменения в порядок определения критериев оценки запрещенной к распространению информации в сети Интернет. В частности, устанавливается, что уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, принимающие решения в отношении отдельных видов информации и материалов, распространяемых посредством сети Интернет, распространение которых в Российской Федерации запрещено, к которым относятся МВД России, Роспотребнадзор, ФНС России, Росалкогольрегулирование, Росмолодежь, должны согласовывать критерии оценки информации с Роскомнадзором.

Начало действия документа — 28.02.2020.

III. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ

Подробнее

Договор о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров Евразийского экономического союза (Подписан в г. Москве 03.02.2020)

Государства-члены ЕАЭС заключили договор, регулирующий вопросы регистрации, охраны и использования товарных знаков, знаков обслуживания и наименований мест происхождения товаров ЕАЭС

Договором предусмотрена собственная наднациональная система регистрации товарных знаков на территории ЕАЭС. Заключенный договор, в частности, регулирует вопросы порядка подачи заявки на товарные знаки и знаки обслуживания, предварительной экспертизы заявки, устанавливает основания для отказа в регистрации и описывает вопросы особенностей обжалования решений национальных патентных ведомств.

В сферу действия Договора не входит регулирование сертификационных и гарантийных знаков, а также обозначений, которые не могут быть представлены в графическом виде.

Устанавливается, что регистрация товарного знака, знака обслуживания и наименования места происхождения товара Союза имеет в каждом государстве-члене силу национальной регистрации.

Прием заявок на товарный знак Союза и заявок на наименование места происхождения товара Союза будет осуществляться с даты получения Евразийской экономической комиссией последнего письменного уведомления от государства-члена об установлении в своем законодательстве видов юридически значимых действий и размеров пошлин.

Государства-члены должны информировать Евразийскую экономическую комиссию по дипломатическим каналам о государственных органах (организациях), ответственных за реализацию настоящего Договора.

Договор вступает в силу с даты получения депозитарием последнего письменного уведомления о выполнении государствами-членами внутригосударственных процедур, необходимых для вступления Договора в силу.

Приказ ФГБУ ФИПС от 20.01.2020 № 12 «Об утверждении Руководства по осуществлению административных процедур и действий в рамках предоставления государственной услуги по государственной регистрации товарного знака, знака обслуживания, коллективного знака и выдаче свидетельств на товарный знак, знак обслуживания, коллективный знак, их дубликатов»

Взамен ранее отмененного руководства ФГБУ «Федеральный институт промышленной собственности» разработало руководство по осуществлению административных процедур и действий в рамках процесса экспертизы заявок на товарные знаки и знаки обслуживания

Руководство адресовано работникам системы Роспатента, к компетенции которых относятся вопросы предоставления правовой охраны товарным знакам, в первую очередь, государственным экспертам по интеллектуальной собственности, а также может быть использовано заявителями, патентными поверенными и другими представителями заявителей при ведении дел с Роспатентом в связи с экспертизой заявки на товарный знак.

Руководство включает в себя вопросы особенностей:

  • приема и регистрации заявок на регистрацию товарного знака или знака обслуживания;
  • публикации в официальном бюллетене сведений о поданных заявках;
  • проверки уплаты пошлины и формальной экспертизы;
  • проверки   соответствия   заявленного   обозначения   требованиям   законодательства Российской Федерации;
  • рассмотрения  заявлений   и   ходатайств,   поданных   заявителем   по   собственной инициативе;
  • регистрации  товарного  знака  в  государственном  реестре,  публикации  сведений  о регистрации, выдаче свидетельства на товарный знак и его дубликата.

Положения руководства носят рекомендательный характер.

Приказ ФГБУ ФИПС от 20.01.2020 № 11 «Об утверждении Руководства по осуществлению административных процедур и действий в рамках предоставления государственной услуги по государственной регистрации промышленного образца и выдаче патента на промышленный образец, его дубликата»

Взамен ранее отмененного руководства ФГБУ «Федеральный институт промышленной собственности» разработало новое руководство по предоставлению государственной услуги по регистрации промышленного образца и выдаче патента на промышленный образец

Руководство адресовано работникам Роспатента системы Роспатента, к компетенции которых относятся вопросы предоставления государственной услуги, а также может быть использовано другими специалистами в области интеллектуальной собственности, в том числе патентоведами, патентными поверенными при ведении дел с Роспатентом в связи с предоставлением государственной услуги, преподавателями права интеллектуальной собственности, а также дизайнерами.

Руководство включает в себя вопросы особенностей:

  • государственной  регистрации   промышленного   образца   и   выдачи   патента   на промышленный образец;
  • приема и регистрация заявки на промышленный образец;
  • проведения формальной экспертизы и экспертизы по существу;
  • рассмотрения ходатайств и заявлений, поданных заявителем в ходе предоставления государственной услуги;
  • выдачи дубликата патента на промышленный образец и проверки уплаты пошлин. Положения Руководства носят рекомендательный характер.

IV. СВЯЗЬ   

Подробнее

Постановление Правительства РФ от 12.02.2020 № 126 «Об установке, эксплуатации и о модернизации в сети связи оператора связи технических средств противодействия угрозам устойчивости, безопасности и целостности функционирования на территории российской федерации информационно-телекоммуникационной сети Интернет и сети связи общего пользования»

Утверждены правила установки, эксплуатации и модернизации в сети связи оператора связи технических средств противодействия угрозам устойчивости, безопасности и целостности функционирования на территории Российской Федерации сети Интернет и сети связи общего пользования

Определено, что Роскомнадзор на основании данных о выданных лицензиях на оказание услуг связи и введенных в эксплуатацию сетях связи направляет в радиочастотную службу сведения об операторах связи, в сети связи которых предусматривается установка технических средств противодействия угрозам. Установка, эксплуатация и модернизация технических средств противодействия угрозам в сети связи оператора связи осуществляются в соответствии с разработанным радиочастотной службой планом мероприятий. Установка, эксплуатация и модернизация технических средств противодействия угрозам в сети связи оператора связи осуществляются радиочастотной службой совместно с уполномоченным представителем оператора связи в соответствии с планом мероприятий.

Начало действия документа — 25.02.2020.

Постановление Правительства РФ от 12.02.2020 № 127 «Об утверждении правил централизованного управления сетью связи общего пользования»

Правительством РФ утверждены правила централизованного управления сетью связи общего пользования, осуществляемого Роскомнадзором

Утвержденные правила определяют виды угроз устойчивости, безопасности и целостности функционирования на территории Российской Федерации сети Интернет и сети связи общего пользования, регламент определения угроз и меры по их устранению, требования к организационно-техническому взаимодействию в рамках централизованного управления, способы определения Роскомнадзором технической возможности исполнения указаний, передаваемых в рамках централизованного управления, а также условия и случаи, при которых оператор связи имеет право не направлять трафик через технические средства противодействия угрозам.

К лицам, участвующим в централизованном управлении, относятся операторы связи, собственники или иные владельцы технологических сетей связи, собственники или иные владельцы точек обмена трафиком, собственники или иные владельцы линий связи, пересекающих государственную границу Российской Федерации, организаторы распространения информации в сети Интернет или иные лица, имеющие номер автономной системы.

Начало действия документа — 25.02.2020.

Постановление Правительства РФ от 10.03.2020 № 260 «О внесении изменений в перечни лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания соответствующих услуг связи»

Внесены изменения в перечень лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания соответствующих услуг связи

Добавлено обязательное условие о наличии в Российской Федерации не менее одной станции сопряжения сети связи лицензиата, обеспечивающей взаимодействие с сетью связи общего пользования при оказании услуг связи с использованием спутниковой сети связи, находящейся под юрисдикцией иностранного государства в перечень лицензионных условий осуществления деятельности в следующих областях:

  • оказания услуг связи по предоставлению каналов связи;
  • оказания услуг связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации;
  • оказания услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации;
  • оказания телематических услуг связи.

Начало действия документа — 20.03.2020.

Приказ Минкомсвязи России от 07.10.2019 № 572 «Об утверждении требований к обеспечению функционирования точек обмена трафиком, включая требования к обеспечению устойчивого функционирования технических и программных средств связи, сооружений связи, а также порядка соблюдения требований, предусмотренных пунктом 4 статьи 56.2 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи». Зарегистрировано в Минюсте России 22.01.2020 № 57229

Утверждены требования к обеспечению владельцами точек обмена трафиком их устойчивого функционирования

Утвержденные требования к обеспечению функционирования точек обмена трафиком, включая требования к обеспечению устойчивого функционирования технических и программных средств связи, сооружений связи, а также порядок соблюдения требований, применяются собственниками или иными владельцами точек обмена трафиком при осуществлении ими своей деятельности.

Устанавливается, что владельцы точек обмена трафиком должны осуществлять проведение организационно-технических  мероприятий,  направленных  на  обеспечение  целостности сетей связи, их устойчивости и безопасности. Указанные владельцы должны обеспечивать передачу информации о нарушении работоспособности средств связи, функционировании средств связи в соответствии с установленными требованиями и обеспечивать необходимые меры для защиты их от несанкционированного доступа.

Также устанавливается порядок направления владельцем точек обмена трафиком владельцу сетей связи запроса о соблюдении владельцем сети связи требований, предусмотренных федеральным законом от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи». В случае несоблюдения указанных требований владелец точек обмена трафиком не вправе подключать к точкам обмена трафиком данную сеть связи.

Начало действия документа — 03.02.2020.

Приказ Минкомсвязи России от 09.10.2019 № 579 «Об утверждении требований к обеспечению устойчивого функционирования средств связи, обеспечивающих взаимодействие со средствами связи других операторов связи, собственников или иных владельцев технологических сетей связи, в том числе находящихся за пределами территории российской федерации». Зарегистрировано в Минюсте России 15.01.2020 № 57150

Утверждены требования к обеспечению устойчивого функционирования средств связи, обеспечивающих взаимодействие со средствами связи других операторов связи, в том числе находящихся за пределами территории Российской Федерации

Установлено, что разработанные требования распространяются на операторов связи, собственников или иных владельцев технологических сетей связи при наличии у них уникального идентификатора совокупности средств связи и иных технических средств в сети Интернет в целях обеспечения взаимодействия со средствами связи других операторов связи, собственников или иных владельцев технологических сетей связи, в том числе находящихся за пределами территории Российской Федерации.

Так, с 26.01.2020 владельцы средств связи должны обеспечить организацию бесперебойного энергоснабжения для устойчивого функционирования средств связи, обеспечивающих взаимодействие со средствами связи других операторов связи.

С 26.01.2023 владельцы средств связи должны также обеспечить выполнение таких требований, как обеспечение соответствия средств связи требованиям безопасности информации, осуществление гарантийной и технической поддержки средств связи только российскими юридическими лицами, осуществление модернизации средств связи только на территории России российскими юридическими лицами, исключение возможности нарушения работоспособности средств связи посредством несанкционированной передачи информации о состоянии и функционировании средств связи за пределы территории Российской Федерации.

Начало действия документа — 26.01.2020 (за исключением отдельных положений).

Приказ Минкомсвязи России от 10.10.2019 № 582 «Об утверждении требований к функционированию систем управления сетями связи при возникновении угроз устойчивости, безопасности и целостности функционирования на территории российской федерации информационно-телекоммуникационной сети Интернет и сети связи общего пользования». Зарегистрировано в Минюсте России 14.01.2020 № 57134

Утверждены требования к функционированию систем управления сетями связи при возникновении угроз устойчивости, безопасности и целостности функционирования на территории Российской Федерации сети Интернет и сети связи общего пользования

Утвержденные требования применяются операторами связи, собственниками или иными владельцами технологических сетей связи, имеющими уникальный идентификатор совокупности средств связи и иных технических средств в сети Интернет, собственниками или иными владельцами точек обмена трафиком.

Система управления сетью связи создается владельцем системы управления, предназначена для обеспечения управления сетью связи с территории Российской Федерации, предусматривает комплекс организационно-технических мероприятий в целях обеспечения устойчивости, безопасности и целостности сети связи.

Настоящий приказ устанавливает состав системы управления связью и перечь того, что такая система обеспечивает.

Начало действия документа — 26.01.2020 (за исключением отдельных положений).

Методические рекомендации по порядку действий лиц, впервые получающих лицензию на оказание услуг связи

Роскомнадзором подготовлены рекомендации для лиц, впервые получающих лицензию на оказание услуг связи

Методические рекомендации предназначены для лиц, впервые получающих лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи и не имеющих достаточного опыта в указанной сфере деятельности, и указывают на основные шаги, которые они должны сделать в направлении реализации лицензии.

Роскомнадзором отмечается, что первым и основным шагом для лица, получившего лицензию, является установление взаимодействия с Федеральной службой безопасности (ФСБ России). Такое взаимодействие необходимо установить в 45-дневный срок с момента получения лицензии путем обращения в ФСБ России с заявлением о назначении уполномоченного подразделения ФСБ, с которым данное лицо будет осуществлять взаимодействие при создании на создаваемой им сети связи системы оперативно-розыскных мероприятий.

Следующим шагом, который, как правило, должен осуществляться владельцем лицензии одновременно с решением вопросов организации СОРМ, является организация сети связи, на базе которой будут оказываться услуги связи в соответствии с полученной лицензией.

Кроме того, в частности, лицам, оказывающим услуги электросвязи, следует учесть, что на них возлагается обязанность хранить на территории РФ информацию о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, текстовых сообщений, изображений, звуков, видео- или иных сообщений пользователей услугами связи, в течение трех лет с момента окончания осуществления таких действий; текстовые сообщения пользователей услугами связи, голосовую информацию, изображения, звуки, видео-, иные сообщения пользователей услугами связи — до шести месяцев с момента окончания их приема, передачи, доставки и (или) обработки.

V. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧАСТИЕ В ИТ-СФЕРЕ

Подробнее

Законопроект № 931192-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (в части урегулирования отношений, возникающих в связи с необходимостью экстренного реагирования на вызовы, связанные с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCOV) [1]

Советом Федерации РФ одобрен законопроект, предусматривающий в числе прочего изменение срока вступления в силу Закона о предустановке российского программного обеспечения – теперь изменения вступят с силу с 01.01.2021

Статьей 14 Законопроекта «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» устанавливается, что изменения в статью 4 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», предусматривающие, что при продаже отдельных видов технически сложных товаров с предварительно установленными программами для электронных вычислительных машин потребителю обеспечивается возможность использовать отдельные виды технически сложных товаров с предварительно установленными российскими программами для электронных вычислительных машин, вступят в силу с 01.01.2021 года, вместо ранее указанного срока вступления их в силу – с 01.07.2020.

[1] На момент подготовки настоящего обзора указанный законопроект не был подписан Президентом и официально опубликован

Приказ Минпромторга России от 27.12.2019 № 5090 «Об утверждении типового контракта на оказание услуг по ремонту электронного и оптического оборудования для обеспечения государственных и муниципальных нужд, информационной карты типового контракта на оказание услуг по ремонту электронного и оптического оборудования для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Зарегистрировано в Минюсте России 06.02.2020 № 57447

Утверждена обновленная форма типового контракта на оказание услуг по ремонту электронного и оптического оборудования для обеспечения государственных и муниципальных нужд и его информационная карта

Типовая форма контракта утверждена в целях реализации положений Федерального закона от 01.05.2019 № 71-ФЗ, а также Постановления Правительства РФ от 02.08.2019 № 1011.

Вместе с принятием настоящего Приказа, признан утратившим силу ранее действующий Приказ Минпромторга России от 28.03.2019 № 997, регулирующий аналогичные правоотношения.

Начало действия документа — 18.02.2020.

Приказ Министра обороны РФ от 31.01.2020 № 35 «Об утверждении критериев отнесения товаров, работ, услуг к инновационной продукции и (или) высокотехнологичной продукции для целей формирования плана закупки такой продукции». Зарегистрировано в Минюсте России 06.03.2020 № 57691.

Минобороны России утверждены критерии отнесения товаров, работ, услуг к инновационной продукции и высокотехнологичной продукции

Устанавливается, что критерием отнесения товаров, работ, услуг к инновационной продукции является научно-техническая новизна:

  • потребительские свойства товара являются улучшенными по сравнению с имеющимися аналогами, или имеются качественно новые потребительские характеристики;
  • выполнение  работ,   оказание   услуг   связаны   с   существенными   изменениями   в производственном процессе, использованием нового или модернизированного производственного оборудования и (или) программного обеспечения, новых технологий, которые позволяют улучшить технико-экономические, эргономические, потребительские и иные значимые показатели выполнения работ, оказания услуг;
  • продукция является принципиально новой.

Устанавливается, что к высокотехнологичной продукции относятся товары, работы, услуги, удовлетворяющие совокупности ниже перечисленных критериев:

  • соответствие приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в Российской Федерации;
  • высокотехнологичность производства товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Начало действия документа — 17.03.2020.

VI. НАЛОГИ

Подробнее

Информация ФНС России «Самозанятым теперь можно стать еще в 19 регионах»

С 1 января 2020 года налоговый режим «Налог на профессиональный доход» может использоваться в 23 субъектах РФ

Теперь применение налогового режима «Налог на профессиональный доход» возможно в Москве, Санкт-Петербурге, Московской, Калужской, Воронежской, Волгоградской, Ленинградской, Нижегородской, Новосибирской, Омской, Ростовской, Самарской, Сахалинской, Свердловской, Тюменской, Челябинской областях, Красноярском и Пермском краях, Ненецком автономном округе, Ханты-Мансийском автономном округе — Югра, Ямало-Ненецком автономном округе и Республике Татарстан и Республике Башкортостан.

Возможность применения налогового режима «Налог на профессиональный доход» предоставляется любым физическим лицам и индивидуальным предпринимателям, продающим товары собственного производства, выполняющим работы и оказывающим услуги без привлечения наемных работников в регионе, где проводится эксперимент. Лица, применяющие налог на профессиональный доход, уплачивают налог по ставке 4% (при работе с физическими лицами) и 6% (при работе с юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями). Для применения указанного налогового режима достаточно скачать мобильное приложение «Мой налог».

Скачать PDF

ПОДЕЛИТЬСЯ

Кирилл Саськов

Адвокат
Партнер, Руководитель корпоративной и арбитражной практики

Cкачать VCARD

ПРОЕКТЫ