Новое в регулировании

Обзор значимых изменений законодательства РФ в ИТ-сфере за 3 квартал 2019 года

В настоящий обзор включены принятые и опубликованные нормативно-правовые акты, письма и разъяснения государственных органов, а также проекты федеральных законов, уже принятых как минимум во втором чтении.

I. НАЛОГИ

Подробнее

ФНС России от 23.07.2019 № СД-4-3/14470@ «О применении пониженных тарифов страховых взносов»

Федеральная налоговая служба дает пояснения по вопросу применения пониженных тарифов страховых взносов плательщиками — российскими организациями, осуществляющими производство и реализацию анимационной аудиовизуальной продукции

ФНС России сообщает, что разъяснения о применении положений, устанавливающих пониженные тарифы страховых взносов, порядок и условия их применения для плательщиков — российских организаций, осуществляющих производство и реализацию анимационной аудиовизуальной продукции содержатся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 03.04.2019 № 03-15-07/23207, адресованном ФНС России и доведенном до территориальных налоговых органов для сведения и использования в работе письмом ФНС России от 30.05.2019 № БС-4-11/10445@.

В дополнение ФНС России также сообщает, что указанные нормы распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2018 года. Плательщики страховых взносов, не являющиеся вновь созданными организациями, для применения пониженных тарифов страховых взносов должны удовлетворять определенным условиям:

  • доля доходов от деятельности в сфере анимации не менее 90 процентов в сумме всех доходов организации, средняя численность не менее 7 человек;
  • наличие документа, подтверждающего нахождение плательщика в реестре организаций, осуществляющих производство анимационной аудиовизуальной продукции;
  • средняя численность работников составляет не менее семи человек.
  • К заявлению о включении организации в Реестр должны прилагаться следующие, в частности, документы:
  • штатное расписание организации,
  • копии договоров с работниками, не состоящими в штате (при наличии),
  • перечень имеющегося у организации оборудования, необходимого для осуществления деятельности в указанной сфере,
  • отчет по основным средствам за год, предшествующий году подачи заявления.

II. ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ

Подробнее

Постановление Правительства РФ от 13.09.2019 № 1197 «О внесении изменения в состав сведений, размещаемых в единой информационной системе персональных данных, обеспечивающей обработку, включая сбор и хранение, биометрических персональных данных, их проверку и передачу информации о степени их соответствия предоставленным биометрическим персональным данным гражданина Российской Федерации, включая вид биометрических персональных данных»

Перечень данных, которые входят в состав сведений, размещаемых в единой биометрической системе, дополнен номером мобильного телефона и адресом электронной почты физического лица

Расширен состав сведений, которые подлежат размещению в Единой биометрической системе. Так, наряду с биометрическими персональными данными физического лица, информацией о лицах, разместивших персональные данные физических лиц в системе и идентификатором учетной записи физического лица в единой системе идентификации и аутентификации, размещаться будут также контактные данные такого физического лица: номер мобильного телефона и адрес электронной почты.

Начало действия документа — 24.09.2019.

Приказ Минспорта России от 13.03.2019 № 197 «Об определении угроз безопасности персональных данных, актуальных при обработке персональных данных в информационных системах персональных данных в сфере физической культуры и спорта»

Определены угрозы безопасности персональных данных, актуальные при их обработке в информационных системах в сфере физической культуры и спорта

Минспорта России в соответствии с частью 5 статьи 19 Федерального закона «О персональных данных» определил в установленной сфере своей деятельности основные угрозы безопасности персональных данных для цели принятия мер по обеспечению их предотвращения. В частности, были определены угрозы безопасности персональных данных, защищаемых без использования средств криптографической защиты информации, угрозы целенаправленных действий с использованием аппаратных и (или) программных средств с целью нарушения безопасности защищаемых с использованием персональных данных или создания условий для этого.

Начало действия документа — 21.07.2019.

III. ИНФОРМАЦИЯ, ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ЗАЩИТА ИНФОРМАЦИИ

Подробнее

Постановление Правительства РФ от 03.09.2019 № 1149 «О внесении изменений в Положение о Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации»

В связи с принятием Закона о защите российского сегмента сети Интернет от внешних угроз расширены полномочия Минкомсвязи России

Внесены изменения в Положение о Минкомсвязи России, в соответствии с которыми с момента вступления в силу Федерального закона от 01.05.2019 № 90-ФЗ (так называемого Закона о защите российского сегмента сети Интернет от внешних угроз) расширяются полномочия Минкомсвязи России по самостоятельному принятию нормативных правовых актов в сфере требований к обеспечению устойчивости сети Интернет от внешних угроз.

Начало действия документа — 01.11.2019 (вместе со вступлением в силу Федерального закона от 01.05.2019 № 90-ФЗ).

Приказ Роскомнадзора от 29.07.2019 № 216 «Об определении перечня групп доменных имен, составляющих российскую национальную доменную зону»

Роскомнадзором определен перечень групп доменных имен, составляющих российскую национальную доменную зону

Устанавливается, что российскую национальную доменную зону составляют доменные имена, входящие в следующие группы доменом верхних уровней:

  • домен верхнего уровня .RU;
  • домен верхнего уровня .РФ;
  • домен верхнего уровня .SU;
  • иные домены верхнего уровня, управление которыми осуществляется зарегистрированными на территории Российской Федерации юридическими лицами, являющимися зарегистрированными владельцами баз данных указанных доменов в международных организациях распределения сетевых адресов и доменных имен.

Начало действия документа — 01.11.2019.

Приказ Роскомнадзора от 31.07.2019 № 228 «Об утверждении технических условий установки технических средств противодействия угрозам, а также требований к сетям связи при использовании технических средств противодействия угрозам»

Роскомнадзор определил технические условия, которые должны применяться оператором связи для обеспечения установки технических средств противодействия угрозам функционирования сети Интернет на территории Российской Федерации

Приказ принят во исполнение норм Федерального закона от 01.05.2019 № 90-ФЗ (так называемый Закон о защите российского сегмента сети Интернет от внешних угроз) и определяет технические условия установки технических средств противодействия угрозам и требования к сетям связи при использовании технических средств противодействия угрозам.

В частности, в части технических условий указываются такие как соблюдение значений климатических воздействий в соответствии с эксплуатационной документацией, обеспечение бесперебойного электропитания технических средств противодействия угрозам, обеспечение доступа сотрудников специально уполномоченной службы по обеспечению регулирования использования радиочастот и радиоэлектронных средств при Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций к техническим средствам противодействия угрозам в целях технического обслуживания, обеспечение защиты от несанкционированного доступа к техническим средствам противодействия угрозам, организацию технологического канала связи для управления техническими средствами противодействия угрозам.

В части требований к сетям связи, которые распространяются на сети связи операторов связи, предоставляющих доступ к сети Интернет, специально отмечается, что при использовании сетей связи, на которых устанавливаются технические средства противодействия угрозам, такие сети связи должны обеспечивать доступ Центру мониторинга и управления сетью связи общего пользования для дистанционного управления и технического обслуживания технических средств противодействия угрозам в соответствии с проектной документацией, предусмотренной в плане установки и модернизации технических средств противодействия угрозам и эксплуатационной документацией производителя технических средств противодействия угрозам. Также такие сети связи должны обеспечивать прохождение всего трафика сети оператора связи через технические средства противодействия угрозам, за исключением отдельных случаев.

Начало действия документа — 01.11.2019 (вместе со вступлением в силу Федерального закона от 01.05.2019 № 90-ФЗ).

Приказ ФСТЭК России от 28.05.2019 № 106 «О внесении изменений в Требования о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах, утвержденные Приказом Федеральной службы по техническому и экспортному контролю от 11 февраля 2013 года № 17»

Внесены изменения в Требования о защите информации, содержащихся в государственных информационных системах, не составляющих государственную тайну в части обновления требования к обеспечению защиты такой информации

Указанные требования направлены на обеспечение защиты информации, не составляющей государственную тайну, но относящуюся к информации ограниченного доступа, от ее утечки по техническим каналам, несанкционированного доступа к ней, специальных воздействий на нее в целях ее получения, уничтожения, искажения или блокирования при осуществлении ее обработки в рамках работы государственных информационных систем.

Изменениями, в частности, устанавливается, что при определении угроз безопасности информации в информационной системе, функционирование которой предполагается на базе информационно-телекоммуникационной инфраструктуры центра обработки данных, должны учитываться угрозы безопасности информации, актуальные для информационно-телекоммуникационной инфраструктуры центра обработки данных. Кроме этого, в случае создания информационной системы, функционирование которой предполагается на базе информационно-телекоммуникационной инфраструктуры центра обработки данных, дополнительно определяются требования по защите информации, подлежащие реализации в информационно-телекоммуникационной инфраструктуре центра обработки данных. Отмечается также, что средства защиты информации, устанавливаемые в такой информационной системе должны быть совместимы между собой, а также со средствами защиты информации, установленными в информационно-телекоммуникационной инфраструктуре центра обработки данных.

Также требования дополнены указанием на действия, которые должны осуществляться в ходе реагирования на инциденты, в ходе информирования и обучения персонала информационной системы и в ходе контроля за обеспечением уровня защищенности информации, содержащейся в информационной системе.

Также устанавливается, какие сертифицированные средства защиты информации в соответствии с определенными уровнями доверия применяются с 01.06.2020, так, в частности:

  • для 1 класса защищенности применяются сертифицированные средства защиты информации, соответствующие 4 или более высокому уровню доверия;
  • для 2 класса защищенности применяются сертифицированные средства защиты информации, соответствующие 5 или более высокому уровню доверия;
  • для 3 класса защищенности применяются сертифицированные средства защиты информации, соответствующие 6 или более высокому уровню доверия.

Начало действия документа — 27.09.2019 (за исключением отдельных положений).

Приказ Генпрокуратуры России от 26.08.2019 № 596 «Об утверждении Инструкции о порядке рассмотрения уведомлений о распространяемой с нарушением закона информации в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети Интернет»

Утверждена инструкция о порядке рассмотрения органами прокуратуры уведомлений о распространении в сети Интернет информации с нарушением закона

Утвержденная инструкция включает в себя описание порядка ограничения доступа к информации, выражающей в неприличной форме, которая оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность, явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам РФ, Конституции РФ или органам, осуществляющим государственную власть (оскорбления власти), порядок ограничения к которой был установлен Федеральным законом от 18.03.2019 № 30-ФЗ.

В частности, описывается порядок принятия и рассмотрения уведомлений, составления заключения, направления требований об удалении информации и/или ограничению доступа к информационным ресурсам, где информация размещена.

Решение Евразийского межправительственного совета от 09.08.2019 № 7 «О Концепции трансграничного информационного взаимодействия»

Евразийским межправительственным советом утверждена Концепция трансграничного информационного взаимодействия юридических лиц государств-членов ЕАЭС между собой и уполномоченными органами

Указанная Концепция утверждена во исполнение пункта 7 Решения Евразийского межправительственного совета от 30 апреля 2019 года № 3.

Концепция устанавливает, что основным механизмом реализации информационного взаимодействия в рамках Союза является трансграничное пространство доверия, цели, задачи и элементы которого определяются Стратегией развития трансграничного пространства доверия, утвержденной Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 27 сентября 2016 года № 105, и Концепцией использования при межгосударственном информационном взаимодействии механизмов и имеющих юридическую силу электронных документов, утвержденной Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 18 сентября 2014 года № 73.

Концепция определяет общие подходы к реализации информационного взаимодействия юридических лиц (хозяйствующих субъектов) государств-членов, а также общие подходы к реализации информационного взаимодействия юридических лиц (хозяйствующих субъектов) государств-членов с уполномоченными органами государств-членов.

В частности, в Концепции определяются механизмы обеспечения информационного взаимодействия и общие принципы организации информационного взаимодействия юридических лиц (хозяйствующих субъектов) государств-членов с уполномоченными органами государств-членов, порядок идентификации субъектов электронного взаимодействия в рамках отношений B2B и B2G, механизмы обеспечения информационного взаимодействия в рамках отношений B2B и B2G.

Начало действия документа — 12.08.2019.

Приказ ФСБ России от 19.06.2019 № 281 «Об утверждении Порядка, технических условий установки и эксплуатации средств, предназначенных для обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак и реагирования на компьютерные инциденты, за исключением средств, предназначенных для поиска признаков компьютерных атак в сетях электросвязи, используемых для организации взаимодействия объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации»

Приказом ФСБ России определен порядок и технические условия установки и эксплуатации средств, предназначенных для обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак и реагирования на компьютерные инциденты

Такой порядок определен для установки средств обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак, в том числе в банковской сфере, на объектах и в иных сферах финансового рынка.

Установлено, что для согласования установки средств субъект критической информационной инфраструктуры не позднее чем за 45 календарных дней до даты планируемой установки направляет в ФСБ России структурно-функциональную схему подключения средств к информационным системам, информационно-телекоммуникационным сетям, автоматизированным системам управления и иные необходимые сведения. ФСБ России в сою очередь в срок до 45 календарных дней с даты поступления рассматривает представленные сведения на предмет отсутствия или наличия оснований для отказа в согласовании установки средств. По результатам ФСБ России направляет субъекту критической информационной инфраструктуры письмо о согласовании или об отказе в согласовании установки средств.

Для субъекта критической информационной инфраструктуры, который осуществляет деятельность в банковской сфере и в иных сферах финансового рынка, установлена также обязанность направить указанную выше информацию в Банк России в течение 5 календарных дней с даты получения письма ФСБ России о согласовании.

Установка, настройка, проверка работоспособности и подключение средств к информационным системам проводятся субъектом критической информационной инфраструктуры и (или) привлекаемой в соответствии с законодательством Российской Федерации субъектом критической информационной инфраструктуры организацией, осуществляющей лицензируемую деятельность в области защиты информации, такая установка средств не должна нарушать функционирование систем объекта критической информационной инфраструктуры.

После приема средств в эксплуатацию субъект критической информации должен об этом проинформировать Национальный координационный центр по компьютерным инцидентам в течение 5 календарных дней.

Субъект также должен обеспечивать круглосуточную и бесперебойную работу средств, определять порядок доступа к эксплуатируемым средствам и осуществления контроля за ним.

Начало действия документа — 28.07.2019.

IV. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ

Подробнее

Федеральный закон от 26.07.2019 № 230-ФЗ «О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 1 и 23.1 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»

Предоставлена правовая охрана географическому указанию как средству индивидуализации

Географическое указание включено в перечень результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средствам индивидуализации, установленный в части IV Гражданского Кодекса Российской Федерации.

Законом устанавливается, что под географическим указанием понимается обозначение, идентифицирующее происходящий с территории географического объекта товар, определенное качество, репутация или другие характеристики которого в значительной степени связаны с его географическим происхождением (характеристики товара). На территории данного географического объекта должна осуществляться хотя бы одна из стадий производства товара, оказывающая существенное влияние на формирование характеристик товара.

Здесь же Законом также вводится уточненное понятие такого средства индивидуализации как наименование места происхождения товара, под которым в соответствии с новой редакцией понимается  обозначение, представляющее собой современное или историческое, официальное или неофициальное, полное или сокращенное наименование страны, городского или сельского поселения, местности или другого географического объекта, включающее такое наименование или производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами. На территории данного географического объекта должны осуществляться все стадии производства товара, оказывающие существенное влияние на формирование особых свойств товара.

Закон определяет порядок регистрации географического указания, действие исключительного права на географическое указание на территории России, порядок использования географического указания, действие правовой охраны на него и ее прекращение и др.

Отдельно также вносятся изменения в Федеральный закон от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции». Так, устанавливается, что в сферу осуществления государственного надзора за соблюдением обязательных требований в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции также относится деятельность уполномоченного органа исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение требований к стадиям производства, характеристикам или особым свойствам товара, для обозначения которого используется географическое указание или наименование места происхождения товара. Предоставление правовой охраны географическому указанию и наименованию места происхождения товара в отношении винодельческой продукции, порядок осуществления и защиты права на указанные средства индивидуализации определяются с учетом особенностей, установленных Федеральным законом «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».

Начало действия документа — 27.07.2020 (за исключением отдельных положений).

Приказ Роспатента от 25.07.2019 № 268/90 «Об утверждении Условий использования сервисов электронной подачи заявок»

Приказом Роспатента определены условия использования сервиса подачи электронных заявок на получение патента на изобретения, на регистрацию товарных знаков и программ для ЭВМ

Указанные Условия использования регулируют отношения между оператором и пользователем Сервиса, где в качестве оператора Сервиса выступает ФИПС, а пользователем Сервиса является заявитель или его представитель, обратившийся в Роспатент за предоставлением государственной услуги.

Условия определяют порядок и цели использования Пользователем личного кабинета для целей электронного взаимодействия с ФИПС, права и обязанности пользователя и оператора Сервиса при осуществлении электронного взаимодействия с использованием личного кабинета.

Письмо ФАС России от 26.08.2019 № АК/74286/19 «Об особенностях рассмотрения дел о нарушении запрета, установленного статьей 14.4 Закона «О защите конкуренции»

ФАС России дала рекомендации по особенностям рассмотрения заявлений о недобросовестной конкуренции, связанной с приобретением и использованием исключительных прав на средства индивидуализации

В частности, ФАС России обращает внимание, что к компетенции Суда по интеллектуальным правам в качестве суда первой инстанции относится обжалование как итоговых решений антимонопольного органа по делам о недобросовестной конкуренции, связанной с приобретением исключительных прав на средства индивидуализации, так и решений антимонопольного органа об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства, а также рассмотрение дел по спорам о признании актом недобросовестной конкуренции действий правообладателя, связанных с предоставлением правовой охраны товарному знаку, по которым антимонопольный орган привлекается к участию в судебном рассмотрении в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований в отношении предмета спора.

При этом, как отмечает ФАС России, право выбора судебного или административного порядка защиты своего нарушенного или оспариваемого права принадлежит самому субъекту спорных правоотношений. Закон не содержит указаний на то, что защита гражданских прав в административном порядке (путем рассмотрения антимонопольным органом дел о нарушениях антимонопольного законодательства) исключается при наличии возможности обратиться в арбитражный суд или, наоборот, является обязательным условием обращения лиц, чьи права нарушены, в суд.

ФАС России обращает внимание, что недоказанность хотя бы одного из необходимые для признания наличия недобросовестной конкуренции признака (осуществление действий хозяйствующим субъектом-конкурентом; направленность действий хозяйствующего субъекта на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности; противоречие указанных действий положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости; причинение или способность причинения указанными действиями убытков другому хозяйствующему субъекту-конкуренту, либо нанесения ущерба его деловой репутации) исключает возможность признание действий субъекта актом недобросовестной конкуренции.

При этом антимонопольный орган осуществляет рассмотрение заявления и приложенных к нему доказательств в том объеме, в котором они представлены заявителем, а также оценивает те действия лица, которые заявителем указываются в качестве нарушения антимонопольного законодательства. При рассмотрении данной категории дел Судом по интеллектуальным правам в свою очередь подлежат установлению также и иные обстоятельства, в частности, исследованию подлежат как обстоятельства, связанные с самим приобретением исключительного права, так и последующее поведение правообладателя, свидетельствующее о цели такого приобретения. В связи с этим особое внимание Суд по интеллектуальным правам уделяет установлению намерений правообладателя.

Также отдельно отмечается ФАС России, что при подготовке решений по делам о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденным по признакам нарушения статьи 14.4 Федерального закона «О защите конкуренции», или решений об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства необходимо анализировать доводы заявления и представленные доказательства с точки зрения подтверждения наличия либо отсутствия в рассматриваемых действиях всех признаков недобросовестной конкуренции по смыслу пункта 9 статьи 4 данного Закона.

V. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧАСТИЕ В ИТ-СФЕРЕ

Подробнее

Федеральный закон от 02.08.2019 № 259-ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Принят закон «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», регулирующий инвестиционные отношения с использованием специальных платформ в Интернете

Принят так называемый «Закон о краудфандинге», которым устанавливается порядок обращения безналичных денежные средств в виде инвестиций в рамках специальных инвестиционных платформ в сети Интернет на основе соответствующих договоров.

Оператором такой инвестиционной платформы может быть российское юридическое лицо в организационно-правовой форме хозяйственного общества при условии его включения в специальный реестр Банка России. Законом устанавливаются необходимые требования к такому юридическому лицу: так, уставной капитал такого общества должен быть не менее 5 миллионов рублей, а перечень деятельности, которой может заниматься такое общество одновременно с осуществлением функций оператора инвестиционной платформы ограничен и сводятся, в частности, к возможности осуществления брокерской, дилерской, депозитарной деятельности.

Заниматься привлечением инвестиций через указанные платформы в сети Интернет могут юридические лицо и индивидуальные предприниматели, которые заключили соответствующий договор с оператором инвестиционной платформы на оказание услуг. Законом установлен запрет на привлечение инвестиций лицам, в отношении которых введена процедура банкротства или которые включены в перечень лиц, причастных к терроризму или экстремизму. Инвесторами могут быть физические или юридические лица. Установлено, что оператор инвестиционной платформы не отвечает по обязательствам лиц, привлекающих инвестиции.

Закон устанавливает, что инвестирование может осуществляться тремя способами: предоставление займов, приобретение ценных бумаг или утилитарных цифровых прав.

Также законом определены полномочия Банка России в указанной сфере.

Начало действия документа — 01.01.2020.

Постановление Правительства РФ от 11.09.2019 № 1185 «Об утверждении Правил предоставления субсидии из федерального бюджета российскому юридическому лицу в целях реализации отдельных мероприятий федерального проекта «Информационная безопасность» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации»

Определен порядок предоставления российским компаниям-разработчикам программного обеспечения грантов для реализации отдельных мероприятий федерального проекта «Информационная безопасность»

Для получения такого гранта Минкомсвязи России в пределах бюджетных ассигнований предоставляет субсидии оператору — фонду, созданному Российской Федерацией в соответствии со статьей 15.1 Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике».

Отбор получателей грантов осуществляется Оператором порядке, установленном Минкомсвязи России. Оператор может предоставлять гранты следующим российским компаниям:

  • разработчики российского программного обеспечения, включая разработчиков средств защиты информации;
  • разработчики российского офисного программного обеспечения и российского программного обеспечения в сфере информационной безопасности;
  • малые инновационные предприятия, реализующие проекты по разработке российского программного обеспечения, включая разработчиков средств защиты информации;
  • разработчики инновационного российского программного обеспечения, ориентированного на новые рынки, включая разработчиков средств защиты информации;
  • разработчики российского программного обеспечения с целью коммерциализации продуктов, созданных на основе новых российских информационных технологий;
  • разработчики технологических решений по созданию федеральных и региональных государственных информационных ресурсов с использованием технологии распределенных реестров, внедрением методов и технологий обработки и хранения информации, включая проведение пилотных проектов.

Проект должен удовлетворять следующим требованиям:

  • соответствовать целям и задачам программы «Цифровая экономика РФ»;
  • чистая приведенная стоимость проекта должна быть больше нуля;
  • срок реализации проекта составляет не более 5 лет со дня получения гранта;
  • объем софинансирования проекта за счет средств внебюджетных источников составляет не менее 50 процентов общей стоимости реализации проекта.

Максимальный размер гранта на реализацию одного проекта не может превышать 500 млн. рублей.

Начало действия документа — 21.09.2019.

Приказ Минпромторга России от 17.07.2019 № 2554 «Об утверждении Методики проведения научно-технической оценки комплексных проектов»

Утверждена методика проведения экспертной оценки, проводимой в рамках конкурсного отбора получателей субсидий на возмещение части затрат на разработку цифровых платформ и программных продуктов

Настоящая методика определяет порядок проведения научно-технической оценки комплексных проектов, которая проводится в рамках конкурсного отбора на право получения российскими организациями субсидий на возмещение части затрат на разработку цифровых платформ и программных продуктов в целях создания и (или) развития производства высокотехнологичной промышленной продукции.

Такая экспертная оценка проводится экспертным советов по проведению научно-технической оценки комплексных проектов, образуемым Минпромторгом России в соответствии с Правилами предоставления субсидий российским организациям на возмещение части затрат на разработку цифровых платформ и программных продуктов в целях создания и (или) развития производства высокотехнологичной промышленной продукции, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.04.2019 № 529.

Оценка экспертами каждого комплексного проекта осуществляется путем заполнения опросных листов. Комплексный проект признается экспертным советом соответствующим критериям экспертной оценки в рамках проведения конкурса, если итоговая сумма баллов комплексного проекта по результатам проведенной экспертной оценки составила не менее 12 баллов при одновременном выполнении условия отсутствия нулевых оценок по следующим критериям:

  • соответствие комплексного проекта целям и задачам подпрограммы;
  • наличие у российской организации результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и (или) технологических работ, связанных с субтехнологиями сквозных цифровых технологий, определяемых дорожными картами.

Приказ Росстата от 18.07.2019 № 410 «Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью в сфере образования, науки, инноваций и информационных технологий»

Определены новые редакции статистических форм, которые используются для подачи сведений о деятельности в сфере образования, науки, инноваций и информационных технологий

Росстатом утверждены формы федерального статистического наблюдения с указаниями по их заполнению в новой редакции. Ранее действовавшие формы признаны утратившими силу.

Начало действия редакции — 10.09.2019.

«Перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по нормативно-правовому регулированию в сферах осуществления государственного контроля (надзора), и федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контрольно-надзорные функции, участвующих в реализации механизма «регуляторной гильотины», видов федерального государственного контроля (надзора), осуществляемых федеральными органами исполнительной власти, на которые должен быть распространен механизм «регуляторной гильотины» (утв. Правительством РФ 04.07.2019)

Правительством РФ утвержден перечень государственных органов, участвующих в реализации механизма «регуляторной гильотины»

Целью механизма «регуляторной гильотины» является минимизация избыточной нагрузки со стороны контрольно-надзорных органов на российский бизнес.

Утвержденный Правительством перечень государственных органов, участвующих в реализации механизма «регуляторной гильотины» включает министерства и службы (в числе которых МВД России, МЧС России, Минюст России, Минтруд России, Минкомсвязь России, Роспотребнадзор, Ростехнадзор, Рособрнадзор, ФАС России), осуществляющих функции по нормативно-правовому регулированию в сферах государственного контроля (надзора), а также контрольно-надзорные функции.

VI. СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Подробнее

Приказ Роскомнадзора от 17.05.2019 № 100 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций государственной услуги по регистрации средств массовой информации»

Определен порядок оказания Роскомнадзором государственной услуги по регистрации СМИ

Устанавливается, что заявителями при предоставлении государственной услуги являются граждане, объединения граждан, организации, государственные органы, являющиеся учредителями (соучредителями) СМИ, и их представители.

Результатами предоставления государственной услуги являются:

  • регистрация СМИ;
  • внесение изменений в запись о регистрации СМИ;
  • возврат заявления о регистрации СМИ (о внесении изменений в запись о регистрации СМИ);
  • отказ в регистрации СМИ (внесении изменений в запись о регистрации СМИ);
  • предоставление выписки из реестра зарегистрированных СМИ;
  • внесение изменений в запись о регистрации СМИ в связи с изменением места нахождения учредителя и (или) редакции, периодичности выпуска и максимального объема СМИ;
  • внесение в реестр зарегистрированных СМИ записи о приостановлении деятельности СМИ;
  • внесение в реестр зарегистрированных СМИ записи о возобновлении деятельности СМИ;
  • внесение в реестр зарегистрированных СМИ записи о прекращении деятельности СМИ.

Заявление о регистрации СМИ (о внесении изменений в запись о регистрации СМИ) подлежит рассмотрению регистрирующим органом или территориальным органом в течение тридцати рабочих дней с даты его поступления. Регистрирующий орган или его территориальный орган вносят запись в реестр зарегистрированных СМИ в день принятия соответствующего решения. На основании решения о регистрации средства массовой информации в течение пяти рабочих дней заявителю выдается или направляется посредством простого почтового отправления либо через Единый портал выписка из реестра зарегистрированных средств массовой информации. Сведения о СМИ предоставляются регистрирующим органом бесплатно в течение пяти рабочих дней со дня получения заявления о предоставлении таких сведений.

Начало действия документа — 15.07.2019.

Постановление Правительства РФ от 01.08.2019 № 995. «О внесении изменения в Положение о государственном надзоре в области рекламы»

Положение о государственном надзоре в области рекламы приведено в соответствие с изменениями, внесенными в Закон о рекламе, в соответствии с которыми в рамках осуществления государственного надзора в области рекламы отменены плановые проверки

Для цели приведения в соответствие с ранее внесенными правками в Закон о рекламе, которыми было установлено, что государственный надзор в сфере рекламы осуществляется без проведения плановых проверок, настоящим Постановлением Правительства исключено указание на возможность проведения таких плановых проверок антимонопольным органом.

ФАС России от 25.09.2019 № АК/83509/19 «О разъяснении по вопросу рекламы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»

ФАС России дала разъяснения своим территориальным органом по вопросу рекламы в сети Интернет

В частности, ФАС России рассмотрела такие вопросы, как  общие и специальные требования, которым должна соответствовать реклама в Интернете, отнесение к рекламе информации в поисковой выдаче в Интернете, направленной на привлечение внимания к конкретному товару и его выделение среди иных товаров, отнесение к рекламе различного вида информации, в том числе сходной с рекламой, распространение рекламы основанных на риске игр, пари, а также рекламы через мобильные приложения и в социальных сетях «Вконтакте» и «Одноклассники», распространение в СМИ и Интернете рекламы вина, производимого на территории РФ из выращенного в России винограда.

Так, например, ФАС России обращает внимание, что не является рекламой выдача поисковой системой перечня гиперссылок на различные источники информации, поскольку выдача такого перечня является результатом обработки поискового запроса пользователя, однако, когда на странице результатов поисковой выдачи, также размещается информация, направленная на привлечение внимания к конкретному товару и его выделение среди иных товаров (например, всплывающий баннер, информация с пометкой «реклама», размещенная посредством системы размещения контекстной рекламы), такая информация является рекламой.

Также ФАС России отмечает, что в случае выявления признаков нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в содержании рекламы, распространяющейся социальных сетях «Вконтакте» и «Одноклассники», в целях установления рекламодателя антимонопольными органами, может быть направлен соответствующий запрос в адрес лица, на привлечение внимания к деятельности (товарам, работам, услугам, средствам индивидуализации) которого направлено распространяемое рекламное сообщение, а также в адрес владельца указанных социальных сетей для установления рекламодателя и рекламораспространителя указанной рекламы.

Кроме того, ФАС России отмечает, что, если при использовании мобильных приложений пользователь мобильного устройства получает рекламу какого-либо товара, загружаемую из информационно-телекоммуникационной сети Интернет при использовании такого приложения, то такую информацию следует расценивать как рекламу данного товара, распространяемую в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

VII. СВЯЗЬ

Подробнее

Федеральный закон от 02.08.2019 № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 13.3 и 13.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

Внесены изменения в КоАП РФ в части ответственности за нарушения в сфере эксплуатации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств

Редакции статей 13.3 и 13.4 КоАП РФ изложены в новой редакции.

В частности, устанавливается ответственность за изготовление или установку радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна) в виде административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до трех тысяч рублей с конфискацией радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств или без таковой; на должностных лиц — от трех тысяч до шести тысяч рублей с конфискацией радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств или без таковой; на юридических лиц — от тридцати тысяч до шестидесяти тысяч рублей с конфискацией радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств или без таковой.

За нарушение установки радиоэлектронного средства и (или) высокочастотного устройства по месту, указанному при регистрации радиоэлектронного средства и (или) высокочастотного устройства, либо осуществление установки радиоэлектронного средства и (или) высокочастотного устройства вне места, указанного при регистрации радиоэлектронного средства и (или) высокочастотного устройства устанавливается ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц — от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

За использование без регистрации радиоэлектронного средства и (или) высокочастотного устройства, подлежащих регистрации устанавливается ответственность в виде административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей с конфискацией радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств или без таковой; на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от одной тысячи до двух тысяч рублей с конфискацией радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств или без таковой; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств или без таковой.

Наконец, за нарушение условий использования радиочастотного спектра, установленных решением о выделении полосы радиочастот и (или) разрешением на использование радиочастот или радиочастотных каналов (в том числе нарушение срока регистрации радиоэлектронного средства и (или) высокочастотного устройства), нарушение правил радиообмена или использования радиочастот либо несоблюдение норм или параметров радиоизлучения устанавливается ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей с конфискацией радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств или без таковой; на должностных лиц — от одной тысячи пятисот до трех тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от одной тысячи пятисот до трех тысяч рублей с конфискацией радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств или без таковой; на юридических лиц — от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей с конфискацией радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств или без таковой.

При этом, при применении статьи 13.4 КоАП РФ должно учитываться, что место установки определяется по географическим координатам, указанным при регистрации радиоэлектронного средства и (или) высокочастотного устройства. Фактом, подтверждающим неосуществление установки, будет являться повторно выявленное в течение трех месяцев с момента первого выявления отсутствие радиоэлектронного средства и (или) высокочастотного устройства по месту, указанному при регистрации радиоэлектронного средства и (или) высокочастотного устройства.

Также предусмотрено, что не влечет административной ответственности использование радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств, предназначенных для индивидуального приема программ телевизионного вещания и радиовещания, а также для использования изделий бытовой электроники, не содержащих радиоизлучающих устройств.

Постановление Правительства РФ от 10.07.2019 № 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. № 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»

Постановлением Правительства РФ создан единый реестр российской радиоэлектронной продукции и утверждены необходимые правила

В целях развития производства радиоэлектронной продукции на территории определено создание единого реестра российской радиоэлектронной продукции в утверждены следующие прилагаемые документы:

  • Правила формирования и ведения единого реестра российской радиоэлектронной продукции;
  • Порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
  • Перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее — перечень);
  • Изменения, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. № 925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, № 39, ст. 5649);
  • Перечень утративших силу актов Правительства Российской Федерации.

Важным моментом является то, что предусматривается, что при осуществлении закупок радиоэлектронной продукции, включенной в перечень, заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке такой продукции, происходящей из иностранных государств, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и/или документации о закупке заявок (окончательных предложений), которые одновременно:

  • содержат предложения о поставке радиоэлектронной продукции, включенной в реестр;
  • не содержат предложений о поставке одного и того же вида радиоэлектронной продукции одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующего признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона «О защите конкуренции», при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений).

Подтверждением соответствия радиоэлектронной продукции требованиям извещения об осуществлении закупки и/или документации о закупке является декларация участника закупки о нахождении радиоэлектронной продукции в реестре с указанием номера реестровой записи.

Постановление Правительства РФ от 03.09.2019 № 1148 «О внесении изменений в пункт 5 Положения о радиочастотной службе»

Дополнен список полномочий, осуществляемых радиочастотной службой

Устанавливается дополнительно, что к полномочиям службы по обеспечению регулирования использования радиочастот и радиоэлектронных средств относятся следующие полномочия по осуществлению следующих организационных и технических мер:

  • проведение мониторинга в целях выявления угроз устойчивости, безопасности и целостности функционирования на территории Российской Федерации сети Интернет и сети связи общего пользования;
  • информирование в случае возникновения угроз устойчивости, безопасности и целостности функционирования на территории Российской Федерации сети Интернет и сети связи общего пользования;
  • осуществление централизованного управления путем управления техническими средствами противодействия угрозам устойчивости, безопасности и целостности функционирования сети Интернет и сети связи общего пользования и (или) путем передачи обязательных к выполнению указаний;
  • предоставление на безвозмездной основе операторам связи технических средств противодействия угрозам устойчивости, безопасности и целостности функционирования на территории Российской Федерации сети Интернет и сети связи общего пользования;
  • получение информации о фактическом месте установки технических средств противодействия угрозам устойчивости, безопасности и целостности функционирования на территории Российской Федерации сети Интернет и сети связи общего пользования.
  • осуществление организационных и технических мер, необходимых для учета следующей информации, представляемой в Роскомнадзор:

— о начале осуществления деятельности по обеспечению функционирования точки обмена трафиком, предоставляемой собственниками или иными владельцами точек обмена трафиком;

— необходимой для ведения реестра точек трафика, направляемой собственниками или иными владельцами точек обмена трафиком;

— предоставляемой операторами связи, собственниками или иными владельцами технологических сетей связи, собственниками или иными владельцами линий связи, пересекающих государственную границу Российской Федерации, иными лицами, если такие лица имеют уникальный идентификатор совокупности средств связи и иных технических средств в сети Интернет, организаторами распространения информации в сети Интернет в соответствии с пунктами 1, 7, подпунктом 4 пункта 8 и пунктом 11 статьи 56.2 Федерального закона «О связи».

Начало действия документа — 01.11.2019.

Приказ Роскомнадзора от 04.03.2019 № 41 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций государственной услуги по выдаче разрешений на ввоз на территорию Российской Федерации в условиях, отличных от импорта, радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств гражданского назначения, в том числе встроенных либо входящих в состав других товаров, а также на ввоз радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств гражданского назначения физическими лицами для личного пользования (если наличие такого разрешения предусмотрено законодательством Российской Федерации)»

Приказом Роскомнадзора определен порядок оказания государственной услуги по выдаче разрешений на ввоз на территорию России радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств гражданского назначения

В частности, определен круг заявителей, порядок и стандарты оказания такой государственной услуги.

Заявителями при предоставлении государственной услуги по выдаче разрешения на ввоз в условиях, отличных от импорта, являются российские юридические и физические лица, а также индивидуальные предпринимателей, осуществляющие ввоз РЭС и (или) ВЧУ на территорию Российской Федерации. Заявителями при предоставлении государственной услуги по выдаче разрешения на ввоз для личного пользования являются физические лица, осуществляющие ввоз РЭС и (или) ВЧУ на территорию Российской Федерации.

Определен перечень необходимых документов, которые необходимы представить в Роскомнадзор вместе с заявлением по установленной форме. При этом, устанавливается, что представление документов не может осуществляться через Единый портал государственных услуг или сайт Роскомнадзора.

Все поступившие в Роскомнадзор заявления на получение разрешения учитываются в системе электронного документооборота не позднее рабочего дня, следующего за днем получения заявления на получение разрешения независимо от способа подачи. Срок предоставления государственной услуги не должен превышать 17 рабочих дней, включая срок выдачи (направления) результата предоставления государственной услуги, установленный пунктом 14 настоящего Регламента, со дня регистрации заявления на получение разрешения. Срок выдачи (направления) результата предоставления государственной услуги не должен превышать 2 рабочих дней со дня оформления разрешения либо уведомления об отказе в выдаче разрешения.

Взимание госпошлины или иной платы за предоставление государственной слуги не предусмотрено.

Результатом предоставления государственной услуги является:

  • выдача разрешения;
  • направление уведомления об отказе в выдаче разрешения.

Начало действия документа — 25.08.2019.

Приказ Роскомнадзора от 04.03.2019 № 42 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций государственной услуги по присвоению (назначению) радиочастот или радиочастотных каналов для радиоэлектронных средств гражданского назначения»

Определен порядок оказания Роскомнадзором государственной услуги по назначению радиочастот или радиочастотных каналов для радиоэлектронных средств гражданского назначения

В частности, определен круг заявителей, порядок и стандарты оказания такой государственной услуги.

Заявителями при предоставлении государственной услуги являются граждане Российской Федерации, российские юридические лица и индивидуальные предприниматели.

Результатом предоставления государственной услуги является выдача (направление):

  • разрешения на использование радиочастот или радиочастотных каналов;
  • выписки из приказа Роскомнадзора о внесении изменений в разрешение или о прекращении действия разрешения;
  • извещения об отказе в выдаче разрешения с указанием причин отказа.

Выдача разрешения осуществляется:

  • при присвоении (назначении) радиочастот или радиочастотных каналов;
  • при продлении срока действия разрешения;
  • при переоформлении разрешения.

Выдача выписки осуществляется:

  • при внесении изменений в разрешение в связи с отказом от использования отдельных радиочастот или радиочастотных каналов;
  • при прекращении действия разрешения.

Выдача разрешения осуществляется с учетом результатов проводимой радиочастотной службой экспертизы возможности использования заявленных радиоэлектронных средств и их электромагнитной совместимости с действующими и планируемыми для использования радиоэлектронными средствами (далее — экспертиза электромагнитной совместимости).

Разрешение либо отказ в выдаче разрешения согласно требованиям должны быть подготовлены Роскомнадзором в течение 20 рабочих дней со дня принятия соответствующего решения.

Начало действия документа — 25.08.2019.

Приказ Роскомнадзора от 04.03.2019 № 43 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций государственной услуги по рассмотрению обращений операторов связи по вопросам присоединения сетей электросвязи и взаимодействия операторов связи, принятию по ним решений и выдаче предписаний в соответствии с федеральным законом»

Определен порядок оказания Роскомнадзором государственной услуги по рассмотрению обращений операторов связи по вопросам присоединения сетей электросвязи и взаимодействия операторов связи, принятию по ним решений и выдаче предписаний в соответствии с федеральным законом

В частности, определен круг заявителей, порядок и стандарты оказания такой государственной услуги.

Предметом обращения операторов связи является присоединение сети электросвязи (кроме сети связи для распространения программ телевизионного вещания и радиовещания) к сети связи общего пользования, взаимодействие сетей электросвязи (кроме вышеуказанного исключения) или взаимодействие заявителя с операторами сети связи общего пользования.

Заявителями государственной услуги являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, являющиеся операторами связи.

Результатом предоставления государственной услуги является:

  • принятие решения по результатам рассмотрения обращения и выдача предписаний об устранении выявленных нарушений;
  • направление или вручение операторам связи, являющимся сторонами спора, решения, принятого по результатам рассмотрения обращения;
  • размещение решения Роскомнадзора, территориального органа Роскомнадзора на официальном сайте Роскомнадзора, территориального органа Роскомнадзора в сети Интернет.

Срок предоставления государственной услуги не должен превышать:

  • 30 календарных дней со дня регистрации в системе электронного документооборота территориального органа Роскомнадзора обращения, рассмотрение которого осуществляется территориальным органом Роскомнадзора;
  • 60 календарных дней со дня регистрации в системе электронного документооборота Роскомнадзора обращения, рассмотрение которого осуществляется Комиссией.

Начало действия документа — 25.08.2019.

Приказ Роскомнадзора от 18.03.2019 № 52 «Об утверждении Административного регламента осуществления Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций государственного контроля (надзора) в сфере связи за соблюдением пользователями радиочастотного спектра порядка, требований и условий, относящихся к использованию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств, включая надзор с учетом сообщений (данных), полученных в процессе проведения радиочастотной службой радиоконтроля»

Определен порядок осуществления Роскомнадзором государственного контроля (надзора) в сфере связи за соблюдением пользователями радиочастотного спектра порядка, требований и условий, относящихся к использованию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств

Устанавливается, что предметом государственного контроля является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами обязательных требований к порядку использования радиочастотного спектра, параметрам излучения (приема) радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств гражданского назначения, а также к условиям, установленным при выделении полосы радиочастот либо присвоении (назначении) радиочастоты или радиочастотного канала.

Определены права должностных лиц Роскомнадзора, территориальных органов Роскомнадзора при осуществлении ими государственного контроля, к которым относятся в том числе:

  • привлечение к проведению выездной проверки проверяемых лиц экспертов и экспертные организации;
  • проверка соблюдения обязательных требований, а также документов, относящихся к предмету проверки;
  • посещение и обследование беспрепятственно территории и (или) здания, строения, сооружения, помещения проверяемых лиц (за исключением жилища проверяемых лиц) при предъявлении служебных удостоверений и копии приказа о проведении проверки;
  • получение по мотивированному требованию от проверяемых лиц документов, объяснений в письменной или устной форме, информации, необходимой для осуществления государственного контроля;
  • выдача проверяемым лицам обязательных для исполнения предписаний по устранению выявленных нарушений;
  • составление протоколов об административных нарушениях при обнаружении фактов совершения административного правонарушения.

Срок проведения проверки, по общему правилу, не может превышать 20 рабочих дней.

Результатом осуществления контроля является одно из следующих действий:

  • составление и вручение акта проверки проверяемым лицам;
  • выдача проверяемым лицам обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений;
  • составление и вручение проверяемым лицам протокола об административном правонарушении.

Проведение плановых проверок в зависимости от присвоенной их деятельности категории риска осуществляется со следующей периодичностью:

  • значительный риск — один раз в три года;
  • средний — не чаще одного раз в три года;
  • умеренный — не чаще одного раза в пять лет.

Ежегодный план проведения проверок размещается на сайте территориального органа Роскомнадзора до 28 декабря года, предшествующего году проведения проверок.

Начало действия документа — 25.08.2019.

Приказ Роскомнадзора от 10.04.2019 № 68 «О внесении изменений в Приказ Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 24 октября 2017 г. № 215»

Роскомнадзором утверждены обновленные формы проверочных листов, подлежащих применению при осуществлении федерального государственного надзора в области связи

Внесены изменения в отдельные графы форм проверочных листов (списки контрольных вопросов), используемых Роскомнадзором при проведении плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области связи по оказанию телематических услуг связи, услуг местной телефонной связи с использованием средств коллективного доступа, услуг внутризоновой телефонной связи, услуг междугородной и международной телефонной связи и других проверочных листов.

Для проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся владельцами технологических сетей связи, использующих радиочастотный спектр утверждена форма нового проверочного листа.

VIII. ИНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ

Подробнее

Федеральный закон от 03.07.2019 № 173-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О национальной платежной системе» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Принят закон о регулировании деятельности поставщиков платежных приложений и платежных агрегаторов, внесении изменений в регулирование деятельности банковских платежных агентов

Законом устанавливаются обязанности платежного агрегатора по идентификации торгово-сервисных предприятий, участию в урегулировании спорных операций, обеспечению бесперебойности работы программно-технических средств, а также по соблюдению требований к защите информации при осуществлении переводов денежных средств. Вводятся положения об использовании корпоративных электронных кошельков между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Закон закрепляет такие понятия, как «поставщик платежного приложения», «платежное приложение», «платежный агрегатор»; условия, при которых допускается привлечение оператором по переводу денежных средств банковского платежного агента для осуществления операций платежного агрегатора; условия привлечения банковского платежного субагента; права и обязанности оператора по переводу денежных средств при взаимодействии с поставщиками платежных приложений; дополнительные требования к проведению платежным агрегатором идентификации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; порядок осуществления контроля за деятельностью банковских платежных агентов (субагентов), в том числе со стороны Банка России и налоговых органов; правовой режим специального банковского счета платежного агента, с помощью которого осуществляется перевод денежных средств; требования к кассовому чеку, выдаваемому (направляемому) клиенту платежным агентом (субагентом).

Постановление Правительства РФ от 06.07.2019 № 867 «О внесении изменения в пункт 1 Положения о Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации»

Компетенция Минпромторга России также распространяется на регулирование в сфере интернет-торговли

Дополнено, что Минпромторг России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внешней и внутренней торговли, в том числе при продаже товаров с использованием Интернета (электронной торговли).

Паспорт национального проекта Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 04.06.2019 № 7)

Утвержден паспорт национального проекта «Цифровая экономика Российской Федерации»

Определены цели, структура, задачи, результаты и финансовое обеспечение национального проекта.

Национальный проект включает в себя следующие федеральные проекты:

  • Нормативное регулирование цифровой среды;
  • Информационная инфраструктура;
  • Кадры для цифровой экономики;
  • Информационная безопасность;
  • Цифровые технологии;
  • Цифровое государственное управление.

Постановление Правительства РФ от 24.07.2019 № 955 «Об утверждении требований к автоматизированной информационной системе оформления воздушных перевозок, к базам данных, входящим в ее состав, к информационно-телекоммуникационной сети, обеспечивающей работу указанной автоматизированной информационной системы, к ее оператору, а также мер по защите информации, содержащейся в ней, и порядка ее функционирования»

Определены требования к автоматизированным информационным системам оформления воздушных перевозок, к их операторам, необходимым мерам по защите информации и ее функционированию

Устанавливается, что автоматизированные системы как комплекс самостоятельных взаимодействующих между собой систем (компонентов) должны обеспечивать суверенитет Российской Федерации над информационными потоками при выполнении внутренних воздушных перевозок на основе эксплуатации на территории Российской Федерации отечественных компонентов автоматизированных систем организациями — резидентами Российской Федерации, конфиденциальность персональных данных пассажиров, реализацию мер противодействия актам незаконного вмешательства в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности, хранение и отображение информации о расписании рейсов, наличии мест, тарифах и сборах на рейсах перевозчиков, бронирование и продажу (оформление) внутренних воздушных перевозок и дополнительных услуг для пассажиров с последующим хранением записей о пассажирах, регистрацию пассажиров и багажа при выполнении внутренних воздушных перевозок.

Определен состав автоматизированных систем, который включает в себя:

  • справочные информационные системы;
  • инвенторные системы бронирования;
  • системы регистрации пассажиров и багажа;
  • автоматизированные распределительные (дистрибутивные) системы;
  • системы взаиморасчетов.

Базы данных и обрабатывающие вычислительные комплексы (серверы), базы данных систем, обеспечивающих оформление внутренних воздушных перевозок пассажиров, должны располагаться на территории Российской Федерации. А операторы автоматизированных систем должны быть зарегистрированы как юридические лица в соответствии с законодательством Российской Федерации, являться резидентами Российской Федерации.

Меры по защите информации, содержащейся в автоматизированных системах, реализуются операторами автоматизированных систем посредством обеспечения конфиденциальности и целостности информации, передаваемой через общедоступные каналы связи, с применением сертифицированных средств криптографической защиты информации.

Начало действия документа — 31.10.2021.

Постановление Правительства РФ от 24.08.2019 № 1087 «Об утверждении Положения о порядке и особенностях предоставления данных дистанционного зондирования Земли из космоса, получаемых с космических аппаратов»

Правительством РФ определен порядок предоставления данных дистанционного исследования Земли из Космоса, получаемых с государственных и негосударственных космических аппаратов, которое может, в том числе, использоваться при разработке онлайн-карт

Установлено, что пользователям предоставляются данные, получаемые с государственных и негосударственных космических аппаратов.

Данные, получаемые с государственных космических аппаратов, предоставляются из федерального фонда данных дистанционного зондирования Земли из космоса или из из единого государственного фонда данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнении с космических аппаратов гидрометеорологического, океанографического и гелиогеофизического назначения при отсутствии таких данных в федеральном фонде путем передачи данных, получаемых непосредственно с помощью аппаратуры дистанционного зондирования Земли, установленной на борту космического аппарата, и передаваемых на Землю из космоса посредством прямой передачи данных.

Предоставление данных с государственных космических аппаратов путем прямой передачи данных на станции приема данных пользователей имеет следующие особенности:

  • пользователи, подавшие заявку на предоставление данных с космических аппаратов путем прямой передачи данных на их станции приема данных, должны иметь лицензию на осуществление космической деятельности в части работ по приему и первичной обработке информации, получаемой с космических аппаратов;
  • станции приема данных пользователей подлежат обязательной сертификации или декларированию соответствия в соответствии с Законом Российской Федерации «О космической деятельности».

Особенностями предоставления данных с негосударственных космических аппаратов являются:

  • предоставление данных с негосударственных космических аппаратов на условиях договора, заключаемого пользователями с оператором негосударственного космического аппарата;
  • приобретение данных с негосударственных космических аппаратов федеральными органами исполнительной власти и подведомственными им бюджетными и казенными учреждениями за счет и в пределах бюджетных средств, предусмотренных федеральным органам исполнительной власти в составе расходов федерального бюджета на соответствующий период на указанные цели, только в случае отсутствия предполагаемых к закупке данных в федеральном фонде либо в случае невозможности получить такие данные с государственных космических аппаратов.

Приказ Минздрава России от 17.07.2019 № 538н «О внесении изменений в порядок дачи информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и отказа от медицинского вмешательства в отношении определенных видов медицинских вмешательств, утвержденный Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 декабря 2012 г. № 1177н»

Минздрав России в развитие Закона о телемедицине внес изменения в порядок дачи добровольного медицинского согласия, установив, что такое согласие может быть оформлено в виде электронного документа

Изменения касаются того, что согласие на медицинское вмешательство может оформляться как на бумажном носителе по утвержденной форме, так и в форме электронного документа, подписанного гражданином, одним из родителей или иным законным представителем лица, с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи или простой электронной подписи посредством применения единой системы идентификации и аутентификации (при условии, что при выдаче ключа простой электронной подписи его личность установлена при личном приеме), а также медицинским работником с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи, и включается в медицинскую документацию пациента.

Аналогичным образом может быть также оформлен и отказ от одного или нескольких видов вмешательств.

При этом, информированное добровольное согласие и (или) отказ от медицинского вмешательства одного из родителей или иного законного представителя лица, могут быть сформировано в форме электронного документа только при наличии в медицинской документации пациента сведений о его законном представителе.

Информированное добровольное согласие и (или) отказ от медицинского вмешательства в форме электронного документа формируются с использованием единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения, государственных информационных систем в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации, медицинских информационных систем медицинских организаций, иных информационных систем, предназначенных для сбора, хранения, обработки и предоставления информации, касающейся деятельности медицинских организаций и предоставляемых ими услуг.

Распоряжение Минпросвещения России от 01.03.2019 № Р-24 «Об утверждении методических рекомендаций по созданию и функционированию центров цифрового образования «IT-Куб»

Минпросвещения России утверждены методические рекомендации по созданию и функционированию центров цифрового образования детей «IT-Куб» в рамках федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование»

Устанавливается, что методические рекомендации направлены на обеспечение единых организационных и методических условий создания и функционирования центров цифрового образования детей «IT-Куб» субъектов Российской Федерации.

Методические рекомендации по созданию и функционированию центров цифрового образования детей «IT-куб» разработаны в целях описания общих требований и условий к созданию и функционированию указанных детских центров как площадок для обучения и развития творчества детей и подростков в сфере современных информационных и телекоммуникационных технологий.

Цель проекта «IT-Куб» — ускоренное освоение обучающимися актуальных и востребованных знаний, навыков и компетенций в сфере информационных технологий для обеспечения технологического прорыва страны.

Субъекты РФ издают распорядительный акт, содержащий концепцию создания и функционирования центра и соответствующую дорожную карту.

В документе приведены также рекомендации по определению штатной численности работников центров, рекомендованный перечень категорий и должностей центра, его примерная организационная структура, основные задачи и функции его сотрудников, примерный перечень оборудования для оснащения центра.

Скачать PDF

ПОДЕЛИТЬСЯ

Кирилл Саськов

Адвокат
Партнер
Руководитель корпоративной и арбитражной практики

Cкачать VCARD

ПРОЕКТЫ