Новое в регулировании
Обзор значимых изменений законодательства РФ в ИТ-сфере за I квартал 2021 года
В настоящий обзор включены принятые и опубликованные нормативно-правовые акты, письма и разъяснения государственных органов, а также проекты федеральных законов, уже принятых как минимум во втором чтении.
1. НАЛОГИ
1.1. Постановление Правительства РФ от 18.03.2021 № 408 «О внесении изменения в раздел V перечня научных исследований и опытно-конструкторских разработок, расходы налогоплательщика на которые в соответствии с пунктом 7 статьи 262 части второй Налогового кодекса Российской Федерации включаются в состав прочих расходов в размере фактических затрат с коэффициентом 1,5»
Постановлением Правительства РФ расширен перечень научных исследований и опытно-конструкторских разработок, на которые налогоплательщик вправе включать расходы в состав прочих расходов в размере фактических затрат с применением коэффициента 1,5
В перечень добавлены следующие виды научных исследований и опытно-конструкторских разработок:
- разработка автоматизированных систем мониторинга показателей технического состояния, эффективности работы объектов транспортной инфраструктуры, подвижного состава, путевой техники;
- разработка технологий компьютерного моделирования транспортных систем и процессов;
- разработка технологий интервального регулирования движения поездов.
Дата вступления документа в силу – 22.03.2021.
1.2. Письмо ФНС России от 18.12.2020 № СД-4-3/20902@ «О налоговом маневре в IT-отрасли»
ФНС России в письме предоставила разъяснения по вопросам, касающимся изменений системы налогообложения IT-компаний в связи с принятием Федерального закона № 265-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»
ФНС России предоставило информацию по вопросам, касающимся изменения законодательства о применении льгот по НДС и налога на прибыль, об определении объема выручки для целей применения льгот, расчета НДС с учетом сроков заключения договоров, оплаты и передачи прав и другое.
В частности, ФНС России даны следующие разъяснения по вопросам налогоплательщиков:
Общее условие для применения льготы с 01.01.2021 – программы ЭВМ должны быть включены в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее – «Реестр») и не использоваться клиентом для размещения рекламы и поиска продавцов или покупателей. Следует обратить внимание, что дата заключения договора на реализацию программного обеспечения (далее – «ПО») и порядок уплаты не влияют на налоговую ставку. Освобождение от налога возможно только в том случае, если модернизированное ПО включено в Реестр. Для ПО, которое не включено в Реестр будет применяться ставка по НДС в размере 20 %. От уплаты НДС освобождаются не только правообладатели программы для ЭВМ и базы данных, но и прочие участники цепочки поставки ПО (например, налогоплательщик вправе применять освобождение от уплаты ПО, закупленного по лицензии, включенное в Реестр, передаваемое по сублицензии конечному пользователю).
При расчете необходимой доли доходов для применения ставки 3 % по налогу, то есть льготной ставки, на прибыль, организация вправе учитывать доходы от услуг и оказания работ по установке, тестированию и сопровождению только для тех программ ЭВМ и баз данных, которые организация ранее разрабатывала, модернизировала или адаптировала (в том числе и иностранного происхождения). Для применения пониженных тарифов страховых взносов в доле доходов от осуществления деятельности в IT, организация вправе учесть доход от реализации экземпляров программ для ЭВМ и баз данных, передачи исключительных прав на программы для ЭВМ и баз данных, предоставления прав использования программ для ЭВМ и баз данных по лицензионным договорам, только в том случае, если организация является разработчиком этих программ. В отношении модификации ограничений в виде субъекта (быть разработчиком программ) нет, следовательно, доходы могут быть учтены для получения пониженной ставки.
По общему правилу при приобретении электронных услуг у иностранной организации обязанность налогового агента не возникает. В связи с особенностями определения налоговой базы у иностранных организаций, если оплата за пользование ПО после 01.01.2021 была произведена до этой даты, то такая оплата не учитывается при определении налоговой базы для НДС.
2. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ
1.1. Постановление Правительства РФ от 19.03.2021 № 418 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»
С 01.08.2021 будут расширены полномочия Минэкономразвития России и Роспатента в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной собственности, в частности, касающиеся оказания государственных услуг в сфере правовой охраны изобретений, полезных моделей, промышленных образцов
Минэкономразвития России с 01.08.2021 определяет:
- порядок проведения предварительного информационного поиска в отношении заявленного изобретения, полезной модели, порядок проведения предварительной оценки патентоспособности, представления заявителю отчета о предварительном информационном поиске и заключения по результатам предварительной оценки патентоспособности, в отношении изобретений — публикации отчетов о предварительном информационном поиске и об информационном поиске;
- состав сведений о заявке на выдачу патента на промышленный образец, публикуемых в официальном бюллетене Роспатента.
В число полномочий Роспатента будет входить аккредитация российской научной или образовательной организации в качестве организации, которая может осуществлять предварительный информационный поиск в отношении заявленных изобретений или полезных моделей и предварительную оценку их патентоспособности.
Дата вступления документа в силу – 01.08.2021.
1.2. Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 № 2463 «Об утверждении Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование потребителя о безвозмездном предоставлении ему товара, обладающего этими же основными потребительскими свойствами, на период ремонта или замены такого товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»
С 01.01.2021 установлены особенности продажи экземпляров аудиовизуальных произведений и фонограмм, программ для электронных вычислительных машин и баз данных
В постановлении Правительства РФ устанавливается обязанность по предоставлению потребителю информации о предлагаемых к продаже экземплярах аудиовизуальных произведений, фонограмм, программ для ЭВМ и баз данных. Введено требование о продаже таких экземпляров только в потребительской упаковке. В пунктах 54 – 55 постановления Правительства РФ установлен перечень информации, которая в обязательном порядке должна доводиться до потребителя, путем ее указания на каждом экземпляре (потребительской упаковке):
- технические характеристики носителя, а также записи аудиовизуального произведения, фонограммы, программы для ЭВМ и базы данных;
- сведения об обладателе авторского права и (или) смежных прав на аудиовизуальное произведение, фонограмму, программу для ЭВМ и базу данных;
- номер регистрации программы для ЭВМ или базы данных, если они были зарегистрированы;
- знак информационной продукции.
Введено правило о том, что продавец обязан по требованию потребителя предоставить ему возможность ознакомится с фрагментом аудиовизуального произведения, фонограммы, продемонстрировать работу программы для ЭВМ и базы данных.
Установлен запрет на использование лотков и палаток для реализации розничной торговли экземпляров аудиовизуальных произведений, фонограмм, программ для ЭВМ и баз данных.
Дата вступления документа в силу – 01.01.2021.
1.3. Приказ Роспатента от 11.12.2020 № 163 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по интеллектуальной собственности государственной услуги по государственной регистрации изобретения и выдаче патента на изобретение, его дубликата»
Приказом Роспатента обновлен порядок государственной услуги по регистрации изобретения и выдачи патента на изобретение, его дубликата
Установлены новые сроки предоставления государственной услуги в части государственной регистрации и выдачи патента, а именно двадцать два месяца, вместо тридцати четырех месяцев. Сроки на получение дубликата остались неизменными. Скорректирован перечень причин, в соответствии с которым может быть увеличен срок предоставления государственной услуги.
Действующее на настоящий момент регулирование предусматривало выдачу заявителю патента. По новому регламенту результатом предоставления государственной услуги является выдача патента на изобретение в форме электронного документа путем размещения на официальных сайтах. Выдача на бумажном носителе производится только по ходатайству заявителя.
В административный регламент Роспатента внесены изменения в порядок определения размера и оснований взимания государственной пошлины или иной платы за предоставление государственной услуги (порядок расчета больше не устанавливается административным регламентом, дана отсылка на постановление Правительства Российской Федерации от 10.12.2008 № 941), установлен перечень действий, за которые платится государственная пошлина.
В новом регламенте, в частности, уточнены: перечень решений, которые принимаются Роспатентом, перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги и порядок их предоставления, перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги, откорректированы положения о последовательности административных процедур Роспатента, расширен перечень информации, которая должна размещаться на официальных сайтах Роспатента и ФИПС, откорректирован порядок обжалования действий (бездействий) руководителя Роспатента (ранее в Роспатент, по новым правилам в Минэкономразвития России).
Приказ зарегистрирован в Минюсте России 15.02.2021 № 62501.
Дата вступления документа в силу – со дня признания утратившим силу приказа Минэкономразвития России от 25.05.2016 № 315 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по интеллектуальной собственности государственной услуги по государственной регистрации изобретения и выдаче патента на изобретение, его дубликата».
1.4. Письмо Минцифры России от 28.01.2021 № МП-П11-200-2320 «О разъяснении порядка включения программ в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 № 1236»
Минцифры России разъяснен порядок включения программ в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных
Минцифры России сообщает, что если в реестрах уже содержатся сведения о ПО, а заявитель выпускает его новую версию, то подавать заявление о включении сведений о такой версии отдельно в реестры нет необходимости. Также, если заявитель хочет подать заявку на включение сведений о ПО, которая имеет несколько версий, заявляются лишь сведения о базовом наименовании ПО. Установлены следующие исключения из общих правил:
- различные версии ПО обладают различными функциональными характеристиками и, как следствие, относятся к разным классам (в соответствии с классификатором, утвержденным приказом Минцифры России);
- различные версии ПО построены на различном технологическом стеке;
- исключительные права на различные версии ПО принадлежат разным правообладателям.
При создании модифицированной версии ПО, сведения о котором включены в реестр, вносить изменения в реестровую запись не требуется, если будут актуализированы сведения на сайте правообладателя, на котором размещена документация, содержащая описание функциональных характеристик ПО и информация, необходимая для установки и эксплуатации ПО.
3. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
1.1. Федеральный закон от 24.03.2021 № 50-ФЗ «О внесении изменения в статью 3 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электронной подписи» и статью 1 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»
Федеральным законом перенесен срок вступления в силу изменений в пункт 1 статьи 13 Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» с 01.04.2021 на 01.01.2022, согласно которым устанавливаются условия идентификации заявителя при создании сертификата ключей проверки ЭЦП
Новые положения должны были предусматривать возможность идентификации заявителя для создания сертификатов ключей проверки ЭЦП и выдачи таких сертификатов как в отношении квалицированной, так и неквалифицированной электронной подписи без личного присутствия заявителя. Срок вступления в силу изменен с 01.04.2021 на 01.01.2022.
Дата вступления документа в силу –24.03.2021.
1.2. Федеральный закон от 09.03.2021 № 43-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
В ряд Федеральных законов внесены изменения, касающиеся регулирования противоправных информации и агитационных и иных материалов, размещенных в сети Интернет, а также порядок взаимодействия с Роскомнадзором в целях удаления такой информации и материалов
Избирательные комиссии всех уровней наделены правом обращения в Роскомнадзор с представлением о пресечении распространения в сети Интернет агитационных материалов и информации, нарушающих требования законодательства РФ о выборах и референдумах.
Определен порядок обращения в Роскомнадзор при обнаружении соответствующих нарушений. Роскомнадзор может обратиться к операторам связи и провайдерами хостинга по вопросам принятия мер по ограничению доступа к такой информации и агитационным материалам. Установлены обязанности провайдера хостинга, владельца информационного ресурса и лица, обеспечивающего размещение в сети Интернет, информационного ресурса, обслуживающего владельца сайта по удалению противоправных информации и материалов, а также определены сроки такого удаления.
Дата вступления документа в силу – 09.03.2021.
1.3. Приказ Минэнерго России от 30.12.2020 № 1234 «Об утверждении перечня и спецификации защищенных протоколов передачи данных, которые могут быть использованы для организации информационного обмена между владельцами и пользователями интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности)»
Минэнерго России утвердило перечень и спецификацию защищенных протоколов передачи данных, которые могут быть использованы для организации информационного обмена между владельцами и пользователями интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности)
Перечень защищенных протоколов передачи данных включает в себя протокол обмена данными между интеллектуальными системами учета электрической энергии (мощности).
Спецификация протокола обмена данными между интеллектуальными системами учета электрической энергии описывает перечень профилей, классов и атрибутов, используемых для организации защищенного обмена данными между владельцами и пользователями интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности).
Приказ зарегистрирован в Минюсте России 02.02.2021 № 62340.
Дата вступления документа в силу – 01.01.2022.
1.4. Положение Банка России от 23.12.2020 № 747-П «О требованиях к защите информации в платежной системе Банка России»
Установлены требования к защите информации в платежной системе Банка России
Требования должны выполнять прямые участники платежной системы, имеющие доступ к услугам по переводу денежных средств с использованием распоряжений о переводе денежных средств в электронном виде, а также операционный центр, платежный клиринговый центр другой платежной системы при предоставлении операционных услуг и услуг платежного клиринга при переводе денежных средств с использованием сервиса быстрых платежей.
В положении Банка России установлено, что требования по защите информации распространяются на автоматизированные системы, ПО, средства вычислительной техники, телекоммуникационное оборудование, применяемые для обработки защищаемой информации. Положением регулируется уровень защиты информации, который должен применяться, порядок обращения с информацией участниками, взаимодействующими с такой информацией, определены направления защиты информации, установлены обязательные документы, которые должны быть приняты участниками отношений при работе с информацией, введен порядок обмена электронными сообщениями и многое другое.
Положение зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2021 № 62365.
Дата вступления документа в силу – 26.02.2021.
Некоторые требования о размещении объектов информационной инфраструктуры в выделенных сетях, использовании электронной подписи и обмене сообщениями, сертификации средств защиты информации, уровне и оценке соответствия, вступают в силу в иные, более поздние сроки.
1.5. Положение Банка России от 03.12.2020 № 742-П «О требованиях по защите информации, которые должно выполнять юридическое лицо, намеревающееся получить статус оператора финансовой платформы, о ведении Банком России реестра операторов финансовых платформ и о требованиях к порядку регистрации Банком России изменений в правила финансовой платформы»
Установлены требования по защите информации, которые должны выполнять юридические лица, планирующие получить статус оператора финансовой платформы. Для Банка России принят порядок ведения реестра операторов и требования к порядку регистрации изменений в правила финансовой платформы
Лица, желающие получить статус оператора финансовой платформы на основании Федерального закона от 20.07.2020 № 211-ФЗ «О совершении финансовых сделок с использованием финансовой платформы» должны руководствоваться:
- требованиям по защите информации, которые должно выполнять юридическое лицо;
- дополнительным требованиям к перечню документов, представляемых для включения Банком России сведений об операторе финансовой платформы в реестр операторов финансовых платформ (в том числе требования к форматам и формам этих документов);
- требованиям к документам, подтверждающим выполнение юридическим лицом, требований по защите информации.
Установлен перечень дополнительных документов, подтверждающих соответствие требованиям к органам управления и работникам оператора финансовой платформы и к учредителям (акционерам) оператора финансовой платформы.
Положение зарегистрировано в Минюсте России 18.01.2021 № 62124.
Дата вступления документа в силу – 08.02.2021.
1.6. «Методика оценки угроз безопасности информации». Утверждена Федеральной службой по техническому и экспортному контролю России 05.02.2021
ФСТЭК РФ принята методика оценки угроз безопасности информации, которая определяет порядок и содержание работ по определению угроз безопасности информации
Методика может быть применена по решению обладателя информации или оператора систем и сетей. Применение методики для организаций, прямо не перечисленных в методическом документе, не обязательно. Тем не менее рекомендуется руководствоваться такой методикой и применять ее для целей соблюдения требований Федерального закона от 26.07.2017 № 187-ФЗ «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации», а также в иных случаях, когда законом или подзаконным нормативным правовым актом устанавливаются требования к информационной безопасности. На основе методики могут разрабатываться корпоративные методики оценки угроз безопасности информации, которые учитывают особенности функционирования систем и сетей в соответствующей области деятельности.
4. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧАСТИЕ В ИТ-СФЕРЕ
1.1. Федеральный закон от 24.03.2021 № 54-ФЗ «О внесении изменения в статью 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»
В КоАП РФ включены новые штрафные санкции за продажу отдельных видов технически сложных товаров с нарушением обязательных требований по предустановке российского ПО
В статью 14.8 КоАП РФ внесено дополнение, которым предусмотрена ответственность за продажу отдельных видов технически сложных товаров с предварительно установленными программами для ЭВМ с нарушением установленного законодательством о защите прав потребителей требования об обеспечении возможности использовать отдельные виды технически сложных товаров с предварительно установленными программами для ЭВМ, странами происхождения которых являются РФ или другие государства — члены ЕАС.
Дата вступления документа в силу – 01.07.2021.
1.2. Федеральный закон от 24.02.2021 № 19-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»
В КоАП РФ внесен ряд изменений, касающихся правонарушений в сфере персональных данных, связи и информации
КоАП РФ дополнен рядом новых статьей, предусматривающих ответственность в сфере связи, в частности, за:
- нарушение требований закона к установке технических средств противодействия угрозам устойчивости, безопасности и целостности функционирования на территории РФ в сети Интернет и сети связи общего пользования либо технических средств контроля за соблюдением операторами связи, собственниками или иными владельцами технологических сетей связи требований закона, предусматривающих ограничение доступа к информации;
- нарушение требований закона по обеспечению функционирования точек обмена трафиком либо устойчивого функционирования средств связи, обеспечивающих взаимодействие с иными средствами связи;
- неисполнение обязанности по использованию в целях выявления в сети Интернет сетевых адресов, соответствующих доменным именам технических и программных средств (средств связи), функционирующих в соответствии с требованиями, а также национальной системы доменных имен;
- нарушение требований законодательства о централизованном управлении сетью связи общего пользования;
- неисполнение обязанности по реализации требований к сетям и средствам связи, используемым для проведения мероприятий уполномоченными государственными органами, осуществляющими ОРД или обеспечение безопасности РФ;
- неисполнение владельцем информационного ресурса, причастным к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан РФ, предупреждения о необходимости прекращения противоправных действий.
Увеличена ответственность за нарушение статьи 13.11 КоАП РФ за нарушение законодательства РФ в области персональных данных.
Дата вступления документа в силу – 27.03.2021.
Положения, предусматривающие ответственность за неисполнение требований к устойчивому функционированию средств связи, вступают в силу 01.02.2023.
1.3. Указ Президента РФ от 19.02.2021 № 109 «О внесении изменений в Список товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 17.12.2011 № 1661»
В список товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль, внесены изменения
В список товаров и технологий двойного назначения с 19.03.2021 будут входить:
- ПО, специально разработанное для восстановления нормальной работы микроЭВМ, микросхем микропроцессора или микроЭВМ в течение 1 мс после воздействия на них электромагнитными импульсами или электростатическими разрядами без прекращения выполняемых операций;
- ПО, которое специально разработано или модифицировано для мониторинга или анализа правоохранительными органами;
- ПО, имеющее характеристики ключа (устройства) криптографической активации.
Также внесен ряд корректировок в перечень, в частности, в положения, касающиеся ПО, сетевого оборудования, сети и связи.
Дата вступления документа в силу – 19.05.2021.
1.4. Указ Президента РФ от 22.01.2021 № 42 «О внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам экспортного контроля»
В список оборудования и материалов двойного назначения и соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях, в отношении которых осуществляется экспортный контроль, внесены изменения, касающиеся передачи ПО
Так, Указом Президента внесен ряд следующих изменений:
- разрешение на передачу любого предмета из списка означает также разрешение на передачу тому же конечному пользователю минимального объема технологии и ПО, за исключением исходного кода, требуемых для монтажа, эксплуатации, технического обслуживания и ремонта экспортируемого предмета;
- разрешение на экспорт ПО, за исключением исходного кода, также относится к ПО, предназначенному для исправления дефектов (ошибок) в ПО, поставленном ранее вместе с экспортированным предметом, при условии, что при этом возможности или рабочие характеристики предмета не улучшатся.
Дата вступления документа в силу –22.04.2021.
1.5. Постановление Правительства РФ от 11.02.2021 № 160 «О внесении изменения в пункт 1 постановления Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1087»
Постановлением Правительства РФ расширен перечень случаев, которые дают право заключить контракт жизненного цикла
Контракт жизненного цикла предусматривает поставку товаров (например, железнодорожный продвижной состав, воздушные, морские и речные суда и другое) или выполнение работ (в том числе проектирование и строительство автомобильных дорог, морских и речных портов, аэродромов и другое) и последующее обслуживание. Указанным постановлением Правительства внесены изменения в постановление Правительства РФ от 28.11.2013 № 1087 «Об определении случаев заключения контракта жизненного цикла», а именно, в пункт 1 добавлен подпункт «т», согласно которому контракт жизненного цикла заключается также в случае выполнения работ по созданию, вводу в эксплуатацию, эксплуатации и выводу из эксплуатации информационных систем, центров обработки данных и программно-аппаратных комплексов.
Дата вступления документа в силу –21.02.2021.
1.6. Постановление Правительства РФ от 06.02.2021 № 126 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15.12.2016 № 1368»
Постановление Правительства РФ от 02.02.2021 № 103 «Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий организациям, осуществляющим производство, распространение и тиражирование социально значимых программ в области электронных средств массовой информации, на создание и поддержание в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сайтов, имеющих социальное или образовательное значение»
Постановление Правительства РФ от 27.01.2021 № 59 «О внесении изменений в Правила предоставления субсидий российским организациям на возмещение части затрат на разработку цифровых платформ и программных продуктов в целях создания и (или) развития производства высокотехнологичной промышленной продукции»
Правительством РФ установлены новые субсидии и отрегулирован порядок предоставления уже существующих субсидий организациям, осуществляющим деятельность, связанную с интеллектуальной собственностью, ПО, связью
Скорректирован порядок предоставления субсидий российским производителям в целях компенсации части затрат, связанных с регистрацией на внешних рынках объектов интеллектуальной собственности.
Утверждены правила предоставления субсидий из Федерального бюджета организациям на создание, распространение и тиражирование социально значимых программ, а также сайтов, имеющих социальное или образовательное значение в области электронных СМИ и на поддержание в сети Интернет сайтов, имеющих социальное или образовательное значение.
Внесены изменения в правила предоставления субсидий российским организациям на возмещение части затрат на разработку цифровых платформ и программных продуктов в целях создания и (или) развития производства высокотехнологичной промышленной продукции.
Сведения о субсидиях теперь размещаются на едином портале бюджетной системы РФ в сети Интернет в разделе «Бюджет». В соответствующих нормативных актах установлены порядок и условия предоставления субсидий, требования к участникам, порядок проведения конкурсного отбора, сроки, перечень информации, которую обязаны предоставлять участники, раскрывается информация о том, где можно отслеживать субсидии и результаты советующих конкурсов по таким субсидиям и многое другое.
Дата вступления Постановления Правительства РФ от 06.02.2021 № 126 в силу – 17.02.2021.
Дата вступления Постановления Правительства РФ от 02.02.2021 № 103 в силу – 12.02.2021.
Дата вступления Постановления Правительства РФ от 27.01.2021 № 59 в силу – 05.02.2021.
1.7. Постановление Правительства РФ от 28.01.2021 № 63 «О приостановлении действия отдельных положений постановления Правительства Российской Федерации от 08.06.2018 № 658»
Приостановлено до 31.12.2022 действие положений постановления Правительства от 08.06.2018 № 658 о централизованных закупках офисного ПО, а также ПО в сфере информационной безопасности
Приостановлено действие ряда положений постановления Правительства Российской Федерации от 08.06.2018 № 658 «О централизованных закупках офисного программного обеспечения, программного обеспечения для ведения бюджетного учета, а также программного обеспечения в сфере информационной безопасности». Приостановлено действие правил, утвержденных постановлением.
Дата вступления документа в силу – 07.02.2021.
1.8. Приказ ФСБ России от 29.12.2020 № 639 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы безопасности Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации»
Утвержден новый административный регламент ФСБ по предоставлению государственной услуги по лицензированию и производству средств защиты конфиденциальной информации
В новом регламенте скорректированы требования к порядку информирования о предоставлении государственной услуги, к показателям доступности и качества государственной услуги, установлены основания для приостановления оказания государственной услуги (в прошлой редакции приостановление было невозможно), раскрыты возможности заявителей при обращении через единый портал административных процедур, скорректирован порядок приема заявлений и документов заявителя, предоставления решения заявителю, установлен порядок исправления опечаток и ошибок (ранее не регулировалось в регламенте) и многое другое. Регламент актуализировал ряд процедур, с учетом расширения возможностей взаимодействия с государственными органами с помощью сети Интернет, однако в целом соответствует прошлой редакции.
Приказ зарегистрирован в Минюсте России 22.01.2021 № 62185.
Дата вступления документа в силу – 02.02.2021.
1.9. Приказ Минцифры России № 610, Федеральной службы безопасности России № 534 от 23.11.2020 «Об утверждении Типовых требований к плану мероприятий по внедрению оборудования и программно-технических средств»
Минцифры России и ФСБ России совместно утвердили типовые требования к плану мероприятий по внедрению организатором распространения информации в сети Интернет оборудования и программно-технических средств, используемых для проведения ОРД и обеспечения безопасности
Во исполнения пункта 5.3 постановление Правительства РФ от 31.07.2014 № 743 утверждены типовые требования к плану мероприятий по внедрению оборудования и программно-технических средств. В типовых требованиях устанавливаются требования к такому плану: перечислены сведения, реквизиты, которые должны быть указаны в плане, сроки предоставления технических условий, сроки организации круглосуточного удаленного доступа, а также иные сроки, установленные для исполнения обязанностей организациям, установлен перечень документов и сведений, которые должны прилагаться к плану, установлен порядок утверждения такого плана. Предусмотрено, что план должен быть составлен в трех экземплярах.
Приказ зарегистрирован в Минюсте России 22.03.2021 № 62832.
Дата вступления документа в силу – 02.04.2021.
1.10. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 24.02.2021 № 19 «Об определении таможенной стоимости носителей информации, содержащих программное обеспечение»
Решением установлен порядок определения таможенной стоимости носителей информации, содержащих ПО, предназначенное для оборудования обработки информации
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии принято решение установить, что таможенная стоимость ввозимых на территорию ЕАЭС носителей информации, содержащих ПО, предназначенное для оборудования обработки информации, не должна включать в себя стоимость ПО при условии, что она выделена из цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате, и подтверждена документально.
Дата вступления в силу документа – 25.04.2021.
5. СВЯЗЬ
1.1. Федеральный закон от 09.03.2021 № 44-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части прекращения оказания услуг связи на территории следственных изоляторов и учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»
В ряд нормативных актов внесены изменения, согласно которым операторов связи по заявлению должностных лиц обязали прекращать предоставлять услуги связи в случаях выявления фактов использования абонентских номеров подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными в СИЗО и исправительных учреждениях
Если будет установлено, что подозреваемые, обвиняемые и (или) осужденные используют на территории следственного изолятора или исправительного учреждения сотовую связь, то оператор связи должен прекратить оказывать услуги связи таким лицам по письменному решению (требованию) руководителя, заместителя, начальника соответствующих учреждений для исправления осужденных.
Порядок прекращения оказания услуг связи в указанном случае, форма решения о прекращении услуг связи, сроки устанавливаются Правительством РФ.
Соответствующие изменения внесены и в статью 64 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» (статья дополнена пунктом 6). В новой редакции закона также установлено, что оператор связи не может быть привлечен к ответственности и к нему не могут быть применены меры реагирования за нарушения лицензионных требований, вызванные прекращением оказания услуг связи в указанных случаях.
Дата вступления документа в силу – 20.03.2021.
5. ИНОЕ
1.1. Приказ Минэкономразвития России от 18.11.2020 № 754 «Об утверждении формы заявки на присоединение к экспериментальному правовому режиму в сфере цифровых инноваций, перечня прилагаемых к ней документов, порядка направления, порядка и сроков ее рассмотрения, порядка направления претенденту мотивированного отказа в присоединении к экспериментальному правовому режиму в сфере цифровых инноваций, формы заключения регулирующего органа и состава содержащихся в нем сведений»
Приказ Минэкономразвития России от 18.11.2020 № 755 «Об утверждении требований к форме и содержанию инициативного предложения об установлении экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций и проекта программы экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций, а также перечня документов, прилагаемых к инициативному предложению об установлении экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций»
Указание Банка России от 25.12.2020 № 5679-У «О присоединении к экспериментальному правовому режиму в сфере цифровых инноваций на финансовом рынке, а также о приостановлении или прекращении статуса субъекта экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций на финансовом рынке»
Указание Банка России от 25.12.2020 № 5678-У «О требованиях к форме и содержанию инициативного предложения и проекта программы экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций на финансовом рынке, а также о перечне документов, прилагаемых к инициативному предложению»
Перечисленными нормативными актами утверждены порядок присоединения к экспериментальному правовому режиму в сфере цифровых инноваций, требования к форме и содержанию инициативного предложения об установлении экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций, регламентирована процедура присоединения к экспериментальному цифровому режиму в сфере инноваций
Нормативные акты разработаны в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 № 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации», который вступил в силу с 28.01.2021 и направлены на регулирование отношений, связанных с экспериментальными правовыми режимами.
Экспериментальный правовой режим определяется как применение в отношении участников в течение определенного периода времени специального регулирования по направлениям разработки, апробации и внедрения цифровых инноваций.
Приказами Минэкономразвития России и Банком России в отношении финансовых рынков, в частности, утверждены:
- форма заявки на присоединение к экспериментальному правовому режиму в сфере цифровых инноваций;
- перечень документов, прилагаемых к заявке на присоединение;
- порядок направления, порядок и сроки рассмотрения такой заявки;
- форма заключения регулирующего органа на заявку на присоединение;
- требования к форме и содержанию инициативного предложения об установлении экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций;
- требования к форме и содержанию проекта программы экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций;
- перечень документов, который должен прилагаться к инициативному предложению.
Банком России установлены требования к форме и содержанию инициативного предложения и проекта программы, к перечню документов, который должен быть приложен, в отношении экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций на финансовом рынке (образцы инициативного предложения и проекта программ размещены на сайте Банка России).
Дата вступления в силу Приказа Минэкономразвития России от 18.11.2020 № 754 – 28.01.2021. Приказ зарегистрирован в Минюсте России 19.01.2021 № 62133.
Дата вступления в силу Приказа Минэкономразвития России от 18.11.2020 № 755 – 28.01.2021. Приказ зарегистрирован в Минюсте России 19.01.2021 № 62131.
Дата вступления в силу Указаний Банка России от 25.12.2020 № 5679-У – 16.03.2021. Указание зарегистрировано в Минюсте России 26.02.2021 №62618.
Дата вступления в силу Указаний Банка России от 25.12.2020 № 5678-У – 27.02.2021. Указание зарегистрировано в Минюсте России 04.02.2021 № 62392.
1.2. Проект Федерального закона № 1057895-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
Поправки в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в части введения просветительской деятельности одобрены Советом Федерации
Федеральным законом предлагается ввести понятие «просветительская деятельность». Под просветительской деятельностью понимается осуществляемая вне рамок образовательных программ деятельность, направленная на распространение знаний, опыта, формирование умений, навыков, ценностных установок, компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов и затрагивающая отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» будет внесена статья 12, которая определяет общие требования к осуществлению просветительской деятельности. Устанавливается, что просветительскую деятельность осуществляют органы государственной власти, а также вправе осуществлять физические лица, индивидуальные предприниматели, юридические лица при соблюдении требований, предусмотренных ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Также предусмотрено, что Правительство РФ устанавливает особые требования к осуществлению просветительской деятельности, в том числе обязанность лиц, осуществляющих просветительскую деятельность, получать специальное разрешение.
Дата вступления документа в силу – 01.06.2021 (в случае принятия закона).