Блог
Подписан закон об учете блогеров-«десятитысячников»: ответы на вопросы
Президент подписал закон об учете блогеров-«десятитысячников». О том, что изменится для рекламного рынка, рассказала Ольга Новинская, юрист практики по интеллектуальной собственности/информационным технологиям АБ «Качкин и Партнеры».
Главные изменения:
- Владелец персональной страницы в соцсети с более 10 тысячами подписчиков обязан предоставить в Роскомнадзор сведения, позволяющие его идентифицировать.
На основании этих сведений Роскомнадзор будет вести перечень.
Если владелец страницы не включен в перечень:
- он не вправе «просить» у подписчиков донаты и размещать информацию о способах перечисления донатов;
- он не вправе размещать на странице рекламу;
- он не вправе распространять на созданной им странице информацию, которая была распространена на странице, не включенной в перечень (мы предполагаем, что речь идет о саморепостах или цитировании на другой своей странице);
- другие пользователи соцсети обязаны не допускать дальнейшее распространение информации с такой страницы.
- Владельцев соцсетей обяжут размещать на соответствующих страницах отметку о включении в перечень Роскомнадзора.
В случае несоблюдения блогерами требований соцсети будут блокировать их страницы по требованию Роскомнадзора.
Обязанности для владельцев мессенджеров:
- Предоставлять по запросу уполномоченных органов сведения о своих пользователях.
- Не допускать получение электронных сообщений от пользователей, которые мессенджером не определены, без согласия получателя сообщения (предполагаем, что речь идет о невозможности передачи сообщений от пользователей, сведения о которых не были получены мессенджером от оператора связи).
Q. Кто признается блогером: только физическое лицо или также сообщества (например, страницы компаний) с 10 000 подписчиков?
Закон оперирует понятием владелец персональной страницы в соцсети. Что такое персональная страница – закон прямого ответа не дает.
Сами соцсети часто идут по пути, что страницы создаются конкретными пользователями (физическими лицами). В свою очередь зарегистрированные пользователи создают страницы сообществ, и такие страницы могут быть связаны с несколькими пользователями (создателем, администраторами, модераторами и т.д.), каждый из которых имеет собственную страницу.
При такой логике сообщества не являются персональными страницами, в то же время нет достаточных оснований для исключения сообществ (в том числе тех, которые ведутся в интересах компаний) из-под нового регулирования.
Так, согласно комментариям одного из авторов законопроекта, требования закона к пользователям, создавшим персональную страницу, будут распространяться и на создавшее такую страницу юридическое лицо.
Вероятно, понятие персональной страницы будет уточняться уже в ходе правоприменения.
Q. Что если блогером я себя не считаю (просто есть страница или группа с почти 10 000 подписчиков). Стану ли автоматически блогером при достижении порога в 10 000 с соответствующими обязательствами?
Закон оперирует понятием владелец персональной страницы в соцсети и не выделяет среди них блогеров – лиц, которые относительно профессионально занимаются созданием и публикацией контента на какой-либо площадке.
Таким образом, положения закона будут распространяться на любого владельца персональной страницы в соцсети.
Q. Нужно ли вставать на учет, если я не размещаю рекламу на своей странице?
Закон не делает исключения для лиц, которые не размещают на своей странице рекламу.
Q. 10 000 подписчиков считается в каждой соцсети по отдельности? Или совокупно во всех?
Буквально речь идет об аудитории одной персональной странице в соцсети, т.е. количество подписчиков в разных соцсетях суммироваться не должно.
Q. Как понять, блогер соблюдает требования закона или нет?
Владельцы соцсетей будут обязаны размещать на страницах блогеров отметку о включении в перечень Роскомнадзора. Соответственно, пользователь может это определить исходя из количества подписчиков и наличия отметки.
Состав и порядок ведения перечня должен быть установлен Правительством. Возможно, появится функция проверки наличия конкретного блогера в перечне.
Q. Что грозит рекламодателю за размещение рекламы у неаккредитованного блогера?
В Законе о рекламе есть ст. 38, в которой указывается кто за какие нарушения должен нести ответственность. Закон в эту статью необходимые изменения не вносит, поэтому кто должен нести ответственность за размещение рекламы на странице блогера, который не включился в реестр (рекламодатель, рекламораспространитель или все вместе) – на данный момент неясно.
С учетом текста закона можно предположить, что ответственность будет нести только блогер как лицо, распространившее рекламу на своей странице.
Кроме того, нужно учитывать, что Правительство и Роскомнадзор должны принять дополнительные акты во исполнение закона, а именно порядок маркировки страниц, порядок ведения реестра блогеров и ряд других. Без них применение закона на практике невозможно.
Q. Можно ли репостить информацию со страницы, у которой менее 10 000 подписчиков и которая, соответственно, не включена и не должна включаться в реестр?
Буквально формулировка запрещает репост со страниц, не включенных в перечень Роскомнадзора, т.е. любой страницы, не включенной в перечень, даже если у нее менее 10 тыс. подписчиков и обязанность по включению в реестр отсутствует.
В то же время с учетом смысла нововведений (а именно контролировать деятельность блогеров с аудиторией более 10 000 подписчиков), можно предположить, что репосты со страниц с меньшим количеством подписчиков должны осуществляться свободно.
Q. По поводу обязанности мессенджеров обеспечить невозможность анонимных звонков и сообщений. Скрытые номера телефонов и ники в виде смайликов – считается или нет?
Закон не дает ответа на вопрос, кто такие «пользователи, которые мессенджером не определены». Однако речь идет об определении пользователей самим мессенджером, а не пользователями. Скрыть номер телефона или использовать ненастоящее имя – не влияет на то, как мессенджер «видит» пользователя.
На данный момент существует обязанность мессенджеров идентифицировать пользователей с помощью абонентского номера путем получения информации от оператора связи. В ходе этой процедуры оператор связи ведет собственную базу, где отмечает, к каким мессенджерам привязаны абонентские номера. Возможно, рассматриваемая норма предназначена для того, чтобы стимулировать мессенджеры исполнять требования об идентификации.
Адвокат
Юрист практики по интеллектуальной собственности / информационным технологиям