Комментарии в СМИ

«Потенциальных носителей коронавируса будут отслеживать по телефону»

Юрист практики по интеллектуальной собственности / информационным технологиям «Качкин и Партнеры» Антонина Шишанова поясняет, чем может быть опасно отслеживание граждан по геолокации телефонов и насколько вероятны сбои и ошибки в работе систем отслеживания.

Минкомсвязи разработало порядок отслеживания больных COVID-19 и контактировавших с ними с помощью геолокации телефона и передачи данных о них госорганам. Эксперты рассказали, что предложенный способ контроля может оказаться неэффективным и привести к утечке персональных данных и ошибочным штрафам.

Минкомсвязи разработало регламент отслеживания через мобильные устройства граждан, контактировавших с больными коронавирусной инфекцией. Для этого станут использовать данные Минздрава о номерах абонентов, зараженных COVID-19. С помощью специальных алгоритмов будет составляться список людей, которые находились с заболевшим в одном месте и в течение последних двух недель были с ним в постоянном контакте по мобильной связи. Список должен быть конкретизирован с учетом данных о времени совместного нахождения и особенностях перемещения. В результате будет сформирован перечень номеров абонентов, которые оказались подвержены риску заражения в ходе непосредственного общения с заболевшим.

В предотвращении распространения коронавирусной инфекции примут участие «Мегафон», «МТС», «Вымпелком» («Билайн»), «Т2 Мобайл» и ООО «Екатеринбург-2000» (бренд Motiv). Ситуационный центр Минкомсвязи будет ежесуточно получать от них информацию об абонентах и обобщать ее по нескольким направлениям: сведения об абонентах, контактировавших с заболевшими, о соблюдении абонентами режима самоизоляции (карантина), о количестве абонентов сотовой связи РФ на территории иностранных государств и об абонентах, пересекающих границу России. Перечни телефонных номеров этих людей будут выгружаться в облачный ресурс ситуационного центра Минкомсвязи и станут доступны должностным лицам Минздрава, МВД, Росгвардии и оперативных штабов по борьбе с коронавирусной инфекцией субъектов РФ для принятия необходимых мер.

Использование систем отслеживания – это законно?

Адвокат адвокатской конторы «Бородин и Партнеры», д.ю.н. Ольга Рогачева:

С начала пандемии правительства, вовлеченные в борьбу с коронавирусом, полагались на цифровые технологии для устранения этой угрозы. В совместном заявлении председателя Комитета Конвенции Совета Европы о защите персональных данных и комиссара Совета Европы по защите данных говорится о том, что применение технологий в борьбе против COVID-19 допускается. Возможно использование мобильных данных о местоположении человека для оценки перемещения населения, цифровое отслеживание контактов заболевшего, применение устройств в качестве цифрового доказательства иммунитета и для обнаружения симптомов.

Регламент отслеживания контактов заболевших граждан, разработанный Минкомсвязи, предполагает обработку персональных данных человека без его согласия. Статья 6 российского Закона о персональных данных допускает их обработку в целях защиты жизни и здоровья или иных жизненно важных интересов без согласия, если его получение невозможно. То есть в данном случае обработка данных должна служить предотвращению распространения коронавирусной инфекции. Дальнейшая обработка данных в рамках эпидемиологических исследований потребует согласия человека, а обработка в коммерческих или правоохранительных целях недопустима.\

Чем может быть опасно отслеживание граждан по геолокации телефонов?

Юрист практики по интеллектуальной собственности / информационным технологиям АБ «Качкин и Партнеры» Антонина Шишанова:

Еще в начале апреля Минкомсвязи сообщило о создании системы, позволяющей отслеживать нарушителей режима изоляции на основе сведений, полученных от сотовых операторов, и данных геолокации. Все, кто был госпитализирован или отправлен на карантин, например после возвращения из-за границы, должны были сообщить номера своих мобильных телефонов. Данные о номерах, дате госпитализации или постановки на карантин запрашивало Минкомсвязи и затем передавало операторам. А они уже предоставляли информацию о соблюдении гражданами режима изоляции.

Однако такой способ контроля за выполнением предписанных правил и выявления потенциальных носителей вируса представляет собой весьма опасное явление:

  • встает вопрос о законности сбора данных – например, к полномочиям Минкомсвязи не относится сбор информации о гражданах в целях охраны здоровья или обеспечения благополучной эпидемиологической обстановки;
  • есть риск, что сведения будут собирать не только для обеспечения благоприятной эпидемиологической обстановки, при этом граждане об иных целях могут и не подозревать;
  • неточная работа системы, которая собирает данные и их обрабатывает, может привести к тому, что будут приниматься решения о привлечении к ответственности граждан за нарушения, которые они не совершали;
  • в случае утечки данных информацию о перемещении человека и его контактах мошенники смогут использовать в своих интересах.

Предусмотренный контроль за заболевшими и контактировавшими с ними может быть оправдан, только если информация собирается на основе прозрачных процедур в конкретных целях и в объеме, который отвечает этим целям. В нынешних условиях возникают сомнения в том, что будет обеспечена должная безопасность данных и что их использование не приведет к нарушению прав граждан на неприкосновенность частной жизни и свободу передвижения.

Контроль за соблюдением режима изоляции с помощью мобильного трекинга повсеместно используется в странах с большим количеством зараженных лиц. Например, в Израиле правительство предоставило службе контрразведки и внутренней безопасности право запрашивать и обрабатывать данные о местоположении абонентов без их согласия для выявления лиц, которые контактировали с зараженными. В Армении властям также были предоставлены широкие полномочия по отслеживанию граждан. Они вправе получать об абонентах такие сведения, как номер телефона, местоположение, дата и время звонков и направления СМС. Во многих странах были разработаны мобильные приложения, которые позволяют отслеживать перемещение и контакты заразившихся лиц: TraceTogether – в Сингапуре, Health Code – в Китае и пр.

При этом введенные в зарубежных странах меры нельзя назвать безупречными. Вызывает вопросы законность сбора и обработки данных. Эти процедуры не являются прозрачными, что не позволяет оценить разумность пределов сбора информации; в некоторых странах данные собираются без согласия граждан; порядок принятия решений только на основании автоматической обработки данных допускает возможность совершения ошибок при ограничении свободы передвижения граждан.

Насколько вероятны сбои и ошибки в работе систем отслеживания?

Юрист Антонина Шишанова:

Во время действия режима повышенной готовности в Москве перемещение граждан, которые обязаны были соблюдать изоляцию, контролировали с помощью системы распознавания лиц и видеосистем фиксации нарушений на автомобильных дорогах. Для заболевших и контактировавших с ними разработали мобильное приложение «Социальный мониторинг», через которое они должны были направлять информацию, подтверждавшую добросовестное соблюдение ими режима карантина. Однако известны случаи, когда из-за технических недочетов системы назначались ошибочные штрафы. Причинами были отсутствие синхронизации в работе ведомств, неверные данные геолокации, не сделанное вовремя селфи из-за того, что приложение требовало сфотографироваться и пройти идентификацию в ночное время.

Руководитель группы поддержки продаж сетевых решений компании «Инфосистемы Джет» Дмитрий Каросанидзе:

Нарушителей карантина можно отслеживать по камерам видеонаблюдения, но они не везде подключены к единой системе контроля и не очень хорошо распознают людей в масках, головных уборах и очках. Чтобы доработать эту систему, нужны большие вложения. Контролировать передвижение людей можно по номерам автомобилей и проездным картам. Были идеи отслеживать людей по оплатам с банковских карт и через системы распознавания лиц в метро и банкоматах, но до этого дело не дошло.

Наиболее действенным способом может стать отслеживание по геопозиции телефона, но и тут есть огрехи. В плотной городской застройке и в местности, где мало базовых станций (приемопередающая аппаратура), невозможно точно определить местоположение абонента. В городской среде люди могут находиться в разных подъездах или на разных этажах, а системы отслеживания будут определять их как находящихся рядом и потенциально заразившихся. Кроме того, человек может просто оставить дома телефон.

Оптимальным вариантом в такой ситуации может оказаться привлечение людей к добровольному использованию системы мониторинга: человек осознанно загружает приложение на телефон и делится информацией о своем местоположении и контактах, а взамен получает данные о потенциально больных и их маршрутах, которые помогут ему избежать опасного взаимодействия. Многие европейские и азиатские страны применяют такую систему, только, к сожалению, она не всегда и не везде работает.

Оксана Оноприенко

Материал опубликован в разделе «АГ-Эксперт» на сайте «Адвокатской газеты» 15.07.2020

Кирилл Саськов

Адвокат
Партнер
Руководитель корпоративной и арбитражной практики

Cкачать VCARD

ПРОЕКТЫ