Комментарии в СМИ

«Гаражная реформа: чего ждать автомобилистам от законодателя»

Максим Алексеев, юрист практики по недвижимости и инвестициям «Качкин и Партнеры», высказался по поводу грядущих законодательных изменений, затрагивающих владельцев гаражей.

Владеть гаражом может быть не только радостью, но и головной болью, если гаражу уже больше 15 лет, а у вас нет документов ни на строение, ни на земельный участок. Его сложно оформить в собственность, а значит — продать, завещать и так далее. Проблемой озаботились власти, которые предложили законопроекты для решения этой проблемы. Но эксперты объяснили, что в них не так.

Владельцев гаражей может ждать новое регулирование. Его разработкой активно занялись власти. В этой сфере много проблем, говорится в пояснительной записке к законопроекту Минэкономразвития: сложно зарегистрировать права собственности членов гаражно-строительных кооперативов, потому что нет документов на земельные участки и гаражи. Нет законодательных понятий «гараж» и «гаражно-строительный кооператив».

Проблемы наблюдаются главным образом в регионах, объяснил руководитель Департамента недвижимости Минэкономразвития Алексей Бутовецкий. Он выступил на заседании Совета по кодификации, где рассматривался законопроект Минэка о гаражах. По словам Бутовецкого, зарегистрирована лишь небольшая часть таких построек. В большинстве случаев «нет никаких документов» для оформления давно построенных гаражей и гаражных комплексов, а также земли под ними. Все, что есть у граждан – членская книжка кооператива и документы, что они платят взносы. За пределами наиболее крупных городов никто не сносит такие гаражи и не идет в суд, чтобы добиться их сноса, продолжал Бутовецкий. Поэтому регионы попросили нормативную базу, которая помогла бы оформить права на отдельный гараж или комплекс, пояснил представитель Минэка.

Причиной инициативы регионов может быть, в том числе, стремление увеличить свои налоговые доходы. Когда де-юре не существующие гаражи выведут в юридическую плоскость, их можно будет обложить налогом на имущество. Кроме того, бюджеты различного уровня недополучают арендную плату и земельный налог, отмечается в пояснительной записке к законопроекту.

Лучше не трогать, чем испортить

Чтобы упростить регистрацию гаражей, законопроект определяет законодательные понятия и статус гаража, машино-места, некапитального гаража, гаражно-строительного кооператива и т.п. Кроме того, документ содержит комплекс мер по предоставлению участков, на которых размещены гаражи, возведенные до вступления в силу Градостроительного кодекса в 2004 году. Чтобы начать процедуру, потенциальные собственники должны подать заявление. Также законопроект ориентирует регионы принимать соответствующие законы и рекомендации по предоставлению гаражей и земельных участков.

Тем не менее, Совет по кодификации не поддержал законопроект. Его раскритиковали за путаницу понятий, низкую юридическую технику и избыточное регулирование. Как объяснил член Совета, профессор Евгений Суханов, в документе смешаны гаражи и гаражные кооперативы и объекты их собственности. «Даже если есть проблемы – такой закон их не решит», — отрезал докладчик. Гаражные кооперативы не имеют особенностей, которые бы требовали особенного регулирования, говорится в проекте заключения. Нет необходимости отдельно регламентировать делопроизводство в таком кооперативе и другие аспекты его работы.

Что касается оформления в собственность земельных участков под гаражами, это позволяет делать 234 ГК о приобретательной давности. А даже если и нужна некая упрощенная процедура – можно ограничиться изменениями в Земельный кодекс и не трогать другие законы, включая Гражданский кодекс, говорится в проекте заключения Совета.

Член совета, профессор Александр Маковский призвал законодателей к осторожности. По его словам, страна 30 лет прожила по правилу «Заплатил пай – гараж твой. Не заплатил – гараж кооперативный». Если неудачно поменять существующую конструкцию – это может затронуть интересы миллионов людей, причем не самых состоятельных, которые могут выйти на улицы, предупредил профессор. Он предложил идти другим путем: «Посмотрите со стороны кооператива. Это определенное образование. У него есть счета – значит, есть юридическое лицо. Выясните, что за разрешительная бумажка там есть, на основании чего он действует».

— Законодательное регулирование все-таки необходимо, — резюмировал глава Совета Павел Крашенинников. – Правовая неопределенность есть, но она только усиливается в этом законопроекте. Надо продолжить работу.

Новое о старом

Это не первая попытка решить «гаражную проблему». 30 августа 2019 года сам Павел Крашенинников внес в Госдуму свой законопроект (документ № 785806-7). В его пояснительной записке говорится, что зачастую владельцы не могут зарегистрировать свое право собственности на уже существующий гараж. А регулирование гаражных объединений сводится только к общим нормам, в результате – «непонятная схема управления, проблемы с использованием общего имущества, принадлежащего членам объединений».

Чтобы решить эти проблемы, депутат предлагает ввести легальные понятия гаража, машино-места и т.д., закрепить положения о доле каждого собственника и общем имуществе, определить формы объединений собственников, порядок их формирования и управления.

Законопроект одобряет руководитель практики имущественных и обязательственных отношений НЮС Амулекс Галина Гамбург. По ее словам, документ собрал то, что наработано правоприменительной практикой. Гамбург выделила правило о том, что при продаже гаража или машино-места в комплексе остальные собственники не имеют преимущественного права покупки. «На практике с этим иногда возникали сложности», — объяснила Гамбург.

Но другие ее коллеги раскритиковали законопроект. По их мнению, в большей степени документ воспроизводит положения Жилищного, Гражданского кодекса и т.п. с добавлением слов «гаражный кооператив». Такого мнения придерживается партнер Intellect Александр Латыев. Он и вовсе считает, что с гаражными комплексами не происходит «ничего страшного»: к ним применяются правила жилищного законодательства по аналогии, как принято в судебной практике.

Максим Алексеев из АБ Качкин и партнеры, наоборот, признает проблемы у владельцев гаражей – они пришли из советского прошлого, когда им не давали никаких документов и не было разрешительной документации. Но законопроект ничего не говорит о том, как им зарегистрировать свой гараж, отмечает Алексеев. А если законодатель видит проблему в трудностях управления гаражной собственностью – может, стоит подумать о разработке проекта об общей собственности, предлагает юрист.

Евгения Ефименко

Материал опубликован на портале «Право.Ru» 05.09.2019

ПОДЕЛИТЬСЯ

Дмитрий Некрестьянов

Адвокат, к.ю.н.
Партнер
Руководитель практики по недвижимости и инвестициям

Cкачать VCARD

ПРОЕКТЫ