Новое в регулировании

Принят порядок блокировки мобильных и иных приложений

8 июня 2020 года был опубликован Федеральный закон № 177-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Данный закон предусматривает процедуру блокировки мобильных приложений и иных программ, а также информационных ресурсов, с помощью которых такие приложения распространяются, в случае незаконного распространения объектов авторских и смежных прав, кроме фотографий и аналогичных объектов. Законом также внесены иные изменения, связанные с порядком блокировки информационных ресурсов.

Закон вступает в силу с 1 октября 2020 года.

1. Блокировка приложений, с помощью которых распространяется информация с нарушением авторских или смежных прав

Законом вводятся понятия «программное приложение», «владелец программного приложения», «владелец информационного ресурса, на котором размещено программное приложение».

Программное приложение – это программа для электронных вычислительных машин, посредством которой обеспечивается доступ в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», к объектам авторских и (или) смежных прав (кроме фотографических произведений и произведений, полученных способами, аналогичными фотографии) или к информации, необходимой для их получения с использованием информационно-телекоммуникационных сетей.

Владелец программного приложения – лицо, самостоятельно и по своему усмотрению определяющее порядок использования программного приложения.

Закон также оперирует понятием «владелец информационного ресурса, на котором размещено программное приложение, и (или) иное лицо, обеспечивающее размещение в информационно-телекоммуникационной сети, в том числе в сети «Интернет», программного приложения».

Из пояснительной записки и комментариев разработчиков закона в СМИ можно сделать вывод, что целью данного закона является обеспечение возможности блокировки мобильных приложений, а при необходимости – так называемых «магазинов мобильных приложений» («Play Store» от компании Google, «App Store» от компании Apple и иных).

Однако в указанных определениях не содержится указания именно на приложения, предназначенные для использования на мобильных устройствах. Соответственно, буквально положения законопроекта распространяются на любые программы, которые позволяют передавать или распространять тот или иной контент, в том числе на традиционные компьютерные программы, например, мессенджеры, браузеры, программы для облачного хранения файлов.

Законом также вводится процедура блокировки контента в таких приложениях, предусматривающая взаимодействие Роскомнадзора, владельца информационного ресурса и владельца программного приложения.

В соответствии с внесенными изменениями в статью 15.2 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» блокировка программных приложений в связи с нарушениями авторских или смежных прав, как и блокировка интернет-ресурсов («сайтов), осуществляется на основании судебного акта, вступившего в законную силу – как итогового судебного акта (которым заканчивается рассмотрение дела), так и определения об обеспечении иска или о введении предварительных обеспечительных мер.

Блокировка программных приложений при этом осуществляется в следующем порядке:

Если приложение невозможно заблокировать отдельно от остального информационного ресурса (у приложения нет собственного «адреса» или иного пригодного для «сепаратной» блокировки идентификатора), то блокируется доступ ко всему информационному ресурсу.

Снятие блокировки осуществляется в следующем порядке: в течение 3 рабочих дней с момента получения судебного акта, предусматривающего снятие блокировки, Роскомнадзор уведомляет об этом владельца информационного ресурса, тот, в свою очередь, в течение 1 рабочего дня уведомляет владельца мобильного приложения о возможности прекращения блокировки контента.

2. Иные изменения порядка блокировки информационных ресурсов

Законом также внесены иные изменения в статьи 15.3 и 15.4 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» — в частности, в порядок блокировки информации, распространяемой с нарушением закона, и в порядок блокировки информационного ресурса организатора распространения информации:

— изменяется срок информирования владельца информационного ресурса провайдером хостинга о необходимости удалить информацию, распространяемую с нарушением закона – теперь владелец информационного ресурса должен быть проинформирован незамедлительно, а не в течение суток;

— однако, в свою очередь, теперь владельцу информационного ресурса даются одни сутки на удаление информации, распространяемой с нарушением закона;

— уточняется порядок блокировки информационного ресурса и (или) программ для ЭВМ за неисполнение обязанностей организатора распространения информации (в том числе по хранению пользовательских данных): блокировка осуществляется на основании вступившего в законную силу решения суда, принятого по заявлению Роскомнадзора.

Скачать PDF

ПОДЕЛИТЬСЯ

Кирилл Саськов

Адвокат
Партнер
Руководитель корпоративной и арбитражной практики

Cкачать VCARD

ПРОЕКТЫ