Комментарии в СМИ

«Подписан Закон об интернет-агрегаторах»

Андрей Алексейчук, юрист практики по интеллектуальной собственности / информационным технологиям «Качкин и Партнеры», анализирует законодательные нововведения, касающиеся Интернет-агрегаторов.

29 июля 2018 года подписан Федеральный закон № 250-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей», которым вносятся изменения, касающиеся прав, обязанностей и ответственности владельцев «агрегаторов информации о товарах (услугах)».

Согласно изменениям, вносимым данным законом в преамбулу Закона о защите прав потребителей, под владельцами агрегаторов информации о товарах (услугах) понимаются юридические лица (независимо от организационно-правовой формы) и индивидуальные предприниматели, которые «являются владельцами программы для электронных вычислительных машин и (или) владельцами сайта и (или) страницы сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и которые предоставляют потребителю в отношении определенного товара (услуги) возможность одновременно ознакомиться с предложением продавца (исполнителя) о заключении договора купли-продажи товара (договора возмездного оказания услуг), заключить с продавцом (исполнителем) договор купли-продажи (договор возмездного оказания услуг), а также произвести предварительную оплату указанного товара (услуги) путем перевода денежных средств владельцу агрегатора в рамках применяемых форм безналичных расчетов». Поскольку данная формулировка не совсем понятно составлена, ее нужно разобрать более подробно.

Во-первых, из данного определения не совсем ясно, кто понимается под владельцем программы для ЭВМ или сайта в сети «Интернет». Исходя из системного толкования данной нормы, можно сделать вывод, что имеется в виду лицо, правомерно владеющее экземпляром программы для ЭВМ или сайта в сети «Интернет» и имеющее право предоставить возможность использования функций программы для ЭВМ / сайта в сети «Интернет» потребителям (правообладатель или администратор сайта).

Вторым критерием для отнесения лица к Интернет-агрегаторам является предоставление потребителю в отношении товара или услуги возможности одновременно:

  • ознакомиться с предложением продавца [1] о заключении договора;
  • заключить с продавцом договор;
  • произвести оплату товаров или услуг путем перечисления денежных средств владельцу агрегатора.

Опять же, хотя в определении это прямо не указано, по моему мнению, данное определение следует толковать так, что указанную выше деятельность владелец агрегатора осуществляет с использованием упомянутой программы для ЭВМ или сайта в сети «Интернет» (иначе упоминание о программе для ЭВМ / сайте в сети «Интернет» теряет смысл).

Таким образом, к владельцам агрегатора будут относиться юридические лица и индивидуальные предприниматели, владеющие программой для ЭВМ или сайтом в сети Интернет, с помощь которых потребитель может ознакомиться с предложениями продавцов и исполнителей, заключить с ними договор и оплатить такие товары (услуги), если оплата осуществляется потребителем непосредственно владельцу агрегатора. Под данные критерии попадает большинство популярных сервисов в этой области, например, Яндекс.Маркет, AliExpress, Яндекс.Такси и Uber, Airbnb и другие.

Владельцами агрегатора не будут являться:

  • физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями;
  • юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие указанную выше деятельность в отношении товаров и услуг физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, поскольку согласно преамбуле Закона о защите прав потребителей, такие лица не являются продавцами и исполнителями. Например, к агрегаторам не будут относиться различные сервисы объявлений, электронные ярмарки, фриланс-биржи, если на таких сервисах размещаются предложения только физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями;
  • лица, владеющие сервисами, позволяющими осуществить размещение информации о товарах (услугах) третьих лиц, если при этом не предоставляется возможность заключить договор с продавцом. Например, к агрегаторам не будут относиться сервисы скидок или купонов, электронные каталоги и т. п.;
  • лица, не принимающие оплату от потребителей.

В то же время следует учитывать, что к владельцам агрегаторов будут относиться все юридические лица и индивидуальные предприниматели, отвечающие указанным выше критериям, вне зависимости от:

  • территориального расположения владельца агрегатора;
  • количества продавцов, размещающих информацию на сервисе;
  • характера товаров и услуг, информация о которых размещается на сервисе;
  • иных функций, предоставляемых сервисом.

Перечислим основные положения Закона, касающиеся прав и обязанностей владельцев агрегаторов.

1. Владелец агрегатора обязан разместить на сайте в сети «Интернет» информацию о себе и о продавцах: наименование (ФИО), адрес, режим работы, ОГРН или ОГРНИП (пункт 12 статьи 9 Закона о защите прав потребителей [2]).

В отношении продавцов владелец агрегатора вправе вместо размещения информации указать ссылку на сайт продавца. Владелец агрегатора также обязан своевременно публиковать изменения данной информации в течение одного рабочего дня с момента получения информации об изменениях от продавца. Для продавцов устанавливается корреспондирующая обязанность (пункт 13 статьи 9 Закона о защите прав потребителей) сообщать владельцу агрегатора достоверную информацию, а также об изменениях в такой информации – также в течение одного рабочего дня.

За предоставление недостоверной информации о товаре (услуге) или продавце в отношении владельца агрегатора установлена ответственность – он обязан возместить убытки потребителю, причиненные вследствие предоставления такой информации. При этом владелец агрегатора освобождается от такой ответственности, если он не вносит никаких изменений в информацию, предоставленную продавцом.

2. Соглашением между владельцем агрегатора и продавцом на владельца агрегатора может быть возложена ответственность перед потребителем за исполнение договора, заключенного между потребителем и продавцом с использованием агрегатора и за соблюдение прав потребителей в связи с исполнением данного договора. Такая ответственность также может «вытекать из существа отношений между владельцем агрегатора и продавцом» (пункт 21 статьи 12 Закона о защите прав потребителей). Что имеется в виду под данной формулировкой, пока не ясно, но на всякий случай владельцам агрегаторов можно порекомендовать включать в соглашения с продавцами и в пользовательское соглашение сайта оговорку об исключении ответственности владельца агрегатора.

3. Согласно пункту 22 статьи 9 Закона о защите прав потребителей, потребитель вправе потребовать у владельца агрегатора возврата полученной владельцем агрегатора предоплаты, если товар (услуга) не были переданы или оказаны потребителю в срок, и потребитель направил продавцу уведомление об отказе от договора (при этом потребитель должен предоставить владельцу агрегатора подтверждение направления уведомления). Такое уведомление потребитель вправе направить через владельца агрегатора, если иное не предусмотрено соглашением между владельцем агрегатора и потребителем.

При этом владелец агрегатора вправе отказать потребителю в возврате суммы предоплаты, если владелец агрегатора получит от продавца подтверждение, что товар (услуга) были переданы (оказаны) потребителю надлежащим образом и в срок. В этом случае владелец агрегатора должен направить потребителю такое подтверждение вместе с отказом в возврате суммы предоплаты. Потребитель в случае несогласия с таким отказом вправе требовать возврата суммы предоплаты в судебном порядке. Из положений Закона прямо не следует, к кому может быть предъявлено требование о возврате предоплаты в судебном порядке, но с учетом того что потребитель уплачивает предоплату именно владельцу агрегатора, и претензия о возврате предоплаты также направляется владельцу агрегатора, можно сделать вывод, что потребитель вправе подать иск с требованием о возврате предоплаты именно к владельцу агрегатора. При этом, по моему мнению, наличие такого права не исключает возможности потребителя предъявить требование о возврате предоплаты непосредственно продавцу.

Закон также расширяет полномочия органов государственного надзора в сфере защиты прав потребителей, распространяя их на владельцев агрегаторов (статья 40, 41 Закона о защите прав потребителей).

Кроме того, Закон расширяет обязанности уполномоченных организаций и индивидуальных предпринимателей – обязывает их предоставлять информацию о себе и об изготовителе, которого они представляют (пункт 11 статьи 9 Закона о защите прав потребителей).

Закон вступает в силу с 1 января 2019 года.

[1] Здесь и далее под продавцом также подразумевается исполнитель работ, услуг

[2] Здесь и далее даются ссылки на Закон о защите прав потребителей в редакции Федерального закона от 29.07.2018 № 250-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей»

Материал опубликован на сайте Regforum.ru 06.08.2018

Кирилл Саськов

Адвокат
Партнер
Руководитель корпоративной и арбитражной практики

Cкачать VCARD

ПРОЕКТЫ