Комментарии в СМИ

«Всем выйти из сумрака: первый законопроект «о Крипте»

Руководитель практики по интеллектуальной собственности / информационным технологиям «Качкин и Партнеры» Екатерина Смирнова подготовила анализ законопроекта о регулировании криптовалют.

В конце января 2018 года Министерство Финансов РФ (далее – МинФин РФ) порадовало всех опубликованным проектом Федерального Закона «О цифровых финансовых активах» или простыми словами «законом о криптовалюте». По прогнозам МинФина РФ законопроект планируется внести на рассмотрение в Государственную Думу в конце февраля 2018 года. При этом стоит оговориться, что текст проекта в случае внесения в Государственную Думу и при прохождении в ней чтений еще не раз подвергнется доработке.

Прежде всего, надо сказать, что работа над проектом велась долго (хотя в законопроекте всего 5 статей), участие в обсуждениях принимал и Центральный Банк РФ (далее – ЦБ РФ). Однако, в конечном итоге МинФин РФ и ЦБ РФ несколько разошлись во взлядах, в том числе в отношении операций по обмену, о чем речь пойдет далее, а в сети Интернет в начале года появилось два проекта закона (привожу ссылки на первый и второй).

Почему законопроект о криптовалюте так ждали?

Во-первых, наконец-то были предложены правовые определения ключевых понятий в данной сфере

Таких, как криптовалюта, токен, блокчейн, майнинг, смарт контракт, а следовательно, сделана попытка определить их правовой статус.

Так, вводится новое для нашего законодательства понятие «цифровой финансовый актив». Под ним понимается имущество в электронной форме, созданное с использованием шифровальных (криптографических) средств. Под данное понятие подпадает криптовалюта и токен.

Приведены и определения самих понятий криптовалюта и токен.

Криптовалюта – это вид цифрового финансового актива, создаваемый и учитываемый в распределенном реестре цифровых транзакций участниками этого реестра в соответствии с правилами ведения реестра цифровых транзакций.

Токен – вид цифрового финансового актива, который выпускается юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (эмитент) с целью привлечения финансирования и учитывается в реестре цифровых записей.

Таким образом, исходя из выбранного МинФином РФ подхода следует, что криптовалюту и токены, с точки зрения правовой природы, предлагается отнести к такому объекту гражданских прав, как имущество.

Какое же это имеет практическое значение? Признание криптовалюты и токенов имуществом, например, означает, что сделки с ними являются объектом налогообложения, на такое имущество можно обратить взыскание.

Право собственности на имущество в виде цифрового финансового актива удостоверяется путем внесения цифровых записей в реестр цифровых транзакций, что напоминает регулирование бездокументарных ценных бумаг.

Очень важно отметить, что МинФином РФ прямо закрепляется, что цифровые финансовые активы не являются законным средством платежа на территории Российской Федерации, а им может быть только рубль.

Проектом также вводится определение понятия блокчейна как «распределенного реестра цифровых транзакций», который определили как систематизированную базу цифровых транзакций, которые хранятся, одновременно создаются и обновляются на всех носителях у всех участников реестра на основе заданных алгоритмов, обеспечивающих ее тождественность у всех пользователей реестра.

Определен и статус валидаторов (от англ. validate — подтверждать) то есть пользователей/майнеров, осуществляющих проверку транзакций с криптовалютой путем записи информации о таких транзакциях в блоки системы блокчейн в целях подтверждения легитимности транзакции (считается, что транзакция легитимна после записи в 6 блоках).

Как следует из законопроекта валидатором может быть юридическое или физическое лицо, являющееся участником реестра цифровых транзакций и осуществляющее деятельность по валидации цифровых записей в реестре цифровых транзакций в соответствии с правилами ведения реестра цифровых транзакций.

«Майнинг» определен как предпринимательская деятельность, направленная на создание криптовалюты и/или валидацию с целью получения вознаграждения в виде криптовалюты. В связи с тем, что майнинг предлагается отнести к предпринимательской деятельности, то можно предположить, что такая деятельность также будет облагаться налогом.

Вводится определение «смарт-контракта» как договора в электронной форме, исполнение прав и обязательств по которому осуществляется путем совершения в автоматическом порядке цифровых транзакций в распределенном реестре цифровых транзакций в строго определенной им последовательности и при наступлении определенных им обстоятельств. Указывается, что защита прав сторон смарт-контракта осуществляется по аналогии с защитой прав сторон договора, заключенного в электронной форме.

И наконец дано определение «цифровому кошельку» — программно-техническое средство, позволяющее хранить информацию о цифровых записях и обеспечивающее доступ к реестру цифровых транзакций.

Во-вторых, в законопроекте описано правовое регулирование операций с цифровыми активами

Прежде всего, МинФин РФ высказался по поводу операций по обмену цифровых финансовых активов на иные виды финансовых активов, рубли, иностранную валюту. На сегодняшний день такие операции свободно проводятся на так называемых криптовалютных биржах (например, Exmo) и обменниках.

В случае принятия законопроекта в существующем виде такие операции смогут осуществляться не всеми, а только специальными операторами обмена цифровых финансовых активов. Ими смогут быть только юридические лица, которые либо созданы в соответствии с законодательством Российской Федерации и осуществляют брокерскую, дилерскую деятельность или деятельность по управлению ценными бумагами в соответствии с Федеральным законом «О рынке ценных бумаг», либо юридическими лицами, являющимися организаторами торговли в соответствии с Федеральным законом «Об организованных торгах».

Кроме того, все операции по обмену предполагается осуществлять в соответствии с Правилами организованных торгов цифровыми финансовыми активами, зарегистрированными в ЦБ РФ.

В настоящий момент деятельность организаторов обмена криптовалюты и токенов в РФ никак не урегулирована, что допускает участие в ней любых лиц. В случае принятия законопроекта, многие площадки будут отстранены от данного вида деятельности. Тем самым предполагается защитить участников рынка от мошеннических действий.

Что интересно, в законопроекте, который представил ЦБ РФ имеются расхождения в этой части. По более консервативному мнению ЦБ РФ, операции по обмену должны быть разрешены только в отношении токенов, но не криптовалюты. По всей видимости, это было вызвано сложностями в контролировании эмиссии криптовалюты, ее высокой волатильностью.

И в-третьих, МинФин РФ также предлагает урегулировать ICO

Которое до настоящего момента также находилось в серой зоне правового регулирования.

Под выпуском токенов (ICO) в законе предлагается понимать последовательность действий, направленную на отчуждение эмитентом токенов их приобретателям (примечание – по аналогии с размещением акций).

В настоящий момент такого регулирования в РФ не существует, и выпуск токенов может осуществлять любое лицо без каких-либо ограничений.

Предлагается ввести следующие ограничения:

  • У токена определенного вида может быть только один эмитент.
  • Лица, не являющиеся квалифицированными инвесторами (в соответствии с Федеральным законом от 22.04.96 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»), могут приобрести в рамках одного выпуска токены на сумму не более пятидесяти тысяч рублей. При этом такие лица могут приобретать токены только путем их зачисления на специальный счет, открываемый приобретателю токена оператором обмена, который сам является владельцем цифрового кошелька.

В случае же приобретения токенов лицами, являющимися квалифицированными инвесторами, цифровой кошелек может быть открыт на имя самого квалифицированного инвестора.

Предложено и краткое описание процедуры ICO:

1 шаг: эмитент токенов должен опубликовать в Интернете 1) публичную оферту с предложением о приобретении выпускаемых им токенов, 2) инвестиционный меморандум, а также иные документы, необходимые для выпуска токенов. Такая публикация должна быть произведена не позднее чем за 3 рабочих дня до указанной в оферте о выпуске токенов даты начала заключения договоров. До опубликования оферты о выпуске токенов выпускаемые токены не могут предлагаться потенциальным приобретателям в любой форме и любыми средствами с использованием рекламы.

МинФином РФ предлагается регулировать и содержание оферты. Она должна содержать сведения об эмитенте и его бенефициаре (при наличии); сведения о валидаторе; сведения о лице, осуществляющем депозитарную деятельность, которому передаются на хранение экземпляры публичной оферты о выпуске токенов и инвестиционного меморандума (в случае, если эмитент самостоятельно учитывает права владельцев токенов); права, предоставляемые владельцу токена и порядок осуществления таких прав; цену приобретения выпускаемого токена или порядок ее определения; дату начала заключения договоров о приобретении выпускаемых токенов; порядок направления акцепта публичной оферты о выпуске токенов, а также порядок оплаты приобретаемых токенов; указание на то, что лица, не являющиеся квалифицированными инвесторами, могут приобрести в рамках одного выпуска токены на сумму не более пятидесяти тысяч рублей; правила ведения реестра цифровых транзакций; информацию о порядке открытия цифровых кошельков, используемых для хранения информации о приобретаемых токенах и порядке доступа к реестру цифровых транзакций, иные сведения, определенные эмитентом.

Также предложены требования к инвестиционному меморандуму, который должен содержать: сведения об эмитенте;сведения об акционерах (участниках) эмитента, а также о структуре и компетенции органов управления эмитента;основные цели выпуска токенов и направления использования средств, полученных в результате выпуска токенов. В случае если выпуск токенов осуществляется с целью финансирования определенного проекта, приводится описание такого проекта, в том числе бизнес-план (при наличии) и сроки реализации проекта;иная информация, которую эмитент посчитает необходимым указать в инвестиционном меморандуме.

Как оферта, так и инвестиционный меморандум должны быть подписаны лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа юридического лица – эмитента или индивидуальным предпринимателем-эмитентом. При этом оферта должна быть подписана усиленной квалифицированной подписью.

2 шаг: непосредственное заключение договоров (в том числе в форме смарт-контракта), направленных на отчуждение и оплату токенов их приобретателями.

Безусловно, предложенное правовое регулирование с таким набором ограничений вряд ли понравится участникам свободного до сей поры рынка криптовалюты, ведь тем самым подрываются основные принципы, на которых построена вся система: анонимность (конечно, относительная), самоорганизация, независимость от государства. Кроме того, законопроект выглядит пока достаточно абстрактным и не регулирует многие нюансы данного вида деятельности и содержит много вопросов.

Однако можно найти и свои плюсы в случае принятия законопроекта. Во-первых, криптовалюты и ICO будут не запрещены в России. Также в случае принятия законопроекта появится определенность в вопросе того, что криптовалюта является имуществом (споры относительно этого велись очень долго). Кроме того, появится ясность в вопросах законности приобретения криптовалюты, привлечения финансов за счет выпуска токенов. Стоит надеяться и на некую прозрачность самого процесса ICO, что должно будет защитить приобретателей токенов как слабую сторону. Участники рынка также будут понимать, возникает ли у них налоговая обязанность и что их ждет в случае ее несоблюдения.

Материал опубликован в рубрике «Post scriptum» на сайте Regforum.ru 12.02.2018

Кирилл Саськов

Адвокат
Партнер
Руководитель корпоративной и арбитражной практики

Cкачать VCARD

ПРОЕКТЫ