Комментарии в СМИ

«Робокар Поли зовёт в суд. Создатель мультфильма борется с контрафактом игрушек»

Антон Лалак, адвокат, юрист корпоративной и арбитражной практики АБ «Качкин и Партнеры», комментирует материал о борьбе с контрафактной продукцией в России.

Обладатель товарного знака «Робокар Поли», компания ROI VISUAL из Южной Кореи, инициировал ряд судебных исков к петербургским продавцам игрушек. Компания намерена взыскать с продавцов контрафакта компенсацию за нарушение своих авторских прав. Доля контрафакта в России растёт, и борьба с ним только с помощью судов не изменит ситуацию, отмечают юристы.

По данным картотеки арбитражных дел, ROI VISUAL подала иски к 11 петербургским индивидуальным предпринимателям, которые продают игрушки. Сумма исковых требований составляет от 10 тыс. до 120 тыс. рублей.

Связаться с ответчиками не удалось. В свою очередь, директор европейского офиса ROI VISUAL Андрей Ежов сообщил, что иски направлены на защиту интересов потребителей, а также правообладателя, лицензиатов и добросовестных продавцов. «Взыскание компенсации — лишь один из способов очистки рынка от контрафакта. Можно вместо суда перейти на «белую» сторону, закупив оригинальную продукцию. Мы с этим помогаем», — добавил он.

По данным ROI VISUAL, компания вместе с ООО «Правовая группа «Интеллектуальная собственность» активно борется с контрафактом в России с 2019 года. Суды с компаниями, продававшими контрафактных мультяшных героев, прошли в Новосибирске, Тамбовской, Архангельской, Воронежской областях, Красноярском крае и других регионах. Аналогичная работа ведётся и в Петербурге. «Количество выигранных судов приближается к 3 тысячам», — сообщил Андрей Ежов.

Детские персонажи

«Робокар Поли» — это корейский детский мультсериал, созданный компаний ROI VISUAL Co. Он рассказывает о приключениях спасательной команды машин-трансформеров. Игрушки в виде машин, созданные по мотивам сериала, считаются довольно популярными среди детей в возрасте 2-4 лет.

По словам экспертов, одним из наиболее частых вариантов выявления контрафакта является контрольная закупка продукции с видеофиксацией. Затем подается иск о денежной компенсации за нарушение прав, в том числе на использование изображений. Как правило, правообладатели делегируют задачи по мониторингу рынка юридическим компаниям, которые оказывают услуги по борьбе с контрафактом.

«Такой вариант работы требует приложения значительных усилий и в этой связи преимущественно популярен среди крупных корпораций», — говорит Антон Лалак, адвокат, юрист корпоративной и арбитражной практики АБ «Качкин и Партнеры».

«Ещё один способ борьбы с контрафактом — привлечение таможенных органов к контролю за оборотом этой продукции на границе. Это может происходить за счет включения, например, товарных знаков в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности конкретной страны или, например, за счет рассылки в адрес таможенных органов писем с просьбами контролировать поставки продукции с инструкциями по выявлению контрафакта. В данном случае таможенные органы уже будут самостоятельно инициировать дела о привлечении нарушителей к административной ответственности», — рассказывает Антонина Шишанова, юрист практики интеллектуальной собственности Capital Legal Services.

По мнению экспертов, у ROI VISUAL шансы выиграть суды довольно велики. «В большинстве таких споров суд вставал на их сторону. Не думаю, что в этот раз будет другой результат», — комментирует Дмитрий Урякин, юрист Maxima Legal.

«Учитывая, что компания активно проводит работу по защите своих прав, все предпосылки для её продолжения налицо. В дальнейшем это уже будет зависеть от эффективности и целесообразности предпринимаемых мер», — отмечает Антон Лалак.

Цена вопроса

По словам экспертов, проблема контрафактных игрушек год от года становится всё острее. По данным компании BrandMonitor, почти четверть российского рынка игрушек заполнена нелегальным товаром. Оборот сектора контрафакта — 30 млрд рублей в год (львиная доля реализуется через офлайн), и это максимальный показатель за последние 3 года.

По подсчетам BrandMonitor, 35% контрафакта приходится на игрушечных роботов, еще около 30% — игрушечное оружие, столько же — куклы.

Популярность подделок связана прежде всего с их ценой. Так, средняя стоимость оригинальной куклы составляет 1,2 тыс. рублей, а поддельной — 500 рублей. Оригинальный набор игрушечной железной дороги обходится потребителям в среднем в 2 тыс. рублей, а контрафактная продукция стоит всего 800 рублей.

О том, что контрафакта на рынке много, говорят и правообладатели торговых марок. «Пиратский рынок в России по-прежнему является существенной проблемой. Мы постоянно сталкиваемся с контрафактной продукцией, поскольку занимаемся известными брендами: «Смешариками», «Фиксиками», «Малышариками». Контрафакт — обратная сторона популярности лицензии. Чаще всего это игрушки, услуги аниматоров, кондитерские изделия и текстиль. В основном это происходит от незнания или от отсутствия юридической культуры в отношении авторских прав. За последние 3 года у нас было более 2 тыс. дел», — рассказала Майя Москвичева, гендиректор лицензионного агентства «Мармелад Медиа».

Если говорить о каналах распространения, то сетевая торговля сейчас переходит «на светлую сторону» и тщательно следит за происхождением товаров. А главным пристанищем пиратов остаются рынки, продажи через лотки и небольшие киоски. «Аккаунты в социальных сетях, особенно в Instagram и VK, — реальные каналы, которые используются для продвижения пиратской продукции. Блогеры практически неуловимы для применения мер юридической ответственности за нарушение прав», — сетуют в ГК «Рики».

Исков всё больше

Юристы также отмечают, что в последние годы в России увеличилось число исков по защите прав на товарные знаки. Сегмент товаров для детей не стал исключением.

По словам Дмитрия Урякина, только за прошлый год суды вынесли больше 400 решений по спорам о защите прав на персонажи из мультфильма «Маша и Медведь». Также более 800 решений по спорам о защите прав на персонажи из мультфильма «Свинка Пеппа» и больше 500 решений по спорам о защите прав на персонажи из мультфильма «Фиксики».

По данным Capital Legal Services, только за 2021 год студия анимационного кино «Мельница» (обладатель прав на мультфильмы серии «Три богатыря», «Барбоскины», «Конь Юлий») подала в арбитражные суды разных регионов более 550 исков о защите прав на различные объекты интеллектуальной собственности.

«Такое значительное количество дел показывает уничижительное отношение к чужой интеллектуальной собственности в нашей стране, а также подсвечивает определенную неэффективность судебной защиты нарушенных интеллектуальных прав, что во многом связано с размерами взыскиваемых судами компенсаций. Если нарушитель понимает, что за продажу чужой игрушки в худшем случае отдаст 50 тыс. рублей, получив от незаконной деятельности существенно большую выручку, он без сомнений пойдет на нарушение», — заключает Дмитрий Урякин.

О проблемах в сфере борьбы с контрафактом говорит и Антон Лалак. «В судебном порядке удается добиться запрета для конкретного лица продолжать нарушения исключительных прав, но это не гарантирует, что его место не займет другое лицо и не придется всё начинать сначала. Кроме того, взыскать крупные компенсации за нарушение исключительного права пока получается нечасто», — комментирует эксперт.

О том, что суды не смогут сократить долю контрафакта, говорит и Антонина Шишанова. По её словам, в основном в рамках подобной борьбы с контрафактом к ответственности привлекаются отдельные продавцы, которые занимаются перепродажей приобретенной у другого лица контрафактной продукции. «Это не позволяет бороться непосредственно с производством подобного товара», — поясняет она.

По мнению Дмитрия Урякина, доля контрафакта может сократиться, только если суды перестанут снижать размер компенсации до стоимости контрафактной игрушки и начнут взыскивать с нарушителей судебные издержки в существенном объеме, не снижая их до пресловутых «разумных пределов». «И судебные издержки для правообладателей, которые борются за свои права, не должны быть больше, чем сумма присужденной им компенсации. Но пока это именно так», — заключил эксперт.

Екатерина Фомичева

Материал опубликован на сайте «Нового проспекта» 08.09.2021

Кирилл Саськов

Адвокат
Партнер
Руководитель корпоративной и арбитражной практики

Cкачать VCARD
Кирилл Саськов

Адвокат
Партнер
Руководитель корпоративной и арбитражной практики

Cкачать VCARD

ПРОЕКТЫ