Комментарии в СМИ
«Нелегальных мигрантов отстранят от госзаказа»
Ирина Митина, старший юрист практики по ГЧП и инфраструктуре «Качкин и Партнеры», приветствует расширение списка требований к участникам конкурсов государственного заказа.
Депутаты Законодательного собрания Санкт-Петербурга предлагают внести изменения в федеральное законодательство, благодаря которым компании, которые за последние пять лет были пойманы на использовании труда нелегальных мигрантов, к выполнению госзаказа допускаться не будут.
Депутаты городского парламента приняли за основу постановление об изменении Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
Петербургский парламент предлагает установить в качестве обязательного требования к участнику размещения заказа на государственные и муниципальные нужды отсутствие факта его привлечения к административной ответственности за совершение нарушений, предусмотренных ст. 18.15 КоАП РФ (незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства), в течение пяти лет до дня подачи заявки на участие в конкурсе.
Как передает asninfo.ru, разработчики документа полагают, что подобная мера поможет решить проблему нелегальной трудовой миграции, а действующее наказание за привлечение к труду нелегальных мигрантов в виде штрафа или приостановления деятельности предприятия считают явно недостаточным.
Участники рынка в целом отнеслись к инициативе положительно.
В настоящее время требования к поставщикам касаются главным образом тех факторов, которые напрямую могут повлиять на исполнение заказа – отсутствие процедуры банкротства, долгов перед бюджетом, нарушений по ранее исполняемым контрактам и др. «Предлагаемый городом критерий является, скорее, характеристикой добросовестности участника гражданского оборота, а сама поправка должна стимулировать соблюдение трудового законодательства», – говорит Ирина Митина, старший юрист практики по инфраструктуре и ГЧП «Качкин и партнеры».
Максим Клягин, аналитик УК «Финам Менеджмент», согласен с тем, что новые требования могут стать дополнительным инструментом повышения прозрачности и сбалансированности рынка труда, так как предполагается довольно существенная экономическая мотивация снижения незаконной эксплуатации труда мигрантов.
«Заработная плата мигрантов, занятых преимущественно неквалифицированным трудом, варьируется в широком диапазоне от 10 до 20 тыс. рублей, что в среднем в 2 2,5 раза ниже аналогичного показателя для российских граждан. Вполне очевидно, что в случае незарегистрированной миграции задаются еще более низкие стандарты трудовых отношений. Таким образом, снижение расходов на рабочую силу у недобросовестных предпринимателей, использующих подобные практики, может достигать значительных масштабов», – рассказал Максим Клягин.
Доля иностранных работников (с учетом незарегистрированного трафика) в общем объеме занятых трудовой деятельностью в РФ, по экспертным оценкам, варьируется в диапазоне 7-10%. То есть по верхней границе количество трудовых мигрантов составляет около 7 млн человек.
Согласно некоторым экспертным подсчетам, прежде всего в результате налоговых потерь ежегодные издержки экономики РФ от последствий нелегальной трудовой миграции оцениваются примерно в 40 млрд рублей.
«В предложении Законодательного собрания не урегулирован вопрос о проверке соответствия поставщика указанному требованию. В настоящее время участник торгов лишь декларирует свое право на подачу заявки, а проверку при необходимости осуществляет сам госзаказчик. Возможно, аналогичная процедура будет использована и в отношении нового критерия. Между тем его проверка является довольно обременительной и требует направления запросов в миграционную службу, а также проверки обжалования постановлений УФМС в суде», – рассуждает госпожа Митина.
«Одновременно необходимо подчеркнуть, что на сегодняшний день функционирование большого количества отраслей невозможно без притока дешевой рабочей силы из-за рубежа. В дальнейшем ситуация будет только усугубляться. Можно отметить, что на текущем этапе, несмотря на некоторые улучшения в последние 2-3 года (в частности, снижение уровня смертности и рост рождаемости), демографический кризис в России продолжает развиваться, что формирует более чем существенные угрозы для страны уже в среднесрочной перспективе», – обращает внимание господин Клягин. Он считает, что уже сегодня России необходимо расширение миграционного притока и привлечение дополнительной иностранной рабочей силы, хотя это, естественно, оказывает определенное давление на рынок труда, создает дополнительные риски, в том числе социальные. Однако они в целом могут быть нивелированы за счет активного развития экономики.
Роман Русаков