Комментарии в СМИ

«Эксперты: могут ли российские мобильные приложения стать обязательными»

Руководитель практики по интеллектуальной собственности / информационным технологиям «Качкин и Партнеры» Екатерина Смирнова полагает, что пользователям должна быть обеспечена свобода выбора при установке приложений на мобильные устройства.

На прошлой неделе стало известно, что Федеральная антимонопольная служба (ФАС) cобирается обязать производителей смартфонов и планшетов разрешать пользователям предустанавливать на устройство любые сервисные приложения, в том числе российские. Такие требования ведомство совместно с Минкомсвязи и Роспотребнадзором планирует проработать к сентябрю 2018 года. Ранее «Яндексу» удалось добиться примерно того же на ОС Android, куда приложения Google устанавливались автоматом.

Чего хочет ФАС

«В ФАС часто поступают жалобы граждан на предустановленные сервисные приложения на телефонах, смартфонах, планшетах и т.п. Зачастую они устанавливаются на оборудование связи автоматически и без возможности удаления, — сообщается на сайте ФАС. — Чтобы решить проблему комплексно, ФАС предложила подготовить изменения в законодательство об установлении требований к пользовательскому оборудованию связи по наличию предустановленных отечественных программных продуктов (сервисных приложений), таких стандартных как браузер, почта, аудио-проигрыватель и другие аналогичные функциональности».

ФАС поясняет, что, если российский аналог приложения существует, то производитель мобильного устройства обязан предложить его потребителю. В ФАС считают, что это не только расширит возможности выбора, но и станет стимулом для российских разработчиков конкурировать с цифровыми гигантами. Также, по мнению ФАС, у пользователей должна появиться опция полного удаления предустановленных программ.

Уже разработан проект плана мероприятий в области информационных технологий. В частности, там указано, что к сентябрю 2018 года должны появиться требования к пользовательскому оборудованию по наличию предустановленных отечественных программных продуктов. Кроме того, должны появиться требования и относительно опции по полному удалению всех предустановленных программ. В качестве исполнителей фигурируют Минкомсвязь, ФАС и Роспотребнадзор.

Предустановленное ПО: вечная проблема

Эксперт «Финама» Леонид Делицын напоминает, что проблема предустановленных приложений появилась не вчера. «Она тянется уже более двадцати лет, по крайней мере с того момента, как предустановленный на десктопы и ноутбуки браузер Internet Explorer быстро вытеснил пионера рынка, браузер Netscape, — вспоминает Леонид Делицын. — Компания Microsoft, которая занимала тогда практически монопольное положение на рынке операционных систем, стимулировала производителей «железа» скидками, поэтому они очень охотно продавали компьютеры вместе с операционкой. Это избавляло пользователей от лишней работы, однако Netscape и любые другие софтверные разработки автоматически попадали в разряд «лишних». В итоге Netscape быстро исчезла».

Позже регуляторная мировая практика опять натыкалась на те же грабли. В 2009 году регуляторные органы Европейского союза вынесли предписание компании Microsoft при установке операционной системы Windows предлагать пользователям возможность установить один из 5 различных интернет-браузеров, помимо собственного браузера компании (Internet Explorer). Данное предписание было вынесено по жалобе компании Opera, которая разрабатывала одноименный браузер. В результате, компания Microsoft, в течение всего срока действия предписания (5 лет) предлагала при установке операционной системы браузеры своих конкурентов.

В 2016 году Европейский суд в споре между Венсаном Деру-Бланкаром и компанией Sony суд постановил, что продажа электронных устройств с уже предустановленным на нем программным обеспечением не является недобросовестной коммерческой практикой и не нарушает прав потребителей, если продажа осуществляется честно, открыто и не вводит потребителей в заблуждение.

Как отмечают юристы компании «Качкин и Партнеры», в России вопрос о допустимости предустановки определенного программного обеспечения на электронные устройства также поднимается ФАС не в первый раз. Они напоминают об известном конфликте «Яндекс» и Google в 2015 году, когда ФАС встала на строну российской компании и признала Google виновной в нарушении антимонопольного законодательства.

В результате Google запретили по умолчанию предустанавливать свой поиск на мобильных устройствах и приоритетно размещать иконки приложений Google, отказывать производителям предустанавливать приложения конкурентов. «Начавшийся по жалобе «Яндекса» спор между ФАС и Google в 2017 году был урегулирован мировым соглашением, в соответствии с условиями которого Google отказался от эксклюзивной предустановки приложений на мобильных устройствах Android и от ограничения предустановки приложений третьих сторон, в том числе, на начальный экран устройства», — поясняет руководитель практики по интеллектуальной собственности / информационным технологиям «Качкин и Партнеры» Екатерина Смирнова.

Россия. Прогнозы

По мнению эксперта «Финама», регуляторы вряд ли потребуют устанавливать российское ПО, но они могут запретить предустанавливать ПО в принципе. «Подобно тому, как американский судья двадцать лет назад в ходе антимонопольного процесса запретил компании Microsoft требовать от производителей компьютеров, устанавливать Windows с кнопкой браузера Internet Explorer на самом видном месте», — снова напомнил Леонид Делицын.

Тем не менее, юристы опасаются, что инициатива ФАС может привести к обязательной предустановке российских приложений на мобильных устройствах. «Пользователям должна быть обеспечена именно свобода выбора: приобретая устройство, загружая его, им должно быть представлено несколько вариантов того, что они могут установить на свое мобильное устройство; любое приложение, которое уже будет установлено на устройстве, пользователь также должен иметь возможность удалить и заменить его приложением другого разработчика», — считает Екатерина Смирнова.

По ее мнению, вопрос об обязании производителей устанавливать определенное российское ПО на устройства, продаваемые на российском рынке, не должен подниматься вообще. «Достаточно обеспечить, чтобы при загрузке электронного устройства, пользователю было доступно определенное информационное сообщение, в котором и сообщалось бы о возможных альтернативах отдельным приложениям, которые он может себе загрузить и установить».

А вот представитель российской ассоциации торговых компаний и производителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) Антон Гуськов и вовсе считает, что вопрос предустановленных приложений в смартфонах должен решаться исключительно рыночными механизмами. «Как правило, операционные системы таких устройств открыты для установки любых подходящих приложений, — поясняет он. — И если пользователь хочет, он может их у себя разместить. Если ПО будет пользоваться спросом, его будут ставить, в том числе вендоры. Проблем с продвижением таких продуктов нет. Отечественные разработчики ПО не бедные, они могут сами продвигать свои продукты. Тем более, что для русскоязычных пользователей больше привлекает русскоязычный продукт».

Своей инициативой, считают эксперты, регулятор продвигает гипотетическую российскую цифровую экономику. «Чтобы она появилась, нужно чтобы российским софтом кто-нибудь пользовался, а поскольку пример «Антивируса Касперского» показывает, что за рубежом такое использование быстро пресекут, нужно оставить российским разработкам какой-нибудь шанс хотя бы внутри страны», — считает Леонид Делицын.

Министр связи и массовых коммуникаций Николай Никифоров в рамках Экспертного совета по российскому программному обеспечению (ПО) при Минкомсвязи России сообщил, что всего на сегодняшний день в реестре российского ПО зарегистрировано 4510 отечественных программных продуктов.

Материал опубликован на сайте Telecom Daily 03.05.2018

Кирилл Саськов

Адвокат
Партнер
Руководитель корпоративной и арбитражной практики

Cкачать VCARD

ПРОЕКТЫ