Комментарии в СМИ
«Закон и порядок. Андрей Алексейчук – о правовом регулировании в сфере больших данных»
Андрей Алексейчук, старший юрист практики по интеллектуальной собственности и информационным технологиям АБ «Качкин и Партнеры» комментирует материал о правовом регулировании в сфере больших данных.
Законодательство в этой части развивается в трех глобальных направлениях.
- Во-первых, реформируется законодательство о персональных данных. В результате, усиливается роль органов государственной власти, а на операторов возлагается большее количество обязанностей и ограничений, в первую очередь, бюрократических.
- Во-вторых, в ряде отраслей допускается существенное смягчение или освобождение от соблюдения правового регулирования, связанного с обработкой данных — речь о так называемых «экспериментальных правовых режимах». Соответственно, отдельные участники рынка, вошедшие в такой режим, могут под контролем государства получить преимущества перед всеми остальными.
- В-третьих, развивается антимонопольное регулирование в сфере больших данных. Необоснованный отказ владельца больших данных в предоставлении доступа к ним или злоупотребление этими правами может рассматриваться как недобросовестная конкуренция.
По сути, сейчас есть три основных закона:
- закон о персональных данных, регулирующие отношения, связанные с обработкой персональных данных человека,
- закон об информации, информационных технологиях и о защите информации, регулирующий вопросы накопления и обработки данных в целом,
- закон о защите конкуренции, препятствующий злоупотреблению со стороны владельцев больших данных.
Экспериментальные правовые режимы (песочницы) регулируются отдельными законами и принятыми в соответствии с ними постановлениями Правительства РФ. Если оценивать правовое регулирование, то, мне кажется, что мы идем по условному «китайскому пути».
Проекты, связанные с накоплением, обработкой и хранением больших данных будут выстраиваться, в первую очередь, вокруг государственных информационных систем, а взаимный обмен и обогащение этих данных будет происходить под контролем государства.
Уже сейчас почти во всех сферах сервисы, идентифицирующие граждан, обязаны подключиться к государственной Единой системе идентификации и аутентификации. Использование биометрии, в свою очередь, может осуществляться только в рамках Единой биометрической системы – тоже государственной. Условные обычные горожане, с одной стороны, будут испытывать удобство от того, что их данные хранятся в одном месте и по понятным правилам, а с другой — неудобство из-за того, что государство и привлеченные им частные компании все про граждан знают.